slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Жгучая боль русских хатыней

  В последние дни уходящего года мною овладело сильное желание окунуться в интеллектуальную и непременно близкую мне журналистскую, литературную среду, получить хороший творческий заряд. Просмотрев в СМИ и Интернете довольно обширную информацию о намеченных на декабрь литературных мероприятиях в столице, останавливаю свой выбор на Центральном Доме литераторов. Извещалось о презентации в его стенах книги «Поле заживо сожжённых». Её автор – известный поэт, прозаик, публицист и критик Владимир Фомичёв, лауреат ряда литературных премий. Обсуждение литературного сборника приурочивается к грядущему 65-летию Победы.

Для меня, как и многих миллионов соотечественников, не считая недругов Отчизны, это событие дорого и свято. Скажу сразу: представление книги-обличения превзошло все мои ожидания. От ставших уже традиционными сценариев подобных презентаций, не выходящих за рамки обсуждения достоинств и изъянов книг, эта выгодно отличалась тем, что разговор на ней повернулся в иную, высокую общественно-политическую, философскую плоскость. А именно: что можно и должно сделать для увековечивания павших на минувшей войне ратников и зверски замученных, ни в чём не повинных мирных людей, а по большому счёту – для укрепления исторической памяти нашего народа в целом, обличения нигилистически-презрительного отношения к прошлому, к патриотизму, становящихся всё более агрессивными попыток фальсификаций истории.
  Уже из одного названия можно составить представление, о ком и о чём повествует книга. Многие тысячи наших великомучеников-предков изведали на себе, до какого изощренного совершенства довели гитлеровцы искусство пыток и казней, свою чудовищную, дьявольскую машину истребления, поставив на службу этому целую науку. Страшно умирать любой смертью. Но, пожалуй, нет на свете более адских мучений и страданий, чем те, которые испытывает человек, сжигаемый палачами заживо на медленном огне. Срывая злость за крушение бредовых планов расширить своё жизненное пространство за счёт нашего Отечества и поработить его народы, именно такое жуткое аутодафе, перед которым меркнут ужасы средневековой инквизиции, учинили гитлеровские аспиды, унося ноги в «фатерлянд» от наступающей Красной армии, ранней весной 43-го над жителями деревень Борьба, Заречье, Знаменка в Угранском районе на Смоленщине. Заживо сожгли в них соответственно 287, 175 и 280 ни в чём не повинных мирных жителей. Половина из них – дети.
  «Крики, стоны, вопли и плач людей, превращённых в горящие факелы, слышались в округе за десять километров», — рассказал на презентации уроженец деревни Борьба, тогда ещё малец, Пётр Бычков, один из семерых, которым удалось каким-то чудом незаметно для немцев выползти из дома, охваченного огненной геенной. По вырвавшимся из ада немцы открыли миномётный огонь – на ноге Петра Афанасьевича доселе сохранился шрам от угодившего в неё осколка. Из его памяти никогда не сотрётся картина: одна из мин попала в дуб, где прятались беглецы, и вывернула его с корнем. Ныне он единственный живой свидетель и очевидец той трагедии. Кстати сказать, только на Смоленщине таких трагедий было больше полусотни – в них живыми факелами стали более семи тысяч человек! Поистине чудовищная статистика! Не ограничившись одной Смоленщиной, автор книжной новинки досконально исследовал тему русских Хатыней в целом по стране, собрал обширный материал и подсчитал, что на нашей многострадальной Родине их было не менее пятисот в областях России, оккупированных гитлеровцами.
  Здесь уместно напомнить, что ещё в 1977-м в Белоруссии (честь и хвала нашим единокровным братьям!) была издана за государственный счёт объёмистая, в прекрасном полиграфическом исполнении книга «Я из огненной деревни», повествующая об ужасах Хатыни. Между тем в России, где, возможно, сотни таких Хатыней, доселе, к стыду нашему, подобной книги не было. И вот первый, единственный, уникальный в своём роде сборник Владимира Фомичёва о русских Хатынях, в который вошли его публицистика, поэзия, документы, воспоминания очевидцев леденящих душу картин массового сожжения людей, ТАССовские снимки военных лет. Сборник куда скромнее, чем книга о белорусской Хатыни, ибо издан на собственные средства писателя. Ведь ныне, в «разлитературенной» России «поэтам деньги не даются». Так спасибо же за это писателю! Как и за то, что вместе с Петром Бычковым, смоленскими газетчиками он в печати, со всевозможных трибун неустанно бил во все колокола, дабы добиться увековечивания памяти жертв смоленских Хатыней. Венец этих усилий – торжественное открытие 9 мая 2008-го в деревне Борьба на месте изуверской казни людей мемориала заживо сожжённым. На каменной доске начертаны приведённые автором этих строк названия превращённых в пепел сёл и число заживо сожжённых в них смолян. Из книги узнаём, что идея создания памятника получила горячую поддержку великого русского писателя Юрия Бондарёва. В сердце автора книги Владимира Фомичёва стучит пепел не только его земляков – смолян, но и всех русских людей, обречённых на столь адскую, мученическую  смерть. Воистину трогает душу помещённое на последней обложке книги воззвание Владимира Тимофеевича Фомичёва к читателям с просьбой включиться в работу по созданию УКАЗАТЕЛЯ мест массового сожжения мирных жителей России фашистскими живодёрами в годы войны. Сведения об этом сообщать ему по почтовому адресу: 125371, Москва, 2-й Тушинский проезд, д. 4, кв. 70 и по электронной почте: emfom@yandex.ru.
  Хочется привести эти адреса и в газете, дабы помочь писателю в его благородной поисковой работе.
  Большой общественный вес придает книге то, что её открывает обращение к Президенту РФ группы известных в стране людей – генерал-полковника Л. Г. Ивашова, председателя правления Союза писателей России В. Н. Ганичева, председателя политической партии «Народный Союз» С. Н. Бабурина, народной артистки СССР, лауреата Государственных премий Л. И. Касаткиной, других видных деятелей науки, литературы и искусства. Вот стержневая мысль этого обращения: «К сожалению, сегодня обстановка с памятью о безвинных жертвах Великой Отечественной войны не совсем ясная. Во всяком случае, нельзя с уверенностью сказать, что мы её свято храним. С уходом за границу в «лихие» 1990-е годы монументов Хатыни и Бабьего Яра – главных символов гибели мирных граждан страны – в России нет даже общего национального памятника о величайшей трагедии невооружённых людей в огненное лихолетье. Особенно поражает забвение многих сотен массовых сожжений заживо российских людей, находившихся на захваченных гитлеровцами территориях». И далее подписавшие воззвание предлагают в оставшиеся до 65-летия Победы месяцы «усеять похожими на угранский мемориал «Полями заживо сожжённых» всю Центральную Россию».
  Участники презентации, продолжая высказанную в обращении к Президенту мысль, говорили с трибуны, как сделать это конкретно, без особенных финансовых затрат. Перво-наперво, учитывая нашу бедность, эти адские места можно было бы обозначить хотя бы разбросанными у нас повсюду каменными валунами, прикрепив к ним таблички – благо, их изготовление и установка не потребуют больших затрат. Или посадить на них сад либо рощу, как это делалось, к примеру, на Смоленщине в советское время. Чтобы идущие на смену поколения в потоке быстротекущего времени не забыли, где находятся эти места, ибо потом они могут зарасти быльем. А уж когда станем побогаче, можно воздвигнуть на них более впечатляющие памятники, мемориалы, обелиски. Таким же способом можно было бы обозначить места дислокации полевых медсанбатов и военных госпиталей, возле которых хоронили скончавшихся от ран воинов – русских, украинцев, белорусов, сражавшихся в одном строю. В связи с этим в зрительном зале прозвучала буквально всколыхнувшая сердца слушателей фраза впечатляющей силы: «Мы же дети одной матери!» Выражалось возмущение тем, что почти повсеместно упразднены музеи боевой славы, которые ловкие рыночные дельцы «перепрофилировали» в коммерческие магазины. Забыты и носившие некогда мощный патриотический заряд «вахты памяти», военно-патриотические игры молодёжи, шефство школ над могилами павших.
  А ещё произвела сильное впечатление массовость мероприятия. В битком набитом зрительном зале можно было увидеть немало молодых лиц. Приехала весьма представительная делегация со Смоленщины – края, который в войну недосчитался каждого третьего жителя. Смоляне в своих речах на презентации с законной гордостью говорили, что их земля дала стране 250 Героев Советского Союза, является единственной в России областью, где есть не только город-герой (Смоленск), но и ещё два города воинской славы – Вязьма и Ельня. Смоленск всегда принимал на себя первый удар вторгавшихся с запада вражеских полчищ, много раз в отечественной истории буквально стирался ими с лица земли и каждый раз восставал из пепла.
  Литературное мероприятие в ЦДЛ ещё раз вселяет надежду и веру, что память о Великой Победе, которая была и есть нашей духовной опорой, будет вечно живой.

Анатолий РЕЧМЕДИН.
Москва.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: