slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Бессмертие гения

Гордость нации

Рисунок Л. Козлова

О русском гении — Петре Ильиче Чайковском (1840–1893) — написаны книги и огромное количество статей на разных языках, создано несколько фильмов.
Пожалуй, нет сегодня в мире ни одного хотя бы мало-мальски образованного человека, который бы не слышал этого имени. Но печальная дата его трагического и безвременного ухода вновь обращает нас к событиям сложной и прекрасной жизни нашего великого соотечественника.

Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 г. в Воткинске, городе в Удмуртии. Его отец — Илья Петрович (1795–1880) — выдающийся русский инженер, был горным начальником Камско-Воткинского горного округа и внес большой вклад в развитие заводских производств, инфраструктуры горного города. В середине ХIХ века воткинский завод являлся самым крупным сталелитейными машиностроительным предприятием в Российской империи. Прадед композитора был участником Полтавской битвы, а дед погиб в бою при подавлении восстания Пугачёва.

Любовь к России унаследована Петром Ильичом от его предков. Как композитор воспел русскую природу и уклад русской жизни, например, в фортепианном цикле «Времена года»! В симфонии № 4 гениально использовал в вариациях тему русской народной песни «Во поле береза стояла». В Торжественной увертюре «1812 год», написанной в память о победе русского народа в Отечественной войне, он выразил божественную красоту и мощь русского духа, драматизм и трагедийность борьбы с нашествием, единение и стойкость народа, величие победы. 

Не все современники оценили по достоинству этот шедевр Чайковского: была и критика, уничижительная и незаслуженная. Но с каждым годом география триумфального шествия увертюры расширялась — а сейчас произведение исполняется по всему миру. Уже на протяжении нескольких десятилетий в День независимости Америки (4 июля) в момент праздничного салюта воспроизводится музыкальной отрывок из этого произведения. По словам выдающегося современного российского дирижера В. Гергиева, «Чайковский стал, по сути, национальным композитором Америки…

Органичное для Петра Ильича чувство любви к Родине сопровождало его на протяжении всей жизни. Концертируя за рубежом, он всегда воспринимал себя посланцем России.

Чайковский свободно говорил на английском, французском и немецком языках. Хорошее знание иностранных языков, сыграло большую роль в общении с видными представителями европейского музыкального мира.

Музыка овладела сердцем маленького Петра уже в пятилетнем возрасте. В родительском доме был механический орган, который воспроизводил мелодии из оперы Моцарта «Дон Жуан» и ряд популярных в то время арий из итальянских опер. Прослушивание музыки настолько захватывало мальчика, что, по словам родственников, он по ночам бредил ею, вскрикивая: «О, эта музыка, эта музыка! Она не дает мне покоя!». В домашних условиях он получил первоначальную подготовку к игре на фортепиано.

Его отец прагматично подошёл к выбору карьеры для сына. Окончив Императорское училище правоведения в Петербурге, П.И. Чайковский поступил на работу в Департамент юстиции, где его ждала скучнейшая служба, заключавшаяся в ежедневном переписывании бумаг и прошений. Тогда молодой человек принимает решение получить высшее музыкальное образование по классу композиции в только что в открывшейся Петербургской консерватории. Учебные занятия под руководством великолепных преподавателей консерватории Н.Зарембы (теория музыки) и А. Рубинштейна (оркестровка) во многом помогли ему сформироваться как музыканту. В 1865 году он заканчивает консерваторию с высшей в то время наградой — серебряной медалью.

Творческий путь Петра Ильича не был усыпан розами. Как настоящий большой художник, Чайковский всю жизнь сомневался в себе, был раним и беззащитен перед самоуверенными оппонентами. Он перенёс много душевных страданий на своём недолгом веку. Однако невзирая на трудности, часто приводившие его в отчаяние, именно Чайковский стал величайшим и самым исполняемым русским композитором в мире. Автор десяти опер и трёх балетов, семи симфоний, четырёх сюит, балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», более ста романсов, — он внёс бесценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Нельзя не отметить огромную роль, которую сыграла в его жизни Надежда Филаретовна фон Мекк, урождённая Фраловская. В 17 лет она была выдана замуж за Карла фон Мекка, инженера путей сообщения, который был приглашён богатыми частными предпринимателями в качестве устроителя железных дорог. Благодаря его профессионально грамотной неутомимой деятельности, большим организаторским способностям протяженность железных дорог в России во второй половине ХIХ века возросла в 15 раз: с 1000 до 15 000 км. После смерти мужа Надежда Филаретовна стала наследницей большого состояния. Она решила покровительствовать русским музыкантам и обессмертила на этом поприще своё имя.

Н.Ф. фон Мекк оказывала значительную финансовую поддержку Николаю Рубинштейну, возглавившему после смерти брата Антона Московскую консерваторию. С 1877 года на протяжении 13 лет она ежегодно предоставляла по 6000 рублей П.И. Чайковскому, чтобы он мог не отвлекаться на поиски заработка и сосредоточился на музыкальном творчестве. Также она взяла на себя все расходы, связанные с концертными поездками П.И. Чайковского за границу. Такая щедрая материальная поддержка позволила композитору оставить педагогическую деятельность и занятия, не связанные с творчеством.

Во взаимоотношениях с Петром Ильичом Надежда Филаретовна фон Мекк была очень щепетильна. Даже на партитуре симфонии, которую Чайковский посвятил ей, не позволила написать свое имя. Чтобы не давать повода досужим разговорам в светском обществе, она поставила П.И.Чайковскому условие: ни при каких обстоятельствах не встречаться лично. Их взаимоотношения ограничивались только дружеской перепиской. Брат Петра Ильича Модест Ильич вспоминал: «Главная особенность тесной и трогательной дружбы Надежды Филаретовны и Петра Ильича заключалась в том, чтобы они не виделись иначе как в толпе, и, встречаясь случайно в концертном зале, на улице, не обменивались ни единым взглядом присутствия, сохраняя вид людей совершенно чуждых. Они сообщались только письменно, и оба умерли, никогда не слыхав голоса друг друга. Вследствие этого переписка их, сохранившаяся вся целиком, <…> исчерпывает всю суть этих небывалых отношений двух друзей».

Чайковский с возрастом становится психологически слабее, чувствует себя всё неувереннее. Неустроенность семейной жизни, несправедливая критика его музыкальных сочинений, интенсивная концертная деятельность всё это подтачивало его слабое с детства здоровье, усиливало душевные страдания. Так, например, композитор описывал в письме брату Модесту свои впечатления от исполнения симфонической фантазии «Буря» в Париже в 1879 году: «Во время концерта волновался настолько, что заболело сердце; после недостаточно благосклонного восприятия публикой совершенно уверился в ничтожности «Бури». Особенно неудачным это произведение показалось ему на фоне симфонии Мендельсона, которую мастерски исполнили до «Бури».

Большую часть жизни П.И. Чайковский был подвержен депрессии. Всё началось с 14-ти лет, после смерти матери, которую он долго оплакивал. Он боялся оглохнуть, как Бетховен. Н.Ф. фон Мекк в письмах постоянно, взывая к Богу, умоляла его не малодушничать и упорно следовать своему творческому предназначению. Она настолько трепетно жила его помыслами, что фактически вслед за ним, своим кумиром, через два месяца после его смерти также ушла из жизни.

Их переписка, продолжавшаяся в течение 14 лет, отразила множество биографических деталей, которые обнажают внутренний мир этих людей, события общественной и культурной жизни России того времени, а также подробности быта. Эпистолярное наследие содержит более 1200 писем, в которых они писали друг другу не только о музыке, но и о религии, философии. Приведем в качестве примера выдержку из письма Н.Ф. фон Мекк Петру Ильичу: «Я счастлива, что моя идея осуществима, что мне не надо отказываться от моего идеала, а, напротив, он становится мне ещё дороже, ещё милее. Когда бы Вы знали, что я чувствую при Вашей музыке и как я благодарна Вам за эти чувства! Было время, что я очень хотела познакомиться с Вами. Теперь же, чем больше я очаровываюсь Вами, тем больше я боюсь знакомства, — мне кажется, что я была бы не в состоянии заговорить с Вами, хотя, если бы где-нибудь нечаянно мы близко встретились, я не могла бы отнестись к Вам как к чужому человеку и протянула бы Вам руку, но только для того, чтобы пожать Вашу, но не сказать ни слова. Теперь я предпочитаю вдали думать об Вас, слышать Вас в Вашей музыке и в ней чувствовать с Вами заодно. Как мне печально, что я до сих пор не слышала Вашей «Франчески да-Римини»; я с нетерпением жду, когда она выйдет для фортепиано».

Лишь ультимативный протест членов семьи заставил Надежду Филаретовну прекратить оказывать благотворительную финансовую помощь и вести переписку.

П.И. Чайковский был одним из первых великих русских музыкальных деятелей, кто под впечатлением собственного религиозного чувствования, обратился к написанию церковной музыки.

Находясь в США (1891 г.), Чайковский пишет в своем дневнике о «какой-то стариковской расхлябанности» и непривычной усталости. Он отмечает, что местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти» и ему приходится опровергать мнение публики, называя свой реальный возраст. Та же необычная усталость отмечается им в дневниковых записях и в следующем году. Его состояние и настроение отразились на характере последнего музыкального произведения — Шестой симфонии. Брат композитора Модест Ильич писал в 1907 году чешскому музыковеду Рихарду Батке: «Вы хотели узнать программу Шестой симфонии, но я ничего не могу сообщить Вам, так как брат держал её в своих мыслях. Он унёс эту тайну с собой в могилу. Но если Вы всё-таки хотите, я сообщу Вам то немногое, что узнал от брата. Первая часть представляет собой его жизнь, сочетание страданий, душевных мук, с непреодолимым томлением по Великому и Возвышенному, с одной стороны, борьбу со страхом смерти, с другой – божественную радость и преклонение перед Прекрасным, перед Истиной, Добром, всем, что сулит вечность и небесное милосердие. Вторая часть, по моему мнению, представляет собой ту радость жизни, которая не может сравниться с преходящими мимолётными радостями нашей повседневной жизни, радость, музыкально выраженная необыкновенным пятидольным размером. Третья часть свидетельствует об истории его развития как музыканта. Это не что иное, как шалость, игра, развлечение в начале его жизни до двадцатилетнего возраста, но потом всё это делается серьёзнее и кончается достижением мировой славы. Её и выражает триумфальный марш в конце. Четвёртая часть — состояние его души в последние годы жизни — горькие разочарования и глубокие страдания. Он приходит к мысли, что слава его как художника преходяща, что сам он не в силах побороть свой ужас перед вечным Ничто, тем Ничто, где всему, что он любил и что в течение всей жизни считал вечным, угрожает бренность».

Петр Ильич скончался 6 ноября 1893 года в возрасте 53 лет. Он успел продирижировать своей последней Шестой симфонией, которой подвел итог жизни, за девять дней до кончины. Композитора похоронили в Санкт-Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Владимир КОРНИЛОВ,
доцент, к.э.н.

Ярославль.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: