slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Павел Щербинин: «Театр – моя жизнь»

Павел Щербинин

С началом специальной военной операции на Украине к полной неожиданности для наших «западных партнёров», как порой их ещё по инерции называют, стала консолидация нашего общества. Идёт очищение культурного пространства от всего наносного, с недобрым умыслом привнесённого, возрос интерес к классическому, национальному наследию. Благо, земля наша богата талантами. Сегодня в гостях у «Слова» — известный концертный солист (баритон), педагог сольного пения, артист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, лауреат Всероссийских конкурсов вокалистов, «Гран-при» Московского фестиваля искусств «Вдохновение» Павел ЩЕРБИНИН, обладатель медали «За заслуги в сохранении Русской культуры», член Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов Москвы.

— Павел Петрович, Вы служите одному из крупнейших театров России, одному из лидеров её культурного пространства — Музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко — уже 32 года, а осенью, Бог даст, откроете уже 33-й сезон. Удивительная преданность! Как Вам живется там? Каковы Ваши творческие планы?

— Иногда, оглядываясь назад, вспоминая годы своей театральной жизни, мне кажется, что это — не я. Ведь когда я попал в оперную труппу театра, в состав солистов ансамбля, мне было всего 18 лет, а сейчас — 11 июля — стукнет уже 51 год … Как-то слишком быстро, как мгновенье, пролетели эти годы. А с другой стороны — много чего пришлось испытать и понимаешь, что это не так.

Период у меня сейчас в театре довольно сложный. По воле судьбы я пережил два суда, которые выиграл. Некоторые мои обидчики наказаны, и этих персонажей уже в театре нет. А кое-кому из оставшихся приходится периодически напоминать о прошлом и указывать на их место. Но не хочется говорить о плохом. Человек и артист я по натуре сильный, таковым меня знают и коллеги, и публика уже много лет.

Спасает меня моя любимая концертная работа. Этим летом заканчиваю цикл концертов, посвященных 100-летию композитора Кирилла Молчанова, заслуженного деятеля искусств РФ. Буду готовить новые программы к 110-летию со дня рождения великого русского композитора Тихона Хренникова. А в 2024 году спою вокальный концерт, посвященный моему любимому эстрадному певцу Яаку Йоала. В следующем году исполнится 10 лет, как уже нет на земле этого прекрасного музыканта, эстрадного вокалиста с большой буквы. В моём же родном театре люблю играть своего стрельца из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». И мне нужно постараться с Божьей помощью восстановиться в моих старых оперных спектаклях — «Кармен», «Пиковая дама», «Обручение в монастыре», «Сказка о царе Салтане» и других, — в которых я участвую в качестве артиста хора и имею интересные индивидуальные, яркие мизансцены. «В «Салтане» с премьерного спектакля прошло около 30 лет. Я скучаю по своему персонажу дьяку, который грамоту читает… Грамотный! Так меня всегда и воспринимали, и воспринимают коллеги. Слава Богу, что я не потерял голос в период судебных тяжб. Зато стал юридически подкован. Закон надо знать. Рекомендую запомнить это всем артистам на будущее. Профессия зависимая, и, к сожалению, талант во все времена ничего никогда не решал…

— Прежде чем встретиться с Вами для интервью, Павел Петрович, я ходила к Вам на сольные концерты в Москве, которые прошли с потрясающим успехом, работала в библиографическом отделе СТД (Союза театральных деятелей) и библиотеке искусств, заказывая о Вас печатные издания. Так что была уже подготовлена к встрече с Вами как с очень серьезным и интересным человеком, певцом большого творческого диапазона. Вы поете классику, эстрадную вокальную музыку, и ещё ведете активную журналистскую деятельность. А что для Вас значит семья?

— Она у каждого своя. Моя семья — это моя мама, заслуженный учитель России, Марина Ремировна, и моя сестра Оля с племянницей Мариной. Вторая моя семья, мой дом — мой театр, без которого я не представляю своего существования, несмотря на то, что я востребованный концертный солист. Я никогда не изменю своему выбору и служению оперной сцене, работая в театре хористом.

— А почему Вы — с таким великолепным голосом, с таким сильным, красивым баритоном исключительного тембра — поёте там в хоре, когда могли бы петь сольные партии?

— Это мой выбор. По образованию я солист, но работаю в хоре по осознанному выбору — люблю хоровое пение. Это более выгодно с разных сторон и точек зрения. Когда я поступал в театр в 1991 году, хора там не было, а был оперный хоровой ансамбль. И в трудовой книжке у меня так и записано: солист оперного хорового ансамбля. Когда я был помоложе, то руководство театра предлагало мне исполнять оперные партии третьего положения. Роли, между прочим, все афишные. Это прошлое есть далеко не у всех. У меня история соло в моем театре такова.

— Я слышала, что Вы обладаете даром провидения. Вы — человек, со своей особой космоэнергетикой и экстрасенсорикой. У Вас есть друзья экстрасенсы?

— Я общаюсь с очень интересными людьми, которые владеют даром ясновидения, занимаются духовным целительством, духовными практиками, контактёры. Назову три имени: Татьяна Авдеева, Антон Арбатский, Любовь Щербинина. Для тех, кто в теме, я — посвященный. Мне близок своей мистикой Николай Васильевич Гоголь, о котором у Вас есть стихи: «Я читала Гоголя… Я явилась к Гоголю… Поклоняюсь Гоголю…».

— Общеизвестно, что Вы неравнодушны к миру поэзии. Многих современных поэтов Вы поете. Они звучат у Вас в репертуаре. Кому отдаете предпочтение?

— В последнее время я поглощен поэзией Юргиса Балтрушайтиса, открыл для себя много нового. Хотел попасть в его музей, который находится на Поварской. Но, к сожалению, из-за событий, которые сейчас происходят в мире, попасть туда невозможно. Так как это — один из культурных центров литовского посольства. Балтрушайтис был близок и дружен с великим русским композитором-мистиком Александром Николаевичем Скрябиным, поклонником которого я являюсь. Кстати, с большим трудом, но все-таки мне удалось спеть молчановскую программу в новом концертном зале музея Скрябина — впервые в стенах этого музея звучала музыка Кирилла Молчанова. Нашлись люди, которые считали, что эта программа не очень вписывается в репертуарный план, но с задержкой более года победа была за мной.

Часто перечитываю Беллу Ахмадулину. Мне нравится творчество поэта XIX века Фёдора Щербины. Это очень своеобразный поэт. Его дарование было оценено такими его современниками, как Некрасов, Тютчев, Чернышевский. Щербина мне близок своей любовной лирикой и темой одинокого мужчины, ядовитым словом, сарказмом по отношению к несправедливости на земле. Меня очень тронули его мысли о том, что при наличии богатых и бедных свобода является фикцией. Там, где существуют бедняки, там не может существовать свобода. Будет только свобода на словах.

Недавно я с моим любимым актёром «Театра имени Моссовета» Дмитрием Щербиной обсуждал тему записи альбома избранных стихотворений поэта. Надеюсь, что Дима услышит меня. Кроме нас, этого не сделает никто. Тем более, что Дмитрий — однофамилец поэта. В этом есть тайна, интрига. Ведь именно так сложились обстоятельства нашего знакомства, моего предложения записать стихи одному из ведущих талантливых и популярных актёров театра и кино, к которым относится Дмитрий Щербина, артист с прекрасной школой, блистательными внешними данными, даром обаяния, утонченностью и аристократизмом.

— Весной 2017 года Вы ездили в Вену и провели там большую научно-исследовательскую работу по творчеству Антонио Сальери. Расскажите немного об этом.

— Антонио Сальери — это один из великих венских композиторов итальянского происхождения. Изумительный мелодист. И в свое время он 35 лет возглавлял большое сообщество музыкантов. В его руках была вся музыкальная Вена того времени, оперный мир. Известно, что Сальери был прекрасным педагогом. И лично я пою его малую вокальную форму — пасторали, романсы, песни. Я привез из Вены, из Зальцбурга редкие ноты композитора. В Москве меня приглашали несколько раз на радио, и в Интернете есть часовые программы на эту тему. Теперь я хотел бы спеть концерт Антонио Сальери на его родине. В Италии, на севере страны, есть город Леньяго, и театр имени Сальери, в который я стремлюсь с концертом. Бог даст, это получится у меня, с удовольствием хотел бы это осуществить.

— Среди многочисленных наград у Вас есть «Гран-при» Московского фестиваля искусств «Вдохновение», председателем жюри которого являлся народный артист СССР и России композитор Тихон Хренников. Такой мастер оценил Вас! Вы – счастливый вокалист!

— Тихон Николаевич — один из моих любимых композиторов. И мне выпало такое счастье — быть по достоинству оценённым таким великим русским композитором, имя которого — на все века, Тихон Хренников. С юности я влюблён в его балет «Любовью за любовь». В этом году исполняется 110 лет со дня рождения композитора. В августе этого года я поеду с концертами на его родину, в город Елец. Обязательно спою в честь великого композитора-мелодиста концерты и в Москве. У меня в дипломе стоит его подпись, и эта подпись, которая стоит там, такой вот автограф композитора, всегда напоминает мне о годах моего студенчества, о становлении молодого певца.

Я счастливый артист. Мне есть не только что петь публике, но и о чём рассказать ей. Я знаком с внуком и правнуком Тихона Николаевича, бываю в квартире в Плотниковом переулке, которую подарил ему Сталин.

Я обязательно пою кроме избранных песен Тихона Хренникова и его сонеты, и номера из его оперетты «Много шума из ничего». Как правило, в конце моих программ обязательно звучит музыка Хренникова и строка «Ведь песнею кончается всё лучшее на свете»! Слова Павла Антокольского.

Помню, когда я принёс в театр копию своего диплома за подписью Тихона Николаевича Хренникова, заведующий литературной частью театра Игорь Казенин, по традиции, вывесил документ в закулисной части театра (недалеко от расписания репетиций у нас есть специальное место для подобных новостей), я не был удивлен, когда ни один руководитель, артист, сотрудник других цехов театра не оставил свой автограф-поздравление. К сожалению, это — почти норма в мире отношений закулисья. Но, повторю, что эти события — уже все в далёком прошлом.

— Ваши пожелания читателям газеты «Слово».

— На мой взгляд, газета «Слово» становится всё популярнее у своих читателей. Потому что здесь публикуются исторически ценные, правдивые, интересные и нужные материалы. И это воспринимается сердцами читателей очень тепло. Особую благодарность и пожелание всего самого лучшего я выражаю главному редактору и основателю издания Виктору Алексеевичу Линнику.

Беседовала Нина КРАСНОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: