slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Любовью за любовь

К 110-летию со дня рождения Тихона Хренникова

Т.Н. Хренников

В преддверии знаменательной даты поэтесса Нина Краснова встретилась с уже выступавшим в «Слове» (№ 4 / 2023) певцом Павлом Щербининым и побеседовала с ним о великом русском композиторе Тихоне Николаевиче Хренникове (10.06.2013 — 14.08.2007), о значении его музыки в судьбе певца.

Любовью за любовь вознагражу я,

И станет сердце дикое ручным.

Вильям Шекспир.

— Павел Петрович, сегодня у нас с Вами речь пойдёт о великом русском композиторе Тихоне Хренникове, народном артисте СССР и России… Вы поёте его сочинения. С чего началась Ваша любовь к нему? Когда Вы впервые открыли для себя его творчество?

— В 1983 году, когда мне было 11 лет, на экраны кинотеатров вышел музыкальный художественный фильм «Любовью за любовь». Посмотрев его, я был просто очарован красотой музыки Тихона Николаевича. В фильме звучала вокальная и балетная музыка композитора, «Сонет № 40». И я помню до сих пор, что лично для меня это было гармонически что-то заподнебесное. А ходил я на этот фильм в кинотеатр более 10-ти раз, точно, и когда я слушал сонет Хренникова, у меня учащался пульс, и я чувствовал мурашки по коже. Вот до такой высокой степени он магически действовал на меня, и действует до сих пор. И я знаю, что это будет со мной до конца.

— То есть вы с малых лет открыли для себя музыку Хренникова и прониклись любовью к ней…

— Да. И я помню ощущение счастья, именно счастья, когда я, как на крыльях «летел» по линиям ГУМа, в отдел продажи грампластинок. И однажды спросил у продавщицы, которая разговаривала с каким-то мужчиной о чем-то личном, есть ли у них в продаже пластинка балета Хренникова «Любовью за любовь». Посмотрев на меня, продавщица утвердительно произнесла: «Да...», — и вытащила из-под прилавка двойной виниловый альбом (диск-гигант) балета «Любовью за любовь» красоты неописуемой: и художественное оформление, и фото солистов балета Большого театра. Я попросил поставить эту пластинку на проигыватель. И, когда раздалась увертюра балета, я молниеносно побежал к кассе. А вслед услышал, как эта продавщица сказала своему знакомому: «Вот видишь, мальчик какой хороший? Балет Хренникова слушает!»

А в фильме «Любовью за любовь» произвело впечатление на меня ещё и исполнение Альгисом Арлаускасом одной из главных ролей. Альгис, на мой взгляд, это Клавдио, сошедший со страниц рукописи Шекспира…

— И смотрите, Павел Петрович, как потом складывалась ваша судьба, как всё в ней притягивалось по законам космоэнергетики. Через много лет вы, молодой тогда артист театра Станиславского и Немировича-Данченко, участвовали в IV Московском фестивале искусств «Вдохновение» и «за высокое исполнительское мастерство, творческую индивидуальность, многоплановость репертуара» и «за успешные выступления в концертах» получили ГРАН-ПРИ и звание лауреата и дипломы с подписями Хренникова, который был председателем жюри этого фестиваля!

— Это было поистине такое счастье для меня!

— А потом вы познакомились с героем фильма «Любовью за любовь» Альгисом Арлаускасом…

— Да. И у нас с ним до сих пор дружеские отношения, творческий союз, несмотря на то, что я живу в России, а он в Испании.

— А как давно вы поете Хренникова?

— Я пою его уже в течение многих лет... в том числе и «Сонет № 40» («Но я в одном тебя лишь упрекну: / Пренебрегла любовью ты моею»), он есть в ютубе... В 2019 году я записал этот сонет в очередном своём CD-альбоме.

Мне очень близка позиция Тихона Николаевича, который говорил, что русская душа и сердце русского человека так устроены, что реагируют и любят прежде всего мелодическую основу произведений. Обязана быть мелодия. Он всегда говорил в своих интервью, что основа — в мелодии, а не в наборе каких-то звуков какофонического плана.

В моем театре (имени Станиславского и Немировича-Данченко — Ред.) исполнялись оперы Хренникова «В бурю», «Фрол Скобеев», «Безродный зять», «Золотой теленок». В Большой театр невозможно было попасть на его великий балет «Любовью за любовь». Сила музыки Тихона Хренникова понятна и близка всем любителям прекрасного. Он внёс неоценимый вклад в развитие нашей культуры. Он — композитор большого диапазона: писал оперы, балеты, симфонии, концерты, инструментальные сочинения, камерную музыку, малые вокальные формы, песни и романсы, так любимые людьми, и музыку для театра и кино…

Разве можно представить себе кино без гения Тихона Хренникова, без его кинокартин «Верные друзья», «Шесть часов вечера после войны», «Свинарка и пастух», «Гусарская баллада», «Любовью за любовь»?

— Вы, конечно, близко знаете и учеников Тихона Николаевича…

— Да, я общался и общаюсь с учениками и ведущими солистами оперы, знавшими Тихона Хренникова и работавшими с ним. Такие большие певцы, солисты нашего театра, как Анатолий Лошак, Александра Фатькина, Валентина Щербинина. Я работал на концертной эстраде с первой ученицей Тихона Хренникова, композитором, профессором Московской консерватории Татьяной Чудовой…

— В 1933 году Хренников окончил музыкальный техникум имени Гнесиных, занимался там по двум специальностям: в классе фортепиано и в классе композиции. Потом, в 1936 году, окончил Московскую консерваторию. А в 1948 году по личному распоряжению И.В. Сталина был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР. И пробыл на этом посту до 1991 года, то есть целых 43 года. Тихон Николаевич очень много сделал для наших композиторов, многим помог в жизни и творчестве… Он, кстати сказать, лауреат Ленинской премии, трех Сталинских и двух Государственных. И Герой социалистического труда.

— Он был не только великим композитором, но и авторитетным музыкально-общественным деятелем, педагогом, профессором. И был мудр, сохранив Союз композиторов. Он был дипломатичен и терпим даже по отношению к тем коллегам (формалистам), музыку которых не воспринимал. Я запомнил его фразу на всю жизнь — что такими «композиторами» написаны «горы никому не нужной музыки». Даже где-то он назвал их всех «сектой своеобразной гармонической» (то есть дисгармонической).

Я очень люблю искусство Тихона Хренникова и так благодарен небесам за то, что я — репертуарный певец Хренникова и Кирилла Молчанова. Хренников и Молчанов — это два моих крыла на счастье! И ведь обратите внимание, Нина Петровна, какие это красивые люди, сколько в них духовности… они — гордость Великой русской музыки… У меня такая «тяжелая артиллерия», что очень многие концертные залы открывают мне свои двери, когда я говорю, кого я буду петь.

— С августа 2022 года Вы выступали и продолжаете выступать в Москве и Подмосковье с благотворительными концертами, посвященными 100-летию со дня рождения Кирилла Владимировича Молчанова (1922 — 1982). А теперь, я знаю, Вы собираетесь выступить в Ельце с концертами, посвященными Тихону Хренникову, на родине Хренникова, где, кстати сказать, недавно был открыт ему памятник.

— Да. В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Тихона Николаевича. И в Ельце недавно был открыт памятник этому великому композитору. Я ещё весной получил приглашение от администрации города спеть в августе два своих сольных концерта в Ельце. И — Бог даст — всё свершится! Именно в этом юбилейном году я должен попасть туда, посетить в первую очередь дом-музей Тихона Николаевича. Композитор был на открытии своего дома-музея и подарил ему очень много материалов из своего архива для выставок, для экспозиций. И, по своему завещанию, был похоронен в своем родном городе, причем прямо в саду своего дома. Я с нетерпением жду этой поездки в Елец, в этот русский город, который дал нам такого композитора, шагнувшего в мир Искусства далеко за пределы своей малой родины, благодаря своему музыкальному дару от Бога.

— Вы преданный поклонник Тихона Хренникова. Знакомы ли Вы с его родными?

— Да, я знаком с внуком композитора — писателем Андреем Кокоревым, известным его биографом, и с правнуком Тихона Николаевича, его тезкой Тихоном Хренниковым, композитором, преподавателем Московской консерватории. Бываю и в квартире Тихона Николаевича в Плотниковом переулке.

Андрей Кокорев подарил мне несколько нотных изданий из архива Тихона Николаевича. У меня есть и редкие издания виниловых пластинок Тихона Николаевича, и книги о нем, и его CD-альбомы, и нотный том выпуска 1977 года — романсы на стихи Пушкина «Зимняя дорога», «Не пой, красавица, при мне», «Я здесь, Инезилья» и на стихи Есенина «Березка». Я очень люблю работать с архивом.

Мои студенты все до единого изучают и исполняют музыку Тихона Хренникова в обязательном порядке.

— Отрадно, что Вы не только храните свой архив, но и активно с ним работаете. А какие произведения Тихона Хренникова Вы исполняете в своих концертах как концертный певец?

— Ну, во-первых, мой Хренников — это в первую очередь музыка оперетты «Много шума из ничего» и балета моего любимого «Любовью за любовь». Конечно же, в моем исполнении всегда звучат на концертах «Серенада Борахио», «Серенада Клавдио», «Адажио», «Ночь листвою чуть колышет», «Как соловей о розе», «Сонет № 40», популярные песни — «Что так сердце, что так сердце растревожено», шлягер на все времена «Московские окна», «Застолье» на слова Бернса, и редко исполняемое сочинение «Двух жизней нет»…

— Тихон Хренников работал с разными поэтами, написал с ними много песен, романсов…

— Он много работал с Павлом Антокольским — это переводы, тексты для комедии «Много шума из ничего», к пьесе «Дон Кихот»… Сотрудничал и с В Гусевым — это и песни на его стихи к кинофильму «Свинарка и пастух» («И в какой стороне я не буду, / По какой не пройду я траве, / Друга я никогда не забуду, / Если с ним подружился в Москве»). Рядом с Тихоном Хренниковым стоят имена поэтов А. Барто, А. Гладкова, С. Маршака, В. Тихонова, М. Матусовского, Е. Долматовского…

— Слышала, что Вы мечтаете выпустить CD-альбом с сочинениями Тихона Хренникова.

— Да, действительно, я мечтаю выпустить такой новый CD-альбом «Избранные сонеты, романсы, песни Тихона Хренникова». Туда войдут многие вокальные сочинения, о которых я сказал, и о которых не сказал. Хотел бы туда добавить «Колыбельную Светланы», которую записала одна из ведущих солисток оперы театра Станиславского и Немировича-Данченко Александра Фатькина. Она — в десятке лучших мировых исполнительниц этого сочинения.

— Павел Петрович, что Вы пожелаете молодым артистам-вокалистам, которые только начинают свой творческий путь?

— Я очень хотел бы, чтобы они пели в первую очередь своих русских великих композиторов. Если эти молодые артисты считают себя русскими, конечно.

Осенью 2023 года я открою, Бог даст, 33-й сезон своей работы в театре и на концертной эстраде. Так вот, я обращаюсь именно к молодым вокалистам. Много стран я объездил с гастролями и могу с убежденностью сказать, что на Западе поют в первую очередь своих соотечественников. Так должно быть и у нас. Уважайте, пропагандируйте Великое творческое наследие, оставленное нам Великими Русскими композиторами, старайтесь идти своей дорогой и петь Русский репертуар.

Тихон Хренников — имя на века, и оно неразделимо с Российским искусством.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: