slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Якунин: громкая отставка в августе

На этот раз история с отставкой Владимира Якунина обернулась совсем не так, как два года назад, когда «тассовка» о его снятии с должности Генерального директора РЖД провисела в сети около получаса. Тогда СМИ вышли с опровержением этой информации, объяснив её появление техническим сбоем. Как выяснилось позже, в этот самый момент Якунин был на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным. «Мы сидели и ели глухаря. Аппетит не испортили», – уточнил Якунин. И сообщил о реакции президента: «Сказал: какое счастье тебе привалило!».
17 августа 2015 года кандидатуру Владимира Якунина в Совет Федерации предложил врио главы Калининградской области Николай Цуканов. Процесс официального утверждения нового сенатора будет запущен после выборов губернатора 13 сентября. Для его начала, правда, сам Цуканов должен одержать победу в день голосования. Впрочем, с этим проблем, вроде бы, не ожидается...
Цензовое сито для тяжеловеса

Российские СМИ тут же бросились усиленно выяснять, отвечает ли Владимир Иванович, явный тяжеловес в системе российской государственности (ещё несколько лет назад он рассматривался наряду с Д. Медведевым и С.Ивановым как возможный сменщик Путина), требованиям закона для утверждения членом Совета Федерации. Закон «О порядке формирования СФ» требует, чтобы кандидат в сенаторы либо прожил в регионе, от которого выдвигается, пять лет до выдвижения или 20 лет в совокупности, либо был сотрудником правоохранительных органов, членом регионального парламента, госслужащим соответствующего региона, либо имел ранг посла. Из документов господина Якунина следует, что он не проходит ценз оседлости и не имеет опыта работы ни в органах правоохранительных, ни на госслужбе в регионе, сообщила представитель Калининградского облизбиркома Я. Орлова.
Госпожа Орлова, похоже, не очень в курсе всех подробностей служебной карьеры Владимира Ивановича Якунина. Он работал с 1985 по 1991 год секретарём постпредства СССР при ООН, где его знал автор этих строк. Потом, даже если бы Якунин не проходил ни по одному из требований, предъявляемых к сенаторам, он всегда имеет возможность попасть в СФ по президентской квоте, а не от Калининградской области.
Напомним, 18 августа Владимир Якунин официально подтвердил своё желание перейти в СФ в качестве сенатора от Калининградской области, но подчеркнул, что окончательные решения будут приняты руководством страны. «Это его выбор», — прокомментировал его заявление Владимир Путин, пообещав обсудить с главой РЖД эту тему после того, как тот выйдет из отпуска. Встреча Владимира Путина и Владимира Якунина может состояться уже на следующей неделе. Вице-премьер Аркадий Дворкович (является председателем совета директоров РЖД) заявил в эфире «России 24», что господин Якунин «долго и успешно» руководил монополией: «Мы будем продолжать взаимодействие, где бы он ни был». При этом он подчеркнул, что никаких кадровых решений пока не принято, и напомнил — назначать нового главу компании правительство будет по согласованию с президентом.
В своей телеграмме к 866 тысячам работников госкомпании РЖД В. Якунин поблагодарил их за опыт и доблестный труд и выразил надежду на продолжение служения Родине. Так заканчивается 10-летний этап руководства Якунина железнодорожной корпорацией, одной из самых мощных не только в России, но и во всём мире. 86 тысяч километров дорог, тысячи приватизированных вокзалов, станций, полустанков и разъездов, стрелок и семафоров, депо, поликлиник, санаториев, сотни тысяч вагонов подвижного состава, собственные войска — всё это говорит само за себя. Многие сотни тысяч людей заняты в транспортной и смежных отраслях, составляя вместе с членами семей лакомый избирательный блок для любой партии.
Якунин – фигура, безусловно, значимая в высшей российской элите путинской поры. Он входит в ближайший круг соратников президента ещё с незапамятных времён создания кооператива «Озеро» в Приозёрске, неподалеку от Питера, получившего позднее славу кузницы самых преданных путинских кадров. Уроженец Меленок, небольшого городка во Владимирской области, красивый, породистый русский с голубыми глазами и мягким, выразительным голосом, Якунин знаменит и тем, что многие годы доставляет россиянам на Пасху Благодатный огонь и всегда шагает чуть позади Святейшего Патриарха в пасхальный Крестный ход у храма Христа-Спасителя.
Хорошо известно и другое: Якунин как российский патриот-государственник давно стал мишенью для либералов, в том числе и для пламенного оппозиционера и борца с коррупцией А. Навального, которого ряд бывалых аналитиков не без оснований причисляет к тайным и хорошо финансируемым «кремлёвским проектам». Отсюда и присутствие в Интернете обильно иллюстрированных и красочных рассказов о роскошных поместьях Якунина с дворцами со многими залами, спальнями и просторным шубохранилищем (оно-то и запомнилось всем в первую очередь), о квартирах, принадлежащих его детям и внукам в Москве и других европейских столицах, об их образовании, полученном в лучших колледжах континента. Судить, что в этих рассказах правда, а что нет, мы не берёмся. Правда, в интервью журналу «Форбс» Якунин как-то обмолвился, что его месячная зарплата как главы РЖД составляет от 4 до 5,5 миллионов рублей в зависимости от количества командировок и т.п. Понятно, что на такие сумасшедшие деньжищи можно без особых затруднений и на вполне законных основаниях хоть каждые полгода пристраивать на даче по шубохранилищу. «Мы наш, мы новый мир построим», повторяли с детства знакомые слова штурмующие небо либералы в августе 1991-го, года славной реставрации капитализма! И они не ошиблись! Они его построили!
Ясно, что многие хотели бы свалить могущественного фаворита президента, и в их числе якобы был и сам Дмитрий Анатольевич Медведев, который напрямую пожаловался президенту: Якунин, дескать, отказывается подчиниться распоряжению главы правительства об обязательном ежегодном декларировании чиновниками своих доходов. Глава РЖД и впрямь публично высказывал недовольство этими новыми установками, которые, по его мнению, нарушают неприкосновенность частной жизни. С этим можно было бы и смириться, если не помнить, что инициатором нововведений был сам Президент России. Такова одна из версий ухода Якунина в пересказе Венедиктова из «Эха». Патлатый редактор радиостанции, конечно, хорошо известен в миру своим тяготением к большой правде, но как-то не склеивается этот сюжет. Мелковато как-то.
Согласно закону президент РЖД должен передать в избирком сведения о своих доходах, расходах и имуществе, а также информацию о заработке, тратах и имуществе своей жены. Кроме того, у Якунина не должно быть счетов в иностранных банках, чтобы он мог стать сенатором.
Гордый и неприступный, Якунин был явно раздражён требованием о разглашении его доходов. «А чего это всех волнует? – негодовал он в интервью журналу «Форбс». — Я женатый человек, пусть это волнует мою жену. Я ни перед кем по закону об этом отчитываться не должен». Тогда же он пригрозил покинуть пост главы РЖД из-за требований опубликовать данные о доходах. «Моя позиция: это неправомерное вмешательство в мою личную жизнь, в мою информацию. Есть два варианта — либо я подчиняюсь, либо говорю, что меня это не устраивает, пишу заявление и ухожу в частный бизнес», — говорил Якунин.
В конце марта главам госкомпаний было направлено разъяснение от Правительства РФ о том, что им необязательно публиковать в открытом доступе сведения о своих доходах. В частности, главе РЖД Владимиру Якунину, руководителю «Роснефти» Игорю Сечину и главе «Газпрома» Алексею Миллеру позволили отчитываться о своих заработках перед правительством, а не публично. Постеснялись, стало быть, народного осуждения…
Но Якунин должен был бы лучше других знать, что Путин таких взбрыкиваний, тем более в публичной форме, не прощает. Что уж так задело главу РЖД за живое, что он ударился в перепалку с главой государства на глазах всего честного народа?
Понятно, что если Якунину отведут место рядового сенатора, то это следует считать для него большой немилостью и выпадением из числа избранных. Для этого нужно, чтобы главный железнодорожник ну уж очень сильно провинился перед президентом или государством – куда сильнее, чем выражение несогласия с политикой открытости. Какого рода могут быть эти прегрешения, пока можно только догадываться…
Пока же больше говорят о другом: о том, что его прочат на место А. Торшина, ушедшего в январе 2015 года с поста первого заместителя председателя Совета Федерации на должность замглавы Сбербанка. «Интерфакс» в связи с этим приводит слова одного эксперта: «С учётом его (Якунина) политического веса он, естественно, не будет рядовым сенатором и, скорее всего, займет вакантное место первого вице-спикера нашей палаты». Некоторые заходят в своих дерзких прогнозах и вовсе далеко, полагая, что Якунин способен со временем претендовать на позицию самой мадам Матвиенко, которая с кончиной Е. Примакова потеряла своего самого сильного покровителя в высших сферах.
И в этих рассуждениях есть резон. Как отмечали «Ведомости», «Якунин считается одним из самых приближённых к Путину функционеров (он один из учредителей дачного кооператива «Озеро»), занимает важнейший пост главы госмонополии, обеспечивает важнейшие проекты социальной ответственности – от подготовки к Олимпиаде в Сочи до доставки Благодатного пасхального огня в Россию, находится под западными санкциями и во всем поддерживает президента и патриотический курс».
Над всей историей с отставкой по-прежнему витает флёр незавершённости. Это подтвердил и сам Владимир Путин, заявив, что решение Владимира Якунина оставить свой пост было принято им самостоятельно. «Это его выбор, каждый человек смотрит на своё будущее так, как считает это нужным, — рассуждал президент. — Владимир Иванович давно и успешно работает в качестве главы РЖД — вы правы, это важная инфраструктурная компания. Но мы с ним ещё об этом поговорим, сейчас он в отпуске находится, вернётся – пообсуждаем», — цитирует Путина «Интерфакс».
На время подписания номера в печать Якунин ещё не был включён в список претендентов на должность сенатора от Калининградской области. Как сообщил пресс-секретарь облизбиркома В. Ротар, рабочая группа направит запросы в ряд ведомств для проверки сведений о кандидате и на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к членам Совета Федерации.
О сменщиках
О неизбежности перестановок путинских ставленников на самом верху говорится давно. Надоедливая повторяемость этих разговоров явно свидетельствует о том, что многие рассчитывают именно в кадровых переменах найти зацепки для возможной сумятицы и нестроения в верхах, с чего не раз начинались большие смуты в российском государстве. А там, глядишь, с учётом непростой внешней обстановки можно будет затеять игру и покруче…
Думаю, больше следует доверять тем, кто обещает сделать выводы по уходу Якунина лишь после назначения сменщика.
И здесь в числе главных претендентов называются помощник президента, экс-глава Минтранса РФ Игорь Левитин, вице-премьер Аркадий Дворкович, гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко (протеже главы госкомпании Ростех С. Чемезова), а также бывший губернатор Свердловской области, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин.
Называют также бывшего председателя РЖД К. Андросова, министра транспорта М. Соколова или его первого зама О. Белозерова. Но это, похоже, вторая гарнитура…
Известие о том, что Владимир Якунин покидает пост главы РЖД в связи с переходом в сенаторы – хороший повод вкратце подвести итоги его прежней деятельности. Главой РЖД он стал 10 лет назад, в 2005-м, но ключевые посты главного «смотрящего» за нашей железнодорожной сетью занимал с начала 2002-го (сперва в ранге замминистра МПС, потом первого замглавы РЖД).
Как же за это время развивались основные показатели руководимой им конгломерации? Вот данные с официального сайта РЖД и из сборника Росстата «Транспорт и связь в России-2014».
Протяженность эксплуатационных путей ж.-д. транспорта общего пользования: 2000 г. – 86 тыс. км; 2013 г. – 86 тыс. км. Динамика более чем внушительная – при том, что знаменитые личные «дворцы Якунина» росли все годы его руководства отраслью как на дрожжах!
Средняя «участковая скорость» грузовых поездов (скорость передвижения между станциями без учёта операций по погрузке/разгрузке и проч.): 2004 г. – 39,6 км/час, 2014 г. – 37,7 км/час. К примеру, в Китае она сейчас вдвое выше.
Главная же причина такого чудовищного отставания российских железных дорог – высокий износ локомотивного парка. В 2004 г. он составлял 65%, в 2014 г. – 72,5%.
Число серьёзных происшествий на железнодорожном транспорте: 2005 г. – 5 (1 погибший, 1 раненый), 2013 г. – 17 (2 погибших, 4 раненых).
Чистая прибыль по шкале Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО): 2003 г. – 37,8 млрд руб.; 2014 г. – чистый убыток 99 млрд руб. (В 2013 г. убыток был в 198 млрд руб.)
Операционные расходы в 2003 г. – 515 млрд руб., в 2014 г. – 1 трлн 747 млрд руб., рост больше, чем втрое.
Ну, и так далее. О том, что при Якунине поезд на многих направлениях стал стоить дороже самолета, известно всем.
Что ж, он, кажется, сделал всё, что мог. Пусть другие сделают больше. И лучше…
 
Василий МИХАЙЛОВСКИЙ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: