slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Колёса истории

Последний роман Валентина Саввича Пикуля «Барбаросса», наверное, самый мучительный в обширном литературном наследии писателя. На протяжении всего романа автор задается вопросом: как могло случиться, что немцы дошли до Волги?

Сталинградская битва, ставшая переломным моментом, не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны, в романе почти не присутствует, она должна была стать содержанием второго тома дилогии «Площадь Павших борцов».

Возможно, будь она написана, книга стала бы одной из самых заметных в Сталинградской тематике, но смерть лучшего нашего исторического беллетриста прервала повествование на первом штурме города на Волге.

Поэтому остается только восхищаться искрометным талантом и титанической работоспособностью Валентина Саввича, который в первом романе дилогии отразил обширную панораму событий первых четырех лет Второй Мировой войны.

Сражения в ливийской пустыне, бомбардировки Лондона, насилие в оккупированной Польше и, наконец, вторжение в Советский Союз. Самые горькие страницы нашей истории, которые Пикуль переживал кровью сердца. И оно не вынесло этой боли.

*   *   *

Эту войну изначально называли Великой, а в России – Второй Отечественной (Первой Отечественной считалась война 1812 года).

Первой мировой она стала после того как Гитлер развязал новую войну в Европе, а военщина Токио начала боевые действия в Юго-восточной Азии и на Тихом океане.

Между тем, Первая мировая война — один из величайших военных конфликтов в истории человечества. Этот глобальный военный конфликт между двумя коалициями государств в Европе (Антанта и Тройственный союз), охватил также Ближний Восток, Африку и некоторые районы Азии. Поводом к началу войны послужило убийство сербскими националистами эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника Австро-Венгрии.

Численность воюющих армий превысила 37 млн человек. Общее количество мобилизованных в вооружённые силы — около 70 млн человек. Протяжённость фронтов составляла до 2,5–4 тыс. км. Людские потери сторон — около 9,5 млн убитых и свыше 20 млн раненых.

Итогом Первой мировой стало крушение четырех империй, но несмотря на масштаб и значение, эта война в России до сих пор остаётся забытой. Так считает молодой российский историк Андрей Борисюк. В своей книге «Забытая война. Россия в 1914–1918 годы. Цифры, факты, подвиги героев» автор сокрушается о том, что забыты имена героев, забыты страницы славы русской армии. Вместо достоверных фактов массово тиражируются мифы.

Увидеть подлинную картину этой великой войны и открыть множество неизвестных страниц нашей истории, – такую цель поставил перед собой автор этого энциклопедического по объему фактографии труда. И с этой задачей блестяще справился.

*   *   *

Трилогия «Меченосец. ЦДЛ. День» Александра Проханова охватывает период 1984–1993 годов, переломный для советской и русской истории.

События в «Меченосце» происходят в 1984–начале 1985 года, «ЦДЛ» — это лето 1991 года, а «День» — осень 1993-го.

Трилогия — единственный романный цикл об этом «вывихнутом времени», о социальной войне и обществе.

«Реалистические политические романы Проханова, — пишет Андрей Фурсов, — нередко окрашены в магические тона, оказываясь в каком-то смысле и этюдом в багровых тонах магического реализма — сплава рациональности и чародейства: привет Эдгару По, Михаилу Булгакову и Габриэлю Гарсиа Маркесу. Впрочем, творчество, будь то художественное или историческое, — это всегда чародейство, магия. Магическое в восприятии Прохановым советской истории, империи не случайно.

Среди романов, написанных Прохановым в XXI веке, я как читатель и как историк выделяю то, что воспринимаю как трилогию: «ЦДЛ» (2021 г.), «День» (2021 г.), «Меченосец» (2022 г.). И хотя «Меченосец» написан позже и его герой — не писатель Куравлёв, как в «ЦДЛ» и «Дне», по хронологии это — первая часть: события происходят в 1984 — начале 1985 года, «ЦДЛ» — это лето 1991 года, «День» — осень 1993-го. Трилогия, хотя и с перерывами во времени, охватывает период 1984—1993 годов, переломный период не только советской, но и русской истории. Прохановская трилогия — единственный романный цикл об этом «вывихнутом времени», о социальной войне и мiре (то есть обществе), о хождении по мукам такого времени, о котором в романе «Меченосец» сказано: оно «выпало из календаря».

*   *   *

Основной массив текста книги «Воспоминания морских офицеров. «С нами Бог и Андреевский флаг» составляют мемуары адмирала Сергея Николаевича Тимирёва. Что мы знаем о нем, кроме сериала «Адмирал», в котором его жена Анна ушла к адмиралу Колчаку.

Колчак и Тимирёв были знакомы с курсантских лет. В Морском корпусе Колчак был старше одним выпуском; в последний год его учёбы оба состояли в одной роте: Колчак — фельдфебелем, Тимирёв — унтер-офицером. Во время обороны Порт-Артура сначала оба служили на военных кораблях и в мае 1904 г. должны были участвовать в одной рискованной экспедиции, в разработке которой и тот и другой принимали участие (отменена командующим). Последний период осады и Тимирёв, и Колчак провели на сухопутных позициях, часто встречались. При сдаче крепости оба оказались в госпиталях и попали в плен. В 1915—1916 гг. судьба связала их ещё теснее и сложнее — С.Н. Тимирёв был мужем Анны Васильевны Тимирёвой, у которой был продолжительный роман с Колчаком.

В годы Первой мировой войны работал в штабе командующего Балтийским флотом, а затем был назначен командиром крейсера «Баян». На нём в 1917 году принимал участие в обороне Моонзундского архипелага от германского флота. В октябре 1917 года ему присваивается звание контр-адмирала.

После революционных событий 1917 года адмирал Тимирёв из флота ушёл и некоторое время проживал в своей усадьбе.

В 1918 году был назначен командующим Морскими силами на Дальнем Востоке. После поражения белых эмигрировал, проживал в Шанхае, где и умер в июне 1932 года.

В своих воспоминаниях Тимирёв рисует картину боевой деятельности Балтфлота в 1914–1918 гг. Героические страницы чередуются с анархией, охватившей флот в ходе революции. Последней битвой моряков-балтийцев стал Моонзунд.

В книге представлены также воспоминания других офицеров Российского императорского флота о событиях Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны.

В воспоминаниях содержатся не только малоизвестные факты и детали событий, но и оригинальные авторские оценки и суждения, что представляет несомненный интерес для всех интересующихся историей Отечества и его военно-морского флота.

*   *   *

Как известно, сражением при Березине Отечественная война 1812 года не закончилась. 13 января 1813 г. русские войска под предводительством главнокомандующего, фельдмаршала Михаила Кутузова, пересекли Неман в западном направлении. С этого момента принято вести отсчёт Заграничного похода русской армии, который был окончен триумфальным взятием Парижа в марте 1814 г.

Об этом походе русской армии написаны десятки мемуаров и исторических исследований, от восторженных до скептических. Не все в России считали, что необходимость в преследовании Наполеона и ликвидация его империи очевидны.

Государственный секретарь Российской империи Александр Шишков писал: «Мы идём единственно для европейцев, оставляя сгоревшую Москву, разгромленный Смоленск и окровавленную Россию без присмотра, но с новыми надобностями требовать от неё и войск, и содержания для них. Россия жертвует собою для других и ратоборствует больше для славы, нежели для пользы своей».

А вот мнение фельдмаршала Михаила Кутузова: «Я нисколько не уверен, что полное уничтожение империи Наполеона было бы уже таким благодеянием для света... Его наследство досталось бы не России и не какой-либо иной континентальной державе, но той державе, которая уже и теперь владычествует на морях и чье господство сделалось бы тогда невыносимым».

Само название «Заграничный поход русской армии» весьма спорное.

К осени 1813 г. сложилась антинаполеоновская коалиция из Швеции, Великобритании, Австрии, Саксонии, Дании и ещё нескольких игроков помельче. Русские войска по численности там преобладали, а вот руководство быстро перехватили кто угодно, только не наши.

А между тем «свобода для Европы» далась нам большой кровью. Боевые потери русской армии в период кампании 1812 г. составили около 80 тысяч человек. А вот «победно-парадный марш» Заграничного похода обошёлся нашей армии в 120 тысяч человек боевых потерь. Ровно в полтора раза больше.

Чего ради русские умирали на полях Европы — не вполне ясно. Зато очевидно, что сбылись пророческие предсмертные слова Михаила Кутузова: «Самое лёгкое дело — это идти теперь за Эльбу. Но каково-то вернёмся? С рылом в крови?»

Но все эти старания, жертвы и потери пошли прахом. Международный престиж России если и повысился, но ненадолго и незначительно. Совсем скоро Россия обрела прозвище «Жандарм Европы». Желанный престиж измерялся скорее отрицательными величинами. Вот что писал русский дипломат Фёдор Тютчев, более известный нам как лирический поэт, ровно через тридцать лет после Заграничного похода: «Ту державу, которую поколение 1813 года приветствовало с благородным восторгом, удалось преобразовать в чудовище для большинства людей нашего времени. Теперь многие взирают на Россию как на какого-то людоеда XIX века… Однако именно эти солдаты освободили Европу. Эти, как вы их называете, «каторжники», эти «варвары» проливали кровь на полях сражений, дабы достигнуть освобождения Европы».

В Европе очевидно запамятовали, что даже в конце 1813 г., когда русская армия вместе с войсками союзников уже стояла на Рейне — у самых границ Франции, Наполеон по-прежнему продолжал отвергать все мирные предложения. И тогда у союзников остался только один путь — заставить его сложить оружие. Вперед, на Париж!

О тяжелых боях и сражениях, через которые пришлось пройти русской армии в 1814 г. на пути к французской столице, рассказывает в своей новой книге «Вперед, на Париж! Заграничный поход 1814 г.» военный историк Алексей Шишов.

*   *   *

Известный историк и писатель Рафаэль Гусейнов представляет читателям очень необычную книгу «Дорога на эшафот. Смертная казнь от Средневековья до наших дней». Работая во многих российских и зарубежных архивах, он собрал уникальные материалы о том, за какие преступления государство лишало жизни своих сограждан на протяжении веков. Дискуссиям о том, насколько правомерно и гуманно само существование института смертной казни, вероятно, столько же лет сколько существует закон. Для многих стран и сегодня удушение человека в петле, публичное отсечение его головы или смерть на электрическом стуле под прицелом телекамер — дело будничное и обыденное. Автор, опираясь на новейшие исследования, в том числе крупнейших западных историков, развенчивает мифы о жестокости русских государей, показывает какими бесчеловечными были европейские режимы во все времена.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: