slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Русский Одиссей

В скромной по объёму – чуть более 250 страниц — книге воспоминаний оказавшегося в эмиграции моряка — мичмана Константина Васильевича Фёдорова (Константин Фёдоров. Из дали прошлого. Воспоминания гардемарина/сост. и науч. редактор Н.А. Кузнецов. Орёл: «Картуш», 2021. — 256 с.) содержится, пусть сжато и «дневниково» изложенный, настоящий приключенческий роман о судьбах русской военной молодёжи, мечтавшей быть защитниками Отечества, а вместо того проживших большую часть жизни в центрах русской эмиграции от Гонконга до Нью-Йорка и в плаваниях по экзотическим морям под разными флагами, в должностях от матроса до капитана.

В  честь его отца, подполковника-гидрографа, назван входной мыс бухты Миноносок залива Посьет на Дальнем Востоке. В сентябре 1914 года Константин Фёдоров поступил в Морской корпус, где учился до 1917 года, так и не успев принять участие в защите страны, и лишь под самый октябрьский переворот отправился в своё первое учебное плавание на Дальний Восток, на крейсере «Орёл». Посланные туда правительством А.Ф. Керенского, Фёдоров и его однокашники стали последними гардемаринами России.

Автор описывает нравы кадет Морского корпуса – вполне традиционные для всех кадет того времени, сам корпус, праздники, обеды, церемониальные марши, церковные службы, портреты и характеры своих товарищей и преподавателей, приезд в корпус императора Николая II в ноябре 1914 г., произведшего в мичмана 1-ю роту (Фёдоров учился в 6-й), и учебное плавание на парусном судне «Работник» в 1915 году.

Поступив в морское училище Владивостока, офицером (мичманом) он стал лишь в декабре 1920 года, лишь слегка поучаствовав в Гражданской войне – их посыльное судно Сибирской флотилии «Магнит» побывало под партизанским обстрелом с берега, был убит лейтенант. Из Владивостока пришлось уходить вместе с японцами. Дальше – Япония, Гонконг, Сингапур, Бразилия, Чили, Перу, Колумбия, США. Я назвал лишь малую часть стран, где ему приходилось жить и служить. Античный Одиссей позавидовал бы плаваниям Фёдорова… Мичманом он почему-то не называл себя, предпочитая считаться гардемарином.

Под старость он осел в США, вначале работал дворником, затем получил место клерка в отеле. Там какой-то сумасшедший распорол ему живот… Фёдоров выжил, но больше уже не работал, получая маленькую пенсию и «велфер» - пособие для малоимущих. До самой смерти он редактировал книгу о своей «Одиссее». И вот она вышла в Орле, изданная молодёжным братством во имя Великомученика и Победоносца Георгия, тиражом 500 экземпляров.

Сколько бы Россия получила из этих гардемаринов и мичманов новых Сенявиных, Нахимовых, Макаровых? Если бы не страшная русская Междоусобица?

Никогда не узнаем…

Василий АНТОНОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: