slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Юрий Инге: «Придёт пора, заплесневеет порох…»

«Я мысль свою, завёрстанную в слово, / Как эстафету в беге передам» – эти строки поэта Юрия Инге из витрины книжного магазина много лет встречали всех переходящих Невский проспект к Дому книги.
В окне Дома книги эти слова вывесили не зря – здесь, на третьем и четвёртом этажах, в редак-циях журналов Юрия Инге можно было встретить в 30-е годы, до войны. Вот одно из его стихотворений, которое звучит выводом из его собственной поэзии:

Стихи же – сплав свинца и стали,
Слова, зовущие в бои,
И я хочу, чтоб в них предстали
Все современники мои.
Я посвящу их героине,
Моих товарищей судьбе…
Вот почему, мой друг, поныне
Пишу я мало о себе.
(1940)

Сразу после объявления Великой Отечественной войны по радио прозвучала поэма Юрия Инге. Передавали её в тот день несколько раз:
«Получена первая сводка. Товарищ, война началась!»
Кажется, что это сообщение с поля боя, но стихи Юрий Инге написал по заданию радиокомитета ещё в мае 1941 года для запасного портфеля радио. Начало войны поэт встретил на Балтике военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот». Сложно сказать, сколько Юрий Инге успел сделать за оставшиеся ему два месяца жизни – архив «КБФ» в течение войны сильно пострадал. Известно только, что в документах гестапо имелось «личное дело» Юрия Инге: ему и его товарищам, фронтовым журналистам, заочно был вынесен смертный приговор.
 Почти каждый день печатались статьи и очерки Инге в газете, тексты листовок, подписи к плакатам художника Льва Самойлова «Бьём!», стихотворения боевого характера, в те дни жизненно необходимые всем. В сатирическом отделе «Полундра!» газеты «КБФ» В. Азаров, Ю. Инге и А. Крон создали образ краснофлотца: Митя Клотик вдохновлял на действия и поддерживал усталых бойцов.
28 августа в 12.00 минные заградители «Ока», или «Марти», чью историю писал Юрий Инге (затем дописывала его жена Елена Вечтомова), и «Урал», крейсер «Киров», штабной и госпитальный корабль «Вирония», мощный «Казахстан» и ледокол «Вальдемарас» покинули старинную базу русского флота Ревель (т.е. Таллин), созданную дедами более двух веков назад. Больше удерживать Таллин было невозможно. Флоту предстояло пройти 321 км узким Финским заливом. Оба берега на протяжении 250 км были заняты фашистами, а 120 км пути густо заминированы. Под обстрелом вражеских артиллерий, с огнём самолётов, подводных лодок и торпедных катеров – нужно было прорываться. При уклонении от вражеских авиабомб «Вальдемарас» вышел из протраленной полосы и подорвался в районе острова Мохни. Поэт Николай Браун, находившийся с Юрием Инге на одном корабле вместе со всей редакцией и типографией «КБФ», рассказывал, что Инге был очень подготовлен, собран. Говорил, как нужно себя вести в случае чего. До последней секунды помогал высаживать женщин в шлюпки. Бросился в море, не успев снять шинель, с противогазной сумкой на плече. Почти сразу волна накрыла его. Ему было 36 неполных лет.
Друзья поэта потом написали в предисловии к изданной ими книге его стихов «Вахтенный журнал» (напечатали они еще и «Балтийские стихи», оба сборника военных лет), что никто не видел его мёртвым, и Юрий Инге продолжал сражаться своими стихами.

Года пролетят – мы состаримся с ними,
Но слава балтийцев, она – на века!
И счастлив я тем, что прочтут моё имя
Средь выцветших строк «Боевого листка».
(1940)

Эти пророческие слова Инге оказались в «Боевом листке» в день взятия Рейхстага. Известно, что поэты часто становятся пророками, и Инге неоднократно предсказывал судьбу свою и своих стихов.

Мы от теченья времени зависим,
И, несомненно, нас переживёт
Газетный лист и два десятка писем
С лиловым штампом «Действующий флот».

Участие в войне Юрия Инге, Елены Вечтомовой и им подобных тысяч и миллионов показывает, КАК люди, любящие свою страну, свою землю, проявляют себя в экстремальных условиях. Их сын, мой отец, проведший с матерью, Еленой Вечтомовой, всю блокаду в Ленинграде, гордится этим и считает эти страшные годы лучшей закалкой, когда строился характер в условиях неимоверных трудностей.
Сейчас в Стрельне, где родился Юрий Инге, поэт, влюбленный в море, действует музей в библиотеке его имени. Недавно музей отметил 30-летие. Юные читатели приходят туда знакомиться с простой жизнью обычного героя, из сотен и тысяч которых с искренней любовью к Родине дрались насмерть за победу. Литературно-краеведческий музей Юрия Инге рад пригласить и вас. Приезжайте! Может быть, вы примете участие в литературном конкурсе, посвященном поэту, который объявила библиотека им. Ю.Инге. (Подробная информация http://www.strelna-lib.ru)

Мария Инге-Вечтомова.
Санкт-Петербург.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: