slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Самоедство русской элиты

«Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире! Мы на краю пропасти! Но мы — русские! С нами Бог! Спасите, спасите честь и достояние России и её Самодержца!». Этот пламенный призыв Александр Васильевич Суворов произнес перед своими генералами, попав в западню, устроенную в ходе швейцарского похода 1799 года стратегами из австрийских «союзничков».

 Спустя сто лет Василий Суриков увековечил подвиг непобедимого русского полководца в одном из лучших русских исторических полотен «Переход Суворова через Альпы». Суворов и его чудо-богатыри вырвались на оперативный простор. Бог был на стороне русского полководца. А суворовская фраза «Мы — русские. С нами Бог!» стала его бессмертным завещанием потомкам.

Второй афоризм о «русском бунте — бессмысленном и беспощадном» принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. Точнее герою его повести «Капитанская дочка» Петру Гриневу: «Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

В 1917 году Бог был явно не на стороне русской интеллигенции, ликовавшей в Феврале и рыдавшей кровавыми слезами сразу после Октября, когда «пламенные революционеры» погрузили Российскую империю в пучину русского бунта. Автор двухтомного эссе «Русская элита в катастрофах ХХ века» — «Апология дворянства» и «Апология интеллигенции» историк и политолог Александр Севастьянов пытается донести до читателя далеко не азбучные истины русской истории. С автором можно в чем-то соглашаться, в чем-то спорить. Он сам яростно полемизирует с коллегам-историками, отстаивая свою точку зрения на революционные метаморфозы, как истину в последней инстанции. Но некоторые выводы Севастьянова более чем спорны. Это касается субъектности Октября, ставшего кровавой вехой русского бунта. Почему дворянство и интеллигенция (автор специально подчеркивает РУССКАЯ интеллигенция) угодили на плаху истории? Почему этого не случилось в Англии и Франции, где короли лишились голов, однако сословность, пройдя недолгий путь революционных гонений, сохранилась до наших дней?

Севастьянов в принципе верно ставит диагноз «русского бунта», у которого могучее «русско-крестьянское» тело, однако ж голова совсем «не русско-интеллигентская». Здесь автор близок к провидцу Пушкину: «Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Эти «жестокосердые люди» по Севастьянову выходцы из «богом избранного народа». Вот только бог этот не русский.

К сожалению, Севастьянов в полемическом задоре как-то проходит мимо главной причины русского бунта, а именно Великой войны, на которой практически пал на поле брани цвет русского дворянства, стремившегося погибать красиво, шагая в атаку в полный рост. Не будь этой злосчастной войны, вряд был возможен русский бунт, ставший точкой отсчета русской трагедии длинною в столетие.

Но продолжим наш обзор по новинкам московского исторического издательства «Вече». Книга Николая Кирмеля «Жандармерия и контрразведка России в годы Первой мировой войны» — фундаментальное издание, посвященное раскрытию деятельности спецслужб империи в самые драматические времена ее трехсотлетней истории. С одной стороны, политический сыск и контрразведка были на высоте, но имперская бюрократическая машина позволила «семи нянькам спецслужб» остаться без глаза. Книга Кирмеля, на мой взгляд чрезмерно академична, при том что «шпионская тема» требует саспенса.

Зато его — этого самого саспенса, (т.е. «подвешивания» читателя на крюк острейшего сюжета) с лихвой хватает в книге Игоря Атаманенко «И снова здравствуйте, господа шпионы». Автор принадлежит к группе летописцев Службы внешней разведки (СВР). Перечислять все названия этой святая святых русской разведки, начиная петровских времен или ранее — занятие утомительное и скучное. Проще рассказать об асах отечественного шпионажа (агентах-нелегалах), которых СВР весьма неохотно отпускает на заклание досужим журналистам. Поэтому вокруг этой темы всяких «папарацци» — великое множество, а вот подлинных летописцев, допущенных к уже «раскрытым» разведчикам, можно перечесть по пальцам. Атаманенко – один из них. Пишет он занимательно и даже задорно.

В книге «И снова здравствуйте, господа шпионы» автор рассказывает не только о легендах русской разведки, которых ещё один из посвящённых Юлиан Семенов собрал в коллективном образе Штирлица. Среди его героев Даниэль Дефо и Бомарше, Сомерсет Моэм и Иэн Флеминг, а ещё затертая до дыр личность Мата Хари, то ли путаны, то ли шпионки, так до сих и не ясно. И вкупе с ней рассказы о Коко Шанель и итальянской порнозвезде венгерского происхождения Илоне Сталлер (Чиччолине). В сетях шпионажа только так и случается. Сплошной адюльтер!

Американец Ричард Роуэн в своей «библии мирового шпионажа» — книге «Три тысячелетия секретных служб» (Центрполиграф, М, 2021 г.) среди первых шпионок называет библейскую Далилу, а следом блудницу Раав из Иреихона. Так что «первая древнейшая» имеет прямое отношение к не менее древнейшему «ремеслу плаща и кинжала». Роуэн блестяще шагает по эпохам истории мирового шпионажа, доводя свое повествование до окончания Великой войны. Портретная галерея его шпионов превышает размеры Лувра, Третьяковки и Эрмитажа, но самое занимательное в этой книге – история американского шпионства, которое ведёт своё профессионально шпионское начало от сыскного бюро Алана Пинкертона. В то время (войны между Севером и Югом) главной задачей Пинкертона и Ко была охрана президента США Линкольна. Однако ж его застрелили. Потом укокошили ещё пару президентов, и уже в недавнем прошлом — застрелили Джона Кеннеди и ранили Рональда Рейгана. Просто сплошные фиаско. Но свои поражения в тайных войнах» американцы не признают.

Нельзя коситься на ФБР, которое своим недреманным оком проворонило не только покушения на президентов США. Кстати «Башни-близнецы» тоже на их совести. Пополам с непогрешимым ЦРУ, которое гадит в мировом пространстве, организуя покушения на «не наших сукиных сынов» и старясь оберегать «наших», что, впрочем, не всегда у цеэрушников получается.

Так что у Алана Пинкертона не очень яркие наследники на федеральном уровне. Что ФБР, что ЦРУ.

Чего не скажешь о традиции «частных детективов» в американском масскульте (кино, ТВ, комиксы, книги). Здесь шпионство и сыск на сверкающих высотах. Правда, Квентин Тарантино со товарищи активно ведёт подкоп под этими крепостями «Пакс Американа», но отнюдь не с политическими целями, а всего лишь в поисках жанра.

Виктор ПРИТУЛА, литературный обозреватель газеты «Слово».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: