slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Покушение на миражи

Этот обзор новинок московского исторического издательства «Вече» хочу начать с книги историка и исследователя Третьего рейха Константина Залесского «Сателлиты Германии во Второй мировой войне».

Почему именно с неё? Прежде всего потому, что носители нацистской идеологии отнюдь не канули в Лету. Потому что сегодня объединённая Европа, отбросив псевдо-либеральные и псевдо-демократические маски выстроилась в кильватерном строю НАТО с одной целью обескровить и уничтожить Россию.

Против Советского союза Гитлер привлёк не только своих союзников по оси Берлин-Рим-Токио, но и более десятка европейских вассалов. Многие из них благополучно пережив денацификацию, оказались в ХХI веке в натовской квадриге, которой правят престарелый президент США, он же радетель и едва ли не родитель киевских неонацистов и полубезумная танкистка с британских островов.

Стоит ли удивляться метаморфозам, случившимся с позавчерашними вассалами Третьего рейха и вчерашним нашими партнерами по Варшавскому договору, которые сегодня вернулись на круги своя, щедро снабжая киевский фашистский режим из арсеналов советского оружия, доставшегося им после роспуска Варшавского договора.

Константин Залесский проделал титаническую работу, составив обширный биографический справочник персоналий, которые принимали активное участие в гитлеровском крестовом походе на Восток. Сегодня их наследники, возможно даже связанные родственными узами, в очередной раз выстроились в походную колону.

Европа не единожды обрушивалась на Россию. И жаждущим нового крестового похода следовало бы вспомнить не только своих дедов, маршировавших в арьергарде вермахта, но заглянуть в историю поглубже, в начало 19-го столетия когда случилось «нашествие двенадцати языков», как в российской историографии называли это вторжение Наполеона в связи с многонациональным составом армии. Чем закончилась Отечественная война 1812 года — красноречиво повествуют мемуары Армана де Коленкура «Поход Наполеона в Россию».

Но видать плохие оказались в Европе ученики, так и не усвоившие уроков истории. А с неудом по истории очень легко можно вновь остаться у разбитого корыта.

А сейчас я хотел бы представить книгу, автор которой покусился на «НОВОЕ прочтение «Мастера и Маргариты», обратив этот загадочный роман, над разгадкой которого до сих пор ломают корья критики и историки, в …ПОЭМУ. Попытка эта более чем дерзкая, однако поэт-метафизик Владимир Елин осмелился посягнуть на булгаковский роман, который стал едва ли не Библией сначала советской, позже постсоветской артистической среды. Можно представить синопсис великого романа в стихах «Евгений Онегин», но, чтобы «Мастера», хоть с Маргаритой или хоть без неё, облечь в метафизическую рифму… Это, пожалуй, столь же неожиданно, как появление Воланда на Патриарших прудах.

Роман Булгакова был инсценирован сначала на любимовской Таганке(удачно), а далее везде (по-разному). Экранизирован в России оба раза неудачно и пять раз в Европе (всяко по-разному, но ещё более неудачно). И дело даже не в режиссёрах, которые брались за перенос романа на экран. Булгаковский текст, если применить к нему определение поэтики, как её трактовал Михаил Михайлович Бахтин, — амбивалентен. Здесь трагическое перетекает в смешное и наоборот. Магическая линия переходит в фельетон «гудковской» школы. Перенести эту амбивалентность на экран не способен ни «параллельный, ни ассоциативный монтаж».

Трудно сказать, но один из самых чутких мастеров экрана Андрей Тарковский вряд ли держал в мыслях создать кинематографическую версию «Мастера и Маргариты». Хотя среди его режиссёрских проектов, оставшихся нереализованными, были «Гофманиана», «Мой Достоевский», «Гамлет» Шекспира, «Обломов» Гончарова, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Идиот» и «Подросток» Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Очерки бурсы» Помяловского, «Степной волк» Гессе, «Пятое Евангелие» Рудольфа Штейнера, «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Проза, которая далеко не всем мастерам экрана по плечу.

Николай Бурляев, получивший «путевку в киножизнь, после выхода на экран фильма «Иваново детство» и упрочивший своё место в мире кино после «Андрея Рублева» к 90-летию со дня рождения Мастера собрал в книге «Тарковский. Боже!.. Чувствую руку Твою на затылке моём!..» размышления друзей и соратников. «У Андрея Тарковского было природное чутьё на подлинное Искусство, — пишет Бурляев. — Он не признавал рыночных спекулянтов, «торгующих во храме» Искусства. Он бескомпромиссно шёл против течения, против общей оценки той кинопошлости, которую превозносила «интеллигентская толпа».

Гелий Рябов – писатель, сценарист и кинорежиссёр был одним из создателей популярнейших в СССР телесериалов «Рождённая революцией» — о советской милиции и «Государственная граница» — о пограничных войсках. А потом в стране началась перестройка и Гелий Рябов, развернувшись на 180 градусов стал монархистом и ярым апологетом Белого движения. В десяти серийном телесериале «Конь белый» он выступил одновременно как сценарист и режиссёр.

Россия накануне и после революции. Драматическая судьба адмирала Колчака, Верховного главнокомандующего Русской армией. Страшная кончина царской семьи и обстоятельства расследования её гибели, проводимое по поручению Колчака. Сериал о Гражданской войне, только с «белой стороны». Горькая история жестокого и кровавого противостоянии, которое ведёт к гибели страны. Сразу же после выхода сериала на телеэкраны Рябов создает романную версию главного, как он считал, произведения в своей творческой биографии. В центре романа судьба Александра Васильевича Колчака — личности выдающейся и трагической. Гелий Рябов был не первым и не последним писателем обратившемся к этой фигуре.

Жизнь Колчака описана в романах «Заглянуть в бездну» Владимира Максимова, изданном автором в эмиграции в Париже (1986), «Адмиральский час» М.И. Юдалевича (2000), «Колчак. Верховный правитель» В.Д. Поволяева (2001). В 2000 году В.В. Дворцовым написана пьеса «Адмирал. Русская драма». В октябре 2008 года в прокат вышел фильм «Адмиралъ», полностью посвящённый жизни и судьбе Колчака.

Коль скоро речь в этом обзоре зашла о знаменитых экранизация, не могу оставить без внимания роман Рафаэля Сабатини «Скарамуш» от знаменитого создателя саги о легендарном капитане Бладе. В нашем прокате прошла как старенькая голливудская версия «Скарамуша» со Стюартом Грейнджером и Мелом Феррером, так и франко-итальянская кинолента «посвежее» с Жераром Баррэ, который ранее сыграл д’Артаньяна в одной из ранних экранных вариаций «Мушкетёров».

Однако кино и книга – произведения разные. Рафаэль Сабатини, итальянец по отцу и англичанин по матери по праву считается одним из мастеров жанра «плаща и шпаги». Библиография его творчества обширна, но главными романами, принесшими ему мировую известность, остаются «Скарамуш» и «Капитан Блад».

«Скарамуш» — история молодого адвоката Андре-Луи Моро во времена Великой французской революции. В ходе своих приключений он становится актёром под маской «Скарамуш» (также называется Scaramuccia, характер — лукавый шут в комедии дель арте). Кроме того, он становится революционером, политиком, фехтовальщиком, сокрушая своих врагов с помощью своего ораторского мастерства и шпаги. Первая часть романа начинается со строк: «Он появился на свет с обострённым чувством смешного и врождённым ощущением того, что мир безумен». Эти слова стали эпитафией Сабатини на его надгробии в Швейцарии.

В заключение этого обзора новинок издательства «Вече» хочу порадовать почитателей необъятного творчества Александра Дюма-отца с выходом очередного тома иллюстрированного собрания сочинений, в котором читатели найдут плутовскую повесть «Мэтр Адам из Калабрии». Это история приключений и злоключений в «носке итальянского сапога», «царстве» разбойников и вулканов.

В книгу также включены психологические новеллы — «Кучер кабриолета», «Воды Экса», «Маскарад» и две пьесы — романтическая драма «Ричард Дарлингтон» и комедия «Кин, или Беспутство и гениальность», главные роли в которых с блеском исполняли лучшие актёры Франции от Фредерика Леметра до Жан-Поля Бельмондо.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: