slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Живые свидетели нашей истории

В цветущем мае  есть незаметная дата: 18 мая – Международный день музеев. Почему я называю её незаметной? Да потому, что её помнят, пожалуй, только работники музеев, и то не всегда. Этот день называют профессиональным праздником, а между тем это повод задуматься об истории всего человечества. Музеи – это хранители памяти не только отдельной страны, народа, города, предприятия, института, но и всего человеческого племени.

   Обидно только, что день назначили, а вот вниманием обошли. Если к культуре отношение «по остаточному принципу», то к музейному делу ещё ниже. Если музеи ещё живы и даже как-то развиваются, особенно в провинции, то исключительно благодаря энтузиазму музейных работников. Об унизительном положении школьных учителей не говорят и не пишут только ленивые, но о музейных работниках ни слова. А ведь их роль в воспитании подрастающего поколения и всей нации в целом не меньшая, а, пожалуй, ещё большая. Ведь те же учителя черпают знания, которыми потом делятся с учениками, не только из книг (кстати, книги часто пишутся «нечистоплотными» авторами), но и из экспозиций и запасников музеев. Особенно благотворно сотрудничество школ и краеведческих музеев. Об этом сотрудничестве говорил ещё в 20-х годах прошлого столетия академик С. Ф. Ольденбург в статье «Краеведение в СССР».
  Я бы разделил музеи на три уровня: первый – это крупные национальные музеи мирового значения, как то: Эрмитаж, Лувр, Прадо и другие; второй – это региональные краеведческие музеи областного и районного масштабов; третий – производственные, школьные и прочие музеи. Музеи любого уровня выполняют единую задачу – показывают историю в её живом виде. О музеях первого уровня судить не берусь. Знаю, что они зачастую составляют национальную гордость и пользуются бюджетной поддержкой государств. А вот второй и третий уровни музеев мне знакомы, как говорится, изнутри. На их значении в нашей жизни коротко и остановлюсь.
 
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ
МУЗЕИ
  Желание знать в совершенстве свою страну существовало у нас с давних пор. Это доказывают как многочисленные работы известных русских историков, опубликованные в XVIII—XIX веках, так и знаменитые экспедиции Русской академии наук в те же времена. Но реально говорить о краеведческом движении начали только после революции 1917 года. Но и тогда ему ставилось много препон.
  Краеведением по-русски называют знание своей страны, изучение местных условий. Организатором и научным руководителем краеведения в нашей стране был известный учёный, секретарь Академии наук в течение четверти века Сергей Фёдорович Ольденбург (1863–1934 гг.). Это по его инициативе при Академии наук СССР было создано Центральное бюро краеведения, которое централизовало работу краеведов. Проводились съезды и конференции краеведов, 1920—1930 годы, когда этой работой руководил Сергей Ольденбург, называют «золотым десятилетием» краеведения. Сергей Ольденбург старался сблизить «большую науку» (академическую и вузовскую) с краеведением и считал важнейшей целью краеведения подъём культуры самих участников этого движения. «Краеведение, — писал он, — это та школа жизни, из которой человек не должен уходить до конца своих дней, это та школа непрерывно сознательного отношения ко всему окружающему, учениками которой мы хотим видеть всю народную массу: и крестьянина, и рабочего, и красноармейца, и советского служащего, и учёного».
  Сегодня нам об этом остаётся только мечтать. Никакого централизованного краеведческого движения в «обновлённой» России не существует. Каждый краеведческий музей зависит от благоволения местных властей, а Академии наук РФ не до этого – ей бы самой выжить в вакханалии бессмысленных «реформ» науки, культуры и образования.
  Вряд ли стоит распространяться о той большой роли, которую играет в нашем среднем и даже первоначальном обучении демонстрация экспонатов. Это знает каждый по себе. Живой предмет больше всего убеждает в правдивости истории края, города, села, о которой мы хотим знать. Поэтому неудивительно, что в последнее время посещаемость краеведческих музеев растёт.
  Ежегодно посещая свою малую Родину, районный центр город Острогожск Воронежской области, я всегда работаю в краеведческом музее. Это, без преувеличения, один из главных культурных центров города и района. Сегодня музей города называется художественно-историческим, потому что совмещает Художественную галерею имени И.Н. Крамского (г. Острогожск его родина) и краеведческие залы. Казалось, статус его должен быть хотя бы на уровне областного, ведь все делегации, в том числе и зарубежные, посещают родину всемирно известного художника И.Н. Крамского. Но его руководители вынуждены выбивать каждую копейку на ремонт и прочие музейные нужды из районного бюджета. Хорошо, когда администрация понимает важность музейной работы. А если нет? У нас в стране отдано всё на откуп местным властям, которые выступают в роли «меценатов»: хочу — дам, хочу — не дам. А вот настоящих меценатов, которых было немало и в Острогожске, но только до революции 1917 года, ещё не вырастили. И если Острогожский музей сегодня стал заметным культурным центром города и района, то в этом великая заслуга его коллектива энтузиастов, возглавляемого директорами-сподвижниками Московой Людмилой Ивановной и хранителем музея Кампаоре Натальей Борисовной. Честь и хвала этим людям, которые за мизерную заработную плату выполняют великую работу.
  К 100-летию Острогожского районного краеведческого музея, которое отмечалось в 2007 году, вспомнила о своей причастности к разрушениям в оккупированном Острогожске в 1942—1943 гг. Венгрия. И выделила целевой грант на реконструкцию музея. Часть этих денег городская администрация выделила и музею. И на том спасибо!
  С теми же музейными проблемами, что и в Острогожске, сталкиваются и в другом районном центре — городе Льгове Курской области. Директор музея Марина Георгиевна Остроухова поделилась со мной своей радостью: администрация города отремонтировала здание музея. А вот на создание и обновление экспозиций денег маловато…
  О востребованности краеведческих музеев говорят факты. Много раз я беседовал в Острогожском музее с посетителями, зачастую приезжими, которые внимательно рассматривали экспозицию со своими детьми. На вопрос «Интересно ли?» отвечали: «Не то слово. Увлекательно и познавательно. Как ещё убедительней рассказать ребёнку о своей жизни? А бывает, что и встретишь кого-то из родственников и знакомых. Музей – это незаменимое изобретение человечества…». Какими словами скажешь лучше о значении небольших, но столь великих краеведческих музеев провинции, из которых складывается большая Россия?
  Кроме местных задач — любовь к родному краю, воспитание патриотизма, любви к истории — краеведческие музеи выполняют и общегосударственные задачи, способствуя укреплению единства многонациональной России. Об этом хорошо сказал Сергей Николаевич Чернов (1887—1942), принадлежащий к блестящей плеяде деятелей советского краеведения. Современно звучат высказывания учёного и сегодня о том, что краеведческая работа приводит к сближению народов региона, познанию ими друг друга. Благодаря этой работе среди национальных меньшинств ширится единое государственное чувство. «… С точки зрения государственной политики создание единства национально-государственного чувства в стране может быть проведено через краеведческую работу. Эта задача такая же важная, как и изучение наших естественных богатств». (Выступление на 1-й Всероссийской конференции по краеведению в 1921 году).
  Сегодня мы ищем национальную идею, придумываем какую-то «идеологию социального консерватизма», напрочь отметая свою прошлую историю. А ведь без прошлого нет настоящего и будущего. Эта избитая фраза напоминает нам о том, что наши корни в прошлом и их высвечивает краеведение!
 
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ
  Вместе с другими музеями третьего уровня школьные музеи выполняют свою историческую миссию, пусть и меньшего масштаба, чем краеведческие. Но цели их схожи – воспитание исторического патриотизма.
  Мода, в лучшем смысле этого слова, на школьные музеи возникла сравнительно недавно. Они были востребованы временем, заполнили нишу патриотического воспитания, когда патриотизм в стране официальными властями был выброшен на помойку. Оказалось, народу без него немыслимо выжить.
  Подготовка и празднование
65-летия Великой Победы наглядно показали, что в тех школах, где есть школьные музеи любой направленности, дети больше осведомлены об истории своей Родины, чем учащиеся тех школ, где музеи отсутствуют.
  Мне не раз приходилось выступать перед учащимися московской средней школы №847, где пять лет назад был создан школьный музей «Истории подводного флота России». О благотворном влиянии музейной работы на ребят рассказывали директор школы Ирина Евгеньевна Жданенко и её заместитель Нина Владимировна Торопцева. Да и сам я убедился в этом, когда ученики шестого класса, которых я считал маленькими, задавали мне вопросы, которые по серьёзности и взрослые мужи не в силах одолеть. И учителя этой школы не отрицают значения музея в воспитательном процессе. Конечно, всю работу по созданию и развитию школьного музея школа не смогла бы осилить без помощи районной Управы и увлечённых ветеранов-подводников. Все они работают в одном направлении – увлечь учащихся добрым делом и воспитать из них достойных патриотов.
  А вот один из старейших школьных музеев, основанный в 1983 году — «Музей Соловецких юнг», — занял первое место в 2005 году среди школьных музеев города Москвы и не раз представлялся на Всероссийский конкурс школьных музеев. Он сыграл немаловажную роль в становлении самой школы №349 Департамента образования города Москвы. Об этом мне много рассказывала её директор Татьяна Анатольевна Кривошеина. В школе совместно существует Совет школы и Совет юнг, у которых цель одна – воспитывать учащихся достойными патриотами России. «Музей помог нам держать детей на плаву, — говорит учитель истории Павел Александрович Шевляков, — когда все забыли о российской истории». (Был такой момент в 80—90-е годы XX века. – В.К.) Распоряжением префекта Восточного округа Москвы от 5 мая 1993 года №591 школе №349 присвоено имя «Средняя школа №349 имени Соловецких юнг», учиться в которой дети округа считают за честь.
  Я рассказал коротко о двух школьных музеях города Москвы. А сколько их по всей России? Много. Хотелось бы, чтобы подобные музеи были во всех школах. Их роль в воспитании подрастающего поколения несомненна. Эти музеи, кроме местного патриотизма, воспитывают и любовь к краеведению, интерес к истории государства. А на кого приходится сегодня надеяться России в своём возрождении? Только на молодёжь. И в этом ей могут помочь музеи всех уровней и ветераны, ещё помнящие могущество нашего государства. Из прошлого вырастает будущее!

Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: