slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Запад меняет ориентиры?

Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, сохраняющий в этом блоке статус влиятельного политика, на днях в Тбилиси впервые публично высказался о необходимости признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Многие западные СМИ это расценили как «стратегическую сенсацию». Однако по сути — это сигнал Запада о том, что притязания Грузии на эти уже состоявшиеся страны сродни оторванным от реалий претензиям гоминьдановского Тайваня 50—70-х годов на континентальный Китай, где в 1949-м победила народно-социалистическая революция.
Буквально г-н Расмуссен заявил следующее: «Если Грузия намерена стать будущим членом НАТО, то должна обеспечить и защиту нацменьшинств. А также начать дискуссии: будет ли для неё приемлемым стать членом НАТО без Абхазии и Южной Осетии. Это решение — за Грузией, после чего о нём надо уведомить НАТО». При этом экс-генсек блока добавил, что «отделению Абхазии с Южной Осетией способствовала дискриминационная политика Грузии в этих регионах, и теперь с реалиями надо считаться». Следует подчеркнуть, что всё это было сказано на конференции «Евроатлантического партнерства» в грузинской столице.
В руководстве и прозападных определяющих политику кругах Грузии эти высказывания вызвали шквал негативных эмоций. Но на Западе отнюдь не дезавуировали озвученных Расмуссеном тезисов. Что неудивительно, поскольку число входящих в Североатлантический блок стран, компании которых установили бизнес-контакты с Абхазией, стремительно растёт. Если в 2014-м, по данным таможенного комитета Абхазии, их насчитывался едва ли десяток, то к концу осени текущего года этот показатель вырос более чем в два раза. Речь идёт о компаниях, в частности, из Италии, Франции, Греции, Турции, Бельгии, Болгарии, Венгрии. Эту тенденцию отражают и последние (за сентябрь с.г.) данные таможенного комитета Абхазии о внешнеторговом обороте страны: в нём доля России достигает 65%, а остальные 35% приходятся на Турцию (11%), Италию (почти 4%), Молдову с Приднестровьем (3%), Бразилию (почти 3%) и «другие государства» (около 15%). Для сравнения: в 2009-м доля зарубежья (помимо РФ) в этом реестре не превышала 15%.
Дело, конечно, не в «сочувствии» Запада народам Абхазии и Южной Осетии, с лихвой испытавшим на себе кровавую агрессию грузинских властей, последствия которой сказываются до сих пор. А в том, что союзнические отношения России с этими странами существенно укрепляют российские геополитические позиции в обширном черноморско-кавказском регионе. Только абхазский берег Черного моря — это треть протяженности восточно-черноморского побережья. А южная граница Южной Осетии — всего лишь в 60 км от Тбилиси и, собственно, невдалеке от Армении, участвующей в ОДКБ и ЕАЭС.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что с 1999 года через Южную Осетию проходит пусть небольшая (всего лишь 3 км) часть нефтепровода Баку—Тбилиси—грузинский порт Супса, через который азербайджанская нефть идёт в страны Запада. Причём до 80% объема нефти для этой артерии добывают западные компании. Так что стабильная работа данного маршрута — стратегическая задача западного бизнеса и западных политиков. Руководство же транснационального консорциума (АIOC), управляющего нефтепроводом, не единожды заявляло, что вопреки прогнозам грузинских властей, сбоев в его работе на югоосетинской территории нет и не предвидится.
Словом, игнорировать все эти реалии — себе дороже. Они-то и вынуждают Запад идти на контакт с Сухумом и Цхинвалом, тем самым признавая геополитическое значение союзнических отношений России и этих стран. Что, в свою очередь, готовит почву для официального международного признания Абхазии и Южной Осетии. Явным проявлением этой тенденции стало недавнее заявление польского эксперта Конрада Ренкаша в варшавском еженедельнике «Хроrtal»: «После отражения поддержанной Западом агрессии Грузии, Абхазия и Южная Осетия с помощью России укрепили свою независимость. В той же Абхазии за последнее десятилетие появилось около 350 новых гостиничных объектов, в том числе соответствующих самым высоким мировым стандартам. Это перспективная, крайне интересная и очень спокойная страна». Отмечено также, что в «играх» с Грузией Абхазия «пешкой» уже не будет. А в Польше, и в целом на Западе, «как-то себе в ущерб забыли поддержать — в отличие от Москвы — давнее национально-освободительное устремление Абхазии, поэтому ей причитается «компенсация». Она в перспективе, конечно, должна иметь форму признания республики».

Алексей ЧИЧКИН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: