slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Пугачёва пришла навести свой порядок?

В нашем неустойчивом мире на Алле Пугачёвой лежит отблеск вечности. Вот уже почти полвека поколение за поколением не мыслит без неё своего новогоднего стола. Не то чтобы нынче у неё осталось много пламенных поклонников, просто привыкли, да и как говорится, «другой альтернативы нет».

Ворвавшись в жизнь наших дедушек и бабушек в качестве дерзкой угловатой дебютантки, она завоевала симпатии интеллигенции, спев, хоть и кривовато, полузапрещенного Мандельштама, сделала объект искусства из своей частной жизни, снявшись в прижизненном байопике «Женщина, которая поёт», исполнила ряд монументальных песен, строки из которых вошли в народный обиход («а ты такой холодный, как айсберг в океане») и довольно быстро стала, по аналогии с литературными генералами былых времен, генералом, маршалом, генералиссимусом поп-музыки в ранге никак не ниже заместителя министра культуры, причём никем не назначенного, вечного и несменяемого. Ей даже был придуман особый титул «примадонна», который она пыталась зарегистрировать в качестве товарного знака.

На новом витке российской истории Пугачёва в очередной раз воспринимается как знаковая фигура. Как только началась СВО, она вместе с супругом Максимом Галкиным уехала в Израиль, присутствовала там на антироссийском шабаше Марата Гельмана под названием «СловоНово», якшалась с Гребенщиковым и Макаревичем, хотя своих личных комментариев по поводу происходящего не давала. Теперь, когда СВО исполнилось полгода, Пугачёва вернулась – правда, оставив Галкина гастролировать в Европе в жёлто-голубом наряде. Причём вернулась в своём стиле, заявив, что она давно уже здесь, то есть как бы никуда особо не уезжала.

Казалось бы, а в чем проблема? Пугачёва — гражданка России, ничего противоправного не совершала, почему бы ей не вернуться? Но если уж человек выбрал для себя роль символа, каждый его шаг приобретает символическую значимость. Например, для многих возвращение Пугачёвой стало символическим итогом прошедшего полугодия в сфере культуры. Они делают вывод о том, что «спецоперация в культуре», о которой немало говорилось, пока не дала значимых плодов, а возможно, ещё по-настоящему и не начиналась.

Пугачёва вернулась без объяснений, по-хозяйски, ногой распахнув дверь машины, и заявила, что намерена навести порядок в наших с вами головах. Для некоторых возвращение Пугачевой может стать символом и сигналом определенного рода. Это может быть понято как «возвращение к нормальности»: больше не нужно учитывать негласные идеологические ограничения, можно игнорировать любую обструкцию в социальных сетях, можно работать прежними методами с привычным контингентом. И никто не обязан отчитываться, что он делал и говорил в последние полгода, ни от кого не требуется не то что искреннего покаяния, но даже формального жеста в стороны государства, армии и народа.

Это «возвращение к нормальности» и без того идет. Так, певицу Манижу навязывают в качестве хедлайнера казачьего фестиваля, несмотря на протесты самих казаков. (Донские казаки добились-таки запрета на появление Манижы на конкурсе — Ред.). Или вот в Петербурге планируется провести театральный фестиваль «Балтийский дом» с участием всё того же Туминаса, всё того же Райхельгауза. Похоже, ожидается очень специфическое мероприятие единомышленников, которым было бы гораздо логичнее собраться в Вильнюсе. Но они собираются в Северной столице России.

А что же патриотическая культура, что же та новая волна, которую мы ждали? А она заняла место нишевого продукта. Всё очень демократично и плюралистично. Раз есть в стране те, кого волнует трагедия мирного населения Донбасса, ратный труд нашей армии, память о наших героях — значит, устроим для них несколько заповедников, чтобы их культурные интересы тоже были учтены.

Однако «спецоперация в культуре» сводится вовсе не к тому, чтобы дать возможность ряду патриотичных рок- и рэп-музыкантов повысить свою известность и, соответственно, свои гонорарные ставки. Не к тому, чтобы и им тоже бросить свой кусок славы, хотя они его заслужили. Не стоит думать, что речь идёт о банальном переделе рынка в пользу патриотов.

Военно-патриотическая составляющая очень важна, но и она — не главный элемент давно назревшего преображения культурной сферы. Главное в другом. Три десятилетия наша популярная культура стимулировала у публики потребительские рефлексы, ориентировала её на западные образцы потребления. Культура служила компрадорской сырьевой экономике и сама постепенно приобретала компрадорский характер. И главным символом этой культуры как раз и стала Пугачёва.

В каком-то смысле её даже можно сравнить с Константином Победоносцевым: она тоже стремится подморозить российское общество — и вот снова простерла над нами свои крыла. Но настало горячее время — и старая компрадорская культура становится неуместной. В условиях, когда экономический базис страны меняется, когда сотни дорогих особняков на Рублёвке выставлены на продажу — может ли устоять прежняя культура сытых олигархических корпоративов?

Игорь КАРАУЛОВ, поэт, публицист. (vz.ru)

В студии программы «Место встречи» на НТВ обсуждалось появление в Москве таких персонажей, как Валерий Меладзе и Алла Пугачёва. «В контрнаступление перешли и наши звёзды, эстрадные исполнители, артисты, уехавшие из России после начала спецоперации. Некоторые из них возвращаются, причём не просто в недвижимость, которой они владеют, а прямо-таки на сцену, в том числе столичную».

Андрей НОРКИН. (tsargrad.tv)

Вернувшаяся в Россию «испуганная патриотка» Алла Пугачёва открыла ногой дверь лимузина и заявила буквально следующее: «Ушла эпоха, в которой мы обрели свободу и перестали быть Империей Зла. Куда-то пропало человеколюбие и благородство, умение идти на компромисс, если этот компромисс в интересах народа». <…> Вопрос: «Кто и с какой целью начал новую «раскрутку» Пугачевой на манер покойного «правозащитника» С. Ковалёва из 90-х?», на мой взгляд, вполне себе практический. Алла Пугачёва как «генератор смыслов» вместо Дарьи Дугиной — не к этому ли нас хотят подвести определенные силы? Поставлю пока многоточие...

Нина ОСТАНИНА, депутат Госдумы. (nakanune.ru)

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: