slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Ушедшие в бессмертие

Памяти бойцов 2-й ударной армии посвящается

В 80-летнюю годовщину открытия «Дороги жизни» Госкомпания «Автодор» совместно с фондом развития науки и культуры «Таволга», порталом «Я помню», а также Российским историческим обществом и Российским военно-историческим обществом презентовали книгу «Ушедшие в бессмертие. Памяти 2-й ударной армии».

Созданию книги предшествовали археологические раскопки, проведенные при строительстве трассы М-11 Москва-Петербург, которые позволили установить ранее неизвестные факты о трагической судьбе 2-й ударной армии, брошенной на прорыв блокады Ленинграда и погибшей в окрестностях деревни Мясной бор. Именно там во время подготовки к строительству трассы М-11 «Нева» в болотах Новгордщины были обнаружены останки более 250 советских солдат 2-й боевой ударной армии Волховского фронта.

Мероприятие прошло в Институте российской истории РАН при участии председателя правления Государственной компании «Автодор» Вячеслава Петушенко, директора Института российской истории РАН Юрия Петрова, председателя правления Российского исторического общества, Исполнительного директора фонда «История Отечества» Константина Могилевского, председателя комитета Государственной думы РФ по обороне Андрея Картаполова, руководителя авторского коллектива книги «Ушедшие в бессмертие. Памяти 2-й ударной армии» Артема Драбкина, заместителя руководителя Федерального агентства по делам молодежи Дамира Фаттахова, а также заместителя Председателя Правительства Новгородской области Станислава Шульцева и заместителя Полномочного представителя Республики Татарстан в РФ Михаила Михалина.

«Строители трассы М11 Москва-Петербург не предполагали, что они будут родоначальниками в увековечения памяти советских бойцов, погибших в 1942 году, и тем более не предполагали, что будет собрана эта замечательная книга, — сказал выступивший на презентации издания глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко. — У многих 2-я ударная армия ассоциируется с её командующим генералом Власовым, совершившим предательство и Родины, и своих бойцов. Но они честно сражались с врагом. У меня тоже дед воевал, попал в плен, практически в таких же условиях. Я не могу не поставить памятник своему деду».

Выступает председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко

И памятник был поставлен. Там, где были найдены солдаты, в год 75-летия Победы, на 563-м километре автомобильной дороги М-11 «Нева», был возведен бронзовый памятник «Погибшим при защите Отечества». Мемориал навсегда увековечил подвиг солдат 2-й ударной армии Волховского фронта. Памятник стал душой трассы и местом поклонения для родных и близких, к которым не вернулись их сыновья, отцы и братья с войны.

Именно тогда, на открытии памятника, было принято решение провести историческое исследования печальных событий, произошедших в Мясном Бору в 1942 году. И оно стало основой книги «Ушедшие в бессмертие. Памяти 2-й ударной армии».

Как подчеркнул Вячеслав Петушенко, люди должны знать историю своей страны. «Я помню свою бабушку, для которой не было ничего важнее того, чтобы не было войны», — поделился личной историей руководитель Госкомпании. По мнению Вячеслава Петушенко, память о тех страшных событиях должна жить. И чтобы они не повторялись, Госкомпания «Автодор» создала мемориал и поддержала издание книги.

Боевые действия на Ленинградском направлении начались 10 июля 1941 года. Вермахт вместе с союзниками наступал на Ленинград с двух направлений. На юге действовали немецкие войска, на севере — финские. Захват города на Неве облегчал вермахту задачу по разгрому арктических частей РККА, оккупации Мурманска и Архангельска. В результате Советский Союз мог лишиться важного канала поставок грузов из Великобритании и США (арктических конвоев). С ходу брать штурмом Ленинград нацисты не собирались, опасаясь больших потерь. Датой начала блокады принято считать 8 сентября 1941 года. В этот день немцы захватили Шлиссельбург, находившийся на берегах Невы и Ладожского озера. В кольце оказались 8-я, 23-я, 42-я и 55-я армии и почти все части Балтийского флота. Остановить активное наступление врага удалось в середине ноября 1941 года. Однако Красная армия и местные жители столкнулись с серьёзной нехваткой продовольствия. Проблема голода приобрела первостепенный характер. Согласно норме, установленной 20  ноября 1941 года, дети получали по 125 граммов хлеба, работники предприятий — 250. Ситуацию ухудшала чрезвычайно холодная зима. С остальной территорией СССР Ленинградскую область связывало только Ладожское озеро, по которому в годы блокады проходила «Дорога жизни».

Директор Института российской истории РАН Юрий Петров, Марина Бондарева, Сергей Крастынь

Строительство ледовой дороги через Ладогу — идея абсолютно грандиозная и дерзкая даже для мирного времени, особенно учитывая, что на 1941 год Ладога была исследована недостаточно, в том числе ее ледовый режим. Самое крупное озеро в Европе вообще отличается очень переменчивым нравом и всегда считалось очень сложным во всех отношениях, в том числе для судоходства. «Дорога жизни» обычно представляется как дорога по льду, по которому в Ленинград идут полуторки с мукой, но на самом деле это огромная, созданная буквально на пустом месте инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Краснознаменный Балтийский флот.

У «Дороги жизни» много составляющих: это и «авиамост» с Большой землей, и Ладожская военная флотилия, защищавшая ладожские коммуникации, и Северо-Западное речное пароходство, которое производило перевозки во время навигации, когда озеро не было покрыто льдом; это телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Москвой, и высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС, — проходили эти кабели по дну Ладоги. Это и трубопровод, который также проходил по дну Ладоги.

Бойцы 2-й ударной армии, которым посвящена книга, как раз и защищали «Дорогу жизни», участвовали в Тихвинской оборонительной операции (16 октября — 18 ноября 1941 г.), переросшей в Любанскую наступательную операцию, которая в итоге завершилась прорывом Блокады Ленинграда. Следующей операцией в том же районе со стороны советских войск стала проведённая в мае-июле 1942 года Операция по выводу из окружения 2-й ударной армии. Основные события операции разворачивались практически в «мешке», с небольшой горловиной у деревни Мясной бор. Оттуда на север линия фронта проходила по реке Волхов. Поэтому в немецкой историографии эти сражения получили название битвы за Волхов.

 «То, что мы сегодня можем жить, заниматься изучением истории, строить дороги, путешествовать между нашими столицами, это все благодаря тому, что тогда, в 1941–1945 годах, вся страна встала на защиту нашей Родины от захватчиков. Очень многие, к сожалению, не дожили до победы. И мы объединились, чтобы почтить память солдат», – отметил Константин Могилевский.

«Во 2-й ударной боевой армии воевало много известных людей. В их числе – национальный герой Татарстана Муса Джалиль. Поступки его и соратников – пример верности воинской присяге и гражданскому долгу», – подчеркнул Михаил Михалин.

«Любанская наступательная операция, проводившаяся с 7 января по 30 апреля 1942 года, вошла в историю как один из самых трагичных эпизодов битвы за Ленинград», – напомнил Андрей Картаполов. Попытка прорыва к блокадному городу завершилась окружением основных сил 2-й ударной армии в районе Мясного бора. Но несмотря на тяжелейшие условия, бойцы и командиры не прекращали ожесточенных сражений с врагом до сентября 1942 года. Долгое время этот подвиг был неизвестен.

По словам Андрея Картаполова, авторы книги сумели создать очень многоплановую картину и детально описали ход военных действий обеих сторон. Большое впечатление оставляют фотографии, которые наглядно демонстрируют ожесточенность боев. Но самое главное – показать героизм бойцов и командиров Красной армии.

Книга «Ушедшие в бессмертие. Памяти 2-й Ударной армии» – это не только новое фундаментальное исследование Любанской операции с публикацией ранее неизвестных широкому кругу читателей документов. Это, в первую очередь, дань уважения героическому подвигу наших отцов, дедов, прадедов, подвигу бойцов и командиров Красной армии.

Все меньше и меньше остаётся реальных участников Великой Отечественной войны, которые могут рассказать в живом диалоге о том, что такое война, и передать всё то, что пережили солдаты, уверен Дамир Фаттахов. Очень важно найти новые пути к умам и сердцам молодежи. «Мы в этом смысле, как федеральное агентство, открыты к любым форматам сотрудничества», – отметил он

«Идея о создании мемориала на М-11 «Нева» оказалась верной. Площадка отдыха в Новгородской области стала точкой притяжения, своеобразной духовной доминантой дороги», – подтвердил Станислав Шульцев. По словам главы компании Вячеслава Петушенко, в планах «Автодора» – развивать эту площадку как место памяти ушедшим в бессмертие.

Однако, как пояснил представителям прессы Вячеслав Петрович, при строительстве дорог археологам удается поднимать находки от древнейших времен и до относительно современных артефактов. Иногда ради того, чтобы специалисты могли достать всё, скрытое под землей, работы приходится останавливать. По оценке Петушенко, потери «Автодора» от таких задержек исчисляются десятками миллионов рублей в месяц. «Пройдёт десять лет и про остановку стройки никто не вспомнит, а ценности будут сохранены», — объяснил он.

Новые археологические находки, обнаруженные при строительстве обхода Твери на М-11 и при возведении трассы М-12 Москва — Казань будут детально исследованы и представлены в специальных экспозициях. Одну из них предполагают развернуть рядом с мемориалом «Погибшим при защите Отечества» на 561-м км трассы М-11, остальные — на сервисных пунктах и заправках, расположенных вдоль магистралей «Автодора».

Презентация книги «Ушедшие в бессмертие. Памяти 2-й ударной армии» в день 80-летия открытия «Дороги жизни», задуманная как дань памяти отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины, на деле переросло планы организаторов и стало заметным, знаковым явлением нашей сегодняшней культурной жизни.

Виктор ЛИННИК

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: