slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Роман обо всём на свете

  Петербургское издательство «Амфора» выпустило несколько интересных новинок зарубежной прозы. Среди этих книг я в первую очередь заинтересовался романом современного англоязычного классика Салмана Рушди «Земля под её ногами». Выходец из Индии Салман Рушди получил скандальную известность после опубликования в 1988 году романа «Сатанинские стихи», за который аятолла Хомейни заочно приговорил писателя к смертной казни. Впрочем, о «Сатанинских стихах» рассказывать нечего.

 

 Никто в России переводить его не собирается. А вот творчество Салмана Рушди заслуживает самого пристального внимания, поскольку уже второй его роман «Дети полуночи» (1981 г.) недавно был удостоен «Букера букеров» как лучшее литературное произведение англоязычной литературы за последние четверть века. Роман «Земля под её ногами», вышедший в Англии в 1999 году, наконец-то дождался своего русского перевода. Рассказать в нескольких словах, о чём эта книга, невозможно. Впрочем, как пытаться пересказать и другие книги этого мастера южноазиатского магического реализма. Этот роман о Бомбее, как и все книги Рушди, о безумном потерянном Бомбее. Хотя действие романа происходит в Нью-Йорке. Это роман о музыке. Это роман о рок-н-ролле. Это роман об утрате родины, гимн перемене мест как образу жизни. Это роман о любви. Это роман обо всем на свете. Роман-миф. Впрочем, по рецепту латиноамериканского романа, мифология здесь перетасована с политическими дрязгами, Шива соседствует с Ганди, мир газет — с «Рамаяной».
  Творчество лауреата Нобелевской премии по литературе за 2007 год английской писательницы Дорис Лессинг многогранно. Среди её произведений книги самых разных жанров: от антиколониальных романов до философской фантастики. Повести «Создание Представителя для планеты Восемь» и «Сентиментальные агенты в империи Волиен» являются четвертой и пятой частями знаменитой «космической» пенталогии «Канопус в Аргосе: Архивы», повествующей о противоборстве трех крупнейших космических империй — Канопуса, Сириуса и Путтиоры.
  В этих книгах Дорис Лессинг, искусно сочетая элементы мифа и научной фантастики, вновь поднимает вечные темы дружбы, предательства и верности своему долгу. Будущему планеты Восемь, одной из самых гармоничных и благословенных канопианских колоний, угрожает новый ледниковый период, а миролюбивые и слаборазвитые планеты империи Волиен сотрясают мятежи и революции. Как выжить и сохранить себя в условиях страшных природных и общественных катаклизмов?..
  Произведения, составившие книгу «Рождественские повести», были написаны Чарльзом Диккенсом в 1840-х годах. Они выходили отдельными изданиями к Рождеству и, по сути, имели целью привлечь внимание английского общества к проблеме использования детского труда на промышленных предприятиях. Такое выступление в защиту прав детей из бедных семей вызывало тем больший резонанс, что Рождество – любимый праздник англичан, традиционно связанный с понятиями о семейном счастье, мире, благополучии. «Рождественские повести» были задуманы Чарльзом Диккенсом как социальная проповедь в занимательной форме, но их значение шире – они стали настоящим гимном семейному очагу, всепрощающей любви, духу добра и справедливости. Диккенс населяет свои повести-сказки эльфами, феями, призраками, дополняя сказочный фольклор своей поистине неистощимой фантазией. Часто сказка и реальность здесь меняются местами: так Скрудж-Сквалыжник, перенесенный святочными духами в прошлое и затем в будущее, обретает интерес к настоящему и способность творить добро («Рождественская песнь в прозе»), а профессор Редлоу, жестоко наказанный Призраком-двойником, вместе с памятью о былых обидах возвращает себе дар эти обиды прощать («Одержимый»). Жертвенная любовь миссис Уильям из вышеназванной повести творит чудеса – в рождественскую ночь зло отступает, гордыня наказана, доверие восстановлено…
  Конечно, следовало бы рассказать об этой книге, новое издание которой «Амфора» тоже приурочила к рождественским праздникам, раньше. Но до Нового года не получилось. А там большие каникулы. Так что лучше поздно, чем никогда. Потому что перечитывать «Рождественские повести» Диккенса куда приятнее, чем мусолить очередной детектив из-под пера графоманствующих рублёвских барышень.
  Филип Рот — признанный классик американской литературы. Это единственный писатель, трижды награжденный премией Уильяма Фолкнера: в 1994 году — за «Операцию «Шейлок», в 2001-м — за «Людское клеймо», в 2007-м — за роман «Обычный человек». Филип Рот является обладателем множества американских литературных наград, в том числе Пулицеровской премии, двух Национальных книжных премий, двух премий Национальной ассоциации литературных критиков. Роман «Возмущение» о том, как тихий американец Марк Месснер оказался на корейской войне. «Чудовищны и неисповедимы пути, на которых мелкие, банальные, сплошь и рядом смешные поступки и решения оборачиваются трагически непропорциональными результатами». Филип Рот и в этой книге верен избранной однажды теме. Ханжество Америки так и прёт изо всех щелей. А потому вскипит возмущением разум героя, изнемогшего от чужой ненависти и чужой любви, ледяного безразличия и назойливой ханжеской опеки. Бойни Марку никак не миновать. И смерти на далёкой войне.
  В новом романе известного израильского писателя Амоса Оза «Рифмы жизни и смерти» главный герой — некий писатель — приходит на встречу с публикой. Он вглядывается в лица людей, которых встречает по дороге, людей, которые пришли на встречу, и за каждым моментально вырастает собственная история, страхи, ожидания. «Как будто бы он, писатель, ворует у них из карманов кошельки, пока они погружены в глубины его книги».
  Оглядывая собравшихся в зале, писатель некоторых из них наделяет именем и судьбой. Тут и официантка, которая не может забыть то ли первую любовь, то ли девушку, к которой эта первая любовь ушла. И восторженный юноша, который писателем восхищается. И бывший весельчак и жизнелюб, который умирает от рака в муниципальной больнице. Живые люди становятся персонажами и отныне ходят тропой его воображения. По сути, эта книга — попытка Оза устами своего героя ответить на важнейшие вопросы философии творчества: «Почему ты пишешь?», «Каково это — быть знаменитым писателем?», «Как ты определяешь себя самого?».
  Автор документального романа «Гейша» Лиза Дэлби, ученый-антрополог из Америки, в середине 1970-х годов прошла обучение в общине гейш в Киото и несколько лет провела в ней под именем Итигику. В своей книге Лиза Дэлби делится с нами такой информацией, которая должна раз и навсегда развенчать легенды, выдумки, домыслы и предрассудки.
  Рассказать о гейшах так, как это сделала она, не сможет ни один представитель европейской культуры. Книга содержит интереснейшие сведения о культуре и традициях Японии, прежде всего об истории и современном положении института гейш. Ведя непринужденный рассказ о буднях в квартале Понтотё, автор приподнимает завесу тайны над миром, который с давних времен окружен слухами и фантазиями и по сей день возбуждает всеобщее любопытство.
  Таковы некоторые новинки, которые подготовило для читателей одно из лучших российских издательств – питерская «Амфора».

Виктор ПРИТУЛА

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: