slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Злу неподвластен

  3 августа, как вспышка молнии посреди заволокшего Москву душного смога, пришла весть о скоропостижной и преждевременной кончине известного московского художника Антона Евгеньевича Куманькова. Острой болью отозвалась она в сердцах его близких и друзей, многочисленных ценителей его творчества.
  Прекрасного мастера-живописца Антона Куманькова, в высшей степени интеллигентного, по-раблезиански жизнелюбивого человека, знали и высоко ценили многие — коллеги по цеху, поклонники живописи в России, США и Европе, герои его портретных серий, среди которых виднейшие деятели отечественной культуры, и, наконец, просто друзья, которых было великое множество и которые искренне любили его — удивительно светлого, солнечного человека. Связи его, творческие и дружеские, были обширны, Антон Евгеньевич неизменно привлекал окружающих самой сутью своей незаурядной и притягательной личности.

  Особое место в его творчестве занимали дети — Антон Куманьков оставил нам целую галерею пленительных детских лиц разных стран и народов – от воспитанников Внуковского детдома до их американских сверстников в далёкой заокеанской стране.
  Вся жизнь Антона Евгеньевича была – борение с судьбой, обошедшейся с ним сурово в годы детства. Осложнение после болезни, роковая ошибка врачей и в итоге — полная потеря слуха на всю оставшуюся жизнь. Но родители наотрез отказались переводить его в разряд «людей с ограниченными возможностями», положив все силы на то, чтобы Антон вырос полноценным человеком. Так и случилось. Но он стал ещё и тем, кем не всякому дано стать, — Личностью, Творцом, смело, талантливо, очень по-своему продолжившим профессию своего выдающегося отца, певца старой Москвы и главного художника Малого театра на протяжении десятилетий.
  Художник Антон Куманьков работал карандашом, углём, пастелью, гуашью, и всё, что сходило с его мольберта, – всегда было ясно, одухотворённо, пронизано светом. Даже если это были печальные сюжеты. «И у печали есть крылья, чтобы лететь за радостью», – эти слова любил повторять Антон Евгеньевич.
  Зрелый мастер со своим сложившимся и тотчас узнаваемым почерком, Куманьков работал много и неутомимо как график, портретист, иллюстратор, театральный художник. Выпускник Института им. Сурикова, он выставлялся в России и за рубежом, оформлял театральные постановки в Москве, Паневежисе, Вроцлаве.
   В 1997 году Британский совет удостоил Антона Куманькова премии за лучшее оформление современной английской литературы. В 2002 году художник был награждён почётным дипломом Академии художеств России за серию портретов современников. В 2008 году он стал лауреатом премии «Общественное признание» города Москвы в номинации «Человек года». Работы Антона Евгеньевича Куманькова хранятся в частных коллекциях и галереях России, США, Германии, Греции, Франции.
  …Подборка работ Антона Куманькова о детдомовцах, вышедшая в своё время в журнале «Смена», стала началом одной, почти фантастической истории. Некий родитель давно и безуспешно искал двух своих сыновей, увезённых когда-то от него женой, которую впоследствии лишили родительских прав. В далёком Петрозаводске он случайно покупает номер «Смены» с подборкой детских портретов Куманькова и в одном из них узнаёт своего пропавшего сына. Отец немедленно мчится в Москву и отыскивает не одного, а сразу двух своих сыновей – второй находился неподалёку, в другом детском доме. Так воссоединилась семья.
  «У этой истории, — писал впоследствии Антон Евгеньевич, — воистину диккенсовский счастливый конец. Как прекрасно, что и в реальной жизни такое иногда случается. Жаль, что редко. Господи, как редко…».
  Многим ли творениям, спросим мы, уготована столь завидная, почти чудодейственная судьба?
  «Вглядитесь в эти портреты, — говорил в послесловии к недавно вышедшему альбому Антона Евгеньевича «Благословите детей и зверей» Председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов. — В них сегодняшняя боль, но в них и надежда. Эта надежда обращена к нам, к государству, к обществу, к каждому из нас. Нам нужно её оправдать».
  Кисть Антона Куманькова запечатлела для нас десятки и сотни лиц, и в каждом портрете читается то, что так хотел видеть в своих героях художник, — духовную красоту, не подвластную бурям времени и судьбы, любовь, человечность и веру…
  Антон Куманьков пришёл в искусство, чтобы сказать в нём своё слово. Он сказал бы много больше, если бы не столь ранняя смерть – он едва перешагнул полувековой рубеж.
  Высшее счастье, молвил перед своей кончиной выдающийся иерарх нашей церкви митрополит Питирим, — умереть ребёнком. Таким ребёнком остался и Антон Евгеньевич — незащищённым, трогательным, не подвластным злу. В нашем сегодняшнем мире, где столь часто торжествуют цинизм и силы разрушения, уже в этом были и вызов, и благая весть.
  Редакция газеты «Слово» выражает глубокие соболезнования родителям Антона — Евгению Ивановичу и Марианне Владимировне, брату Никите и хочет поддержать их в неутешном горе своим самым искренним сочувствием.

СЧАСТЛИВЫ ТЕ,
КТО ЗНАЛ ЕГО
 
  На 53-м году прервалась жизнь Антона Куманькова. Не знаю другой улыбки, где доверчивая приветливость ребёнка уживалась бы с достоинством мудреца. Не знаю другого художника, способного даже в мимолётной зарисовке одухотворять всё живое, от человеческой личности до стебелька.
  Говорят, что «хороший человек – не профессия». А если святой? Природный святой, излучающий любовь к миру и людям всех возрастов и вероисповеданий…
  Тяжёлая несправедливость нанесла ему непоправимый удар в младенческом возрасте: врачебная ошибка в лечении антибиотиками навсегда обрекла его на глухоту и немоту. Безграничная любовь матери, Марианны Владимировны Качаловой, талантливого редактора и писателя, и огромная воля отца, знаменитого пейзажиста, художника театра и кино, Евгения Ивановича Куманькова, совершили невероятное: в мир пришёл чудо-человек Антон Куманьков, общительный, ярко одарённый, способный не только привлекать к себе людей, но и влиять на них. Он не стал слышать, но хорошо «читал» по губам собеседника. Напрягая все ресурсы речевого аппарата, мог донести свою мысль. Антон не обиделся на испытания жизни и подвохи людей, от которых не всегда видел только добро.
  Он был поистине святой, но не наивный. В дни, когда печаталась книга-альбом его отца «Москва!.. Святая родина моя!», Антон заметил небрежное отношение к качеству изготовления и воспроизведения некоторых слайдов. Он не стал шуметь и скандалить, но поставил в типографии раскладушку и сутками стоял на страже качества печати.
  Однажды во время открытия одной из московских персональных выставок Антона передо мной легла свежая книжка с его рисунками. Не помню, что это было и о чём, но, рассеянно шевельнув страницы, я увидел глаза коровы и долго не мог оторваться от судьбы, в них отражённой.
  Что же говорить о портретах писателей, учёных, драматических и балетных артистов, пианиста и дирижёра? Однажды увидев, не забыть звучащий мощной музыкой портрет Станислава Нейгауза, хотя нет на листе ни рук пианиста, ни клавишей рояля. Есть момент взятого музыкантом аккорда. Издалека влекут к портрету уже пожилой актрисы Елены Гоголевой её редкой красоты глаза. На портрете рядом совсем по-детски подался вперёд на край кресла чем-то бесконечно увлечённый сухонький старичок – великий Игорь Ильинский… И так – по всей портретной галерее.
  Триумфальным потрясением сердец стала часто повторяемая выставка «Благословите детей и зверей». Все листы этого цикла посвящены самым беззащитным существам в не самом добром из миров. Я видел, как смахивали слёзы заскорузлые чиновники, сердясь на непрошеную слабость. Антон Куманьков дал возможность и этим людям сопережить беззащитность – лучший толчок к милосердию.
  Эта же выставка в США называлась «Чужих детей не бывает».
  Вся короткая жизнь этого превосходного человека была переубеждением и борьбой с препятствиями, зачисленными в списки неодолимых. Антон одолевал их постоянно. Московский художественный институт имени В.И.Сурикова окончил не только с красным дипломом, но ещё и с особой похвалой Государственной экзаменационной комиссии.
  Он стал любимым учеником Ореста Верейского, совершенствуясь в Академии графики, и удивил мастеров скорым раскрытием художнической индивидуальности в искусстве портрета.
  Его по достоинству приняли в Союз художников России, а вскоре – и в Союз театральных деятелей, он создал талантливую сценографию в разных театрах нашей страны, Литвы и Польши.
  Журнал «Смена» удостоил его своей ежегодной премии, а вскоре и Британский совет присудил художнику премию «За лучшее оформление современной британской литературы». Благодарной чередой шли к нему почётный диплом Академии художеств России за серию портретов современников, премия «Общественное признание 2008 года» в номинации «Человек года»…
  В июне 2010-го мы с Антоном держали в руках мою новую книгу «Повести белкина друга и рассказы из русской истории», третью из наших совместных работ.
  3 августа в 6 часов утра не стало Антона Евгеньевича Куманькова. Принято считать, что такие души досрочно призываются Создателем, поскольку в них извечная нехватка.
  Зная Антона, как в это не поверить?

Александр КРАВЦОВ,
академик словесности.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: