slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

ПРОШЛОЕ: ПОРОКИ И ПРОРОКИ

или ПРОШЛОЕ: В ВЕЧНОЙ СХВАТКЕ. 

«Цезарь и Клеопатра» в театре «Сфера» Порой так случается, что именно в пьесах Бернарда Шоу происходит очень неторопливое «вхождение» читателя в сюжет, в атмосферу, климат происходящего. Это, конечно, не касается комедий. А вот Цезаря и Клеопатры» это «вхождение» касается особенно, тем более автор дал пьесе подзаголовок «История», написал эту «Историю очень объемно и крайне подробно, снабдив великолепными авторскими ремарками, которые становились как бы второй стороной происходящего.

Говорят, что некоторые пьесы великого английского драматурга созданы не только для сцены, но и прежде всего для чтения. А Шоу, и сам не скрывал, остро сопоставляет историческое прошлое с событиями современности и делает из этого  явно неутешительные выводы.

И вот премьера этой очень и очень
            непростой истории на сцене московского театра «Сфера» в постановке Екатерины Еланской (режиссер Александр Парра), глубокой и точной, радующей своей яркостью и глубиной, чему, разумеется, предшествовала значительная, может, более, чем когда бы то ни было, предварительная продуманность и максимальное изучение тех самых пространных ремарок Шоу, которые подсказывают не только идею действия, но и характеристики главных и неглавных действующих лиц… И сразу круглая сфера зрительного зала редкостно органично и по-хорошему нервно создает неповторимую ауру для всего спектакля. Умелое и по-своему звонкое звучание цветных диапозитивов – сфинкс, трон, пустыня, центурионы и т. д., свет, музыка – все это уверенно ведет зрителя в Древний Египет, в 48-й год до нашей эры, когда развернётся это поистине замечательное повествование борьбы идей, созданное драматургом. Умение создать обстановку (сценография и костюмы Лены Санкиной), виртуозное владение компьютерной графикой (Денис Маршак), драматургически действенное музыкальное оформление (Роман Берченко), изысканные танцы в фольклорном стиле (балетмейстер Наталья Цапко) – все это, вместе взятое, отвечает режиссуре и происходящему на сцене. Похоже (а может, и наверняка!) такая эмоциональная подготовка сразу включает и зрителя, и актерский ансамбль в гущу событий и многообразных «колючих» коллизий. И актерам тут приходится изначально очень трудно, труднее, чем обычной, даже «костюмной» постановке, потому что Шоу предлагает (или требует?) максимально быстро включиться и в борьбу идей, и в ожесточенную схватку за власть, в сложные перипетии римских оккупаций Египта, в не менее сложные почти философские размышления о любви, короче, не на жизнь, а на смерть между царём-ребенком, почти малышом Птолемеем и его отчаянной и самовлюбленной сестрицей, тоже почти ребёнком – Клеопатрой. Все разворачивается в грозной смуте, обманах, жестокостях, коварстве, даже предательстве, что, кстати, подчас не может не наводить на мысли о современных параллелях.

Парадокс и борьбы идей (а еще, напомню, и любовь), повторяю, главные пути увлекательного анализа, серьёзнейшего анализа (да-да, именно так!) человеческих взаимоотношений, того микрокосма, в который уверенно и дерзко ведет театр.

Хочется сразу сказать, что в этой премьере радует по-настоящему сплочённый и выразительный актёрский ансамбль. Прежде всего это касается пятерых исполнителей центральных ролей: Юлий Цезарь – Александр Пара, Клеопатра – Ирина Сидорова, Фтататита – Е. Давыдова-Тонгур, Потин, опекун царя Птолемея, – В. Донцов, красавец-военачальник Ахилл – П. Гребенников. Фтататита – страшный характер, женщина-чудовище, нянька и домоправительница во дворце Клеопатры, садистка и безотказная убийца, величественная и омерзительная даже внешне. Трудная роль, ничего не скажешь! Но без Фтататита в ярком сценическом решении не было бы такого эмоционального воздействия. Без нее наверняка «проиграла» бы и Клеопатра, потому что в значительной мере именно эта «нянька» (как по-своему и Цезарь) сформировала характер безжалостной, беспринципной, капризной, наглой и… бесконечно привлекательной внешне в обаянии пятнадцатилетнего возраста и природной красоты будущей египетской царицы.

Надо сказать, что И. Сидорова мгновенно захватывает зрителя: гортанный, словно бы «сорванный» голос, удивительная пластика, редкостная реактивность в объяснения или просто общениях с кем бы то ни было из окружающих. И… тут уж дело особое – непростые взаимоотношения с человеком умным, циничным, краснобаем, по надобности гуманным, «завоевателем и убийцей» (так характеризует его бог Ра в прологе). Цезарь – талантливый политик, изысканный оратор, а при том еще не лишенный, несмотря на свой солидный возраст, интереса к женскому полу, лысоватый «старичок» (слово Клеопатры) с лавровым венком, прикрывающим его лысину. А. Парра в роли Цезаря – это настоящая творческая удача актера. Впрочем, они оба в отличном «дуэте» — римлянин и египтянка. Этот «дуэт» воздан постановщиками очень точно, а потому и диспуты между обоими героями, и поступки каждого из них становятся еще откровеннее и открытее, да еще помноженные на сумасшедший темперамент Клеопатры. А трагическая фигура умного царедворца, того самого Птолемеева опекуна Потина приобретает звучание очень сильное, а сцена накануне его гибели закономерно вызывает сочувствие.

… Сколько же в этом действе событий, откровений, неизбежной крови!.. Б. Шоу, а вместе с ним и театр ничего не скрывают: они откровенны во всем, о чем говорят и чем живут. А отсюда и рождается такая подкупающая убедительность. И такая живая площадка, на которой все происходит!.. Ни одного проходного персонажа, ни одной проходной реплики. Все «работает» честно и в настоящей интонации автора. А ведь передать авторскую интонацию, обратившись к объемному и многопластовому сюжету – как это часто бывает, ой как непросто!..

 

Наталья Лагина.

На снимке: сцены из спектакля.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: