Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
28.02.2020
Я из прошлого величья…
Родилась в Тбилиси. Детство прошло в Москве. В годы Великой Отечественной войны отец в рядах Московского ополчения добровольцем ушёл на фронт. Семья была эвакуирована в Тбилиси, затем в Ереван, где С. Вермишева окончила школу, а затем экономический факультет Ереванского госуниверситета и аспирантуру. Научную, аналитическую, публицистическую и общественную деятельность С. Вермишева сочетала с творческой работой в литературе. Ею было выпущено более 10 поэтических сборников. Стихи переводились на армянский, французский, словацкий, польский и английский языки. За плодотворную литературную и общественную деятельность Сэда Вермишева была удостоена множества государственных и литературных наград. В последние годы жила в Ереване.
О милых спутниках,
которые наш свет
Своим сочувствием для нас
животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
Единственное, что в этих прекрасных своей благодарностью словах смутило – глагол «были». Потому что не поворачивается язык сказать о ней в прошедшем времени. Да и вряд ли кто-нибудь, кто её знает, употребит по отношению к ней прошедшее время. Потому что трудно себе представить человека более деятельного, полного замыслов и умеющего их воплощать. Как и более надёжного друга. Все, кто её знает, помнят о постоянной готовности этой хрупкой внешне, но очень сильной внутренне женщины помочь тому, кому худо, и сделать для этого всё, что в её силах. За что очень многие остались ей благодарны.
Поскольку любой человек после физической жизни на земле остаётся жить в памяти людей, его знавших, а Художник – ещё и в своих произведениях, думаю, многим из нас захочется посидеть наедине с нашей Сэдой, ещё раз ощутив её откровения в высоком звучании её поэтического слова.
Я из прошлого величья,
Из совсем другой страны.
В тёмном поле сердце кличет
Отлетевшей были сны…
И куда ни кинешь взгляда, –
Всё утрата,
Всё мираж…
И зачем, какого ляда
Здесь разыгрывать кураж?
В мире горестном распада
Я сама себе не рада, –
Так ничтожен мир…
И я –
Лишь осколок,
Скальный сколок,
У замерзшего ручья…
Под снегами Русь моя…
Выбрал эту строчку потому, что величие самой Сэды Вермишевой не только в прошлом, но и в настоящем. Хотя корни, как у подавляющего числа тех, кто не утратил совесть, конечно, «из совсем другой страны». И чем больше проходит времени от начала 90-х, тем больше «сердце кличет» ту страну, как «отлетевшей были сны».
Величие же Поэта в настоящем определяется верностью главному – духовной сути Человека, которую Сэда Вермишева отстаивает изначально день ото дня. Каждое её стихотворение и каждая публицистическая статья становятся событием не только в литературной жизни страны, но и в общественном сознании многочисленных читателей Сэды Вермишевой.
Иначе и не может быть, когда литературный дар, обострённое чувство совести и своего назначения на Земле составляют единое целое. Но давайте послушаем Поэта: «Я боюсь за Россию / Больше, / Чем за себя. / Хоть меня не просили, / Говорили: / «Напрасно!» / Повторяли, / Что зря… // Только так привелось мне, / Так легло на роду… // Я здесь Слову училась / В сорок первом / Году…».
Так совпало, что верность слову как долгу была в ней заложена ещё в знаковом для страны сорок первом году, когда будущий выдающийся поэт находилась в совсем нежном возрасте. А годом позже Анна Ахматова написала ставшее сразу знаменитым стихотворение «Мужество», где уверенно сказала: «…И мы сохраним тебя русская речь, / Великое русское слово, / Свободным и чистым тебя пронесём, / И внукам дадим, и от плена спасём / Навеки!».
Рождённая в Армении и волею обстоятельств оказавшаяся совсем юной в России, влюблена Сэда Вермишева в обе эти ныне страны и в слово каждой из них, которое для неё свято. Потому так близко к сердцу принимает всё, что связано с преступным разрушением своего великого государства под названием Советский Союз. Где, в отличие от сегодняшних – бывших его республик, а теперь самостоятельных стран, жила Великая Идея, поскольку: «Без великой идеи / Не бывает великой / страны… // Ну а мы оскудели / И себя проглядели… // Мы смертельно больны. // Наше воинство духа / Тихо двинулось вспять…»
Но не в характере Сэды Вермишевой оставлять непреодолёнными смятения, возникающие на каждом шагу человека с обострённым чувством совести. В этом главном качестве человека испытывает она полное родство с любимым ею Александром Блоком. О некоторых важных размышлениях выдающегося поэта Серебряного века есть в книге очень ёмкая статья «Послание Блока, или Россия между Востоком и Западом».
Мне же, когда думал о Сэде Вермишевой, пришли на память знаменитые строчки Блока: «…Но ты, художник, твёрдо веруй / В начала и концы. Ты знай / Где стерегут нас ад и рай. / Тебе дано бесстрастной мерой / Измерить всё, что видишь ты. / Твой взгляд – да будет твёрд и ясен. / Сотри случайные черты – / И ты увидишь: мир прекрасен…»
Да, горько и больно художнику, – а поэт всегда художник – видеть эти «случайные черты», которыми люди, утрачивая совесть, населяли и населяют наше пространство во все времена. Но природой дано поэту чувствовать и нести нам свою уверенность в том, насколько наше пространство само по себе прекрасно, если жить по совести. И конечно, любить. Тогда преодолеешь всё.
Ты пребываешь здесь
Инкогнито,
Никто не должен в мире знать,
Что солнце ввысь
Тобою поднято,
Что ты велел ему
Сиять.
Твои Владения
Лежат везде,
Где солнца свет!..
Не поражений –
Для духа поражений
Нет!
Владей,
Твори,
Поэт!..
И в этом – «для духа поражений нет» — вся наша Сэда. Нередко слышу от неё, что сейчас – в дни непонятной «свободы от совести» — не время для её лирики. И не могу согласиться.
Во-первых, без лирики нет того волшебства строчек, которое приводит поэта и его читателя в магическое состояние, сходное с состоянием полёта. Да поэзия и есть полёт, а значит – лирикой является изначально: гражданской ли, философской, бытовой, о природе, любовной… Без неё художественного произведения и тем более поэзии нет. А Сэда Вермишева – Поэт от природы.
И, во-вторых, то, что называет сама Сэда лирикой, настолько для неё органично, что тут же заслушиваешься красотой и глубиной созвучий её душевных струн. Давайте послушаем:
И неба свет так нищ
И скуден…
Ручьи
Как реки
Растеклись,
Базар немноголюден.
Визжит пила на лесопилке
И заполняет звуком дали.
Пройдёшь –
И мягкие опилки
Набьются в мокрые сандалии.
Забор укрыла повилика…
Проходят серо дни,
Безлико,
Безликостью не тяготясь своею…
И я их торопить
Не смею…
Согласимся, что мы стали отвыкать от таких её стихотворений. К сожалению. Но, видимо, «лёд тронулся», и потому слушаем дальше:
Какая тишь стоит над миром
Заснул мой город.
Далеко
Бросает свет полоской узкой
В слепую ночь
Моё окно.
Белеет снегом занесённый
Проспект,
И, словно покрова,
На снег ложатся запоздало
Чеканных листьев кружева.
Он зачарованно глядит,
Как серп луны, прозрачный
Ломкий,
Туманным облаком кадит…
В саду скамеек тёмных тени
Легли полосками на снег –
Прощальный знак поре осенней…
Остановило время бег…
Стоит – над миром.
Не уснуть.
Лишь звёзды в небе
Неслышно строят
Млечный путь…
И пока звёзды «неслышно строят Млечный путь», давайте насладимся ещё и такими строчками поэта:
Начну письмо…
Под дождь так тянет
Лелеять слов обугленную хворь…
Раскрыть окно,
Приставить к двери камень,
Начать письмо…
Писать в стихах,
Без адреса,
Без почты,
Которая бы приняла его.
А шум дождя
Вберут,
Впитают строчки –
Так сладостно
с природою родство…
И только к утру тихо прозревая,
Со лба откинуть вымокшую прядь,
И, с подоконных досок
дождь стирая,
Легко вздохнуть,
И снова жизнь
Начать…
Не хочется, чтобы строчки заканчивались… Потому что моментально вводит тебя поэт в такое состояние, когда и тебе «так сладостно с природою родство». И ты чувствуешь, как эти строчки впитывают всё, что происходит не только вокруг, но и с тобой, даже если тебе бывает больно и горько. Вспоминаешь, что и сам много раз хотел об этом же рассказать, но ТАК СКАЗАТЬ не сумел.
Потому что ТАК – дано единицам. И они называются Поэтами, вызывая в нас тот «трепет души», какой трудно с чем-то сопоставить. За что мы Поэту и благодарны в любые времена.
Григорий БЛЕХМАН.
Комментарии:
Статьи по теме:
Управляемый хаос, или «Дамаск за три дня»
Экс-президент Сирии Башар Асад – в Москве. Потому что своей страны у него больше нет. Толпы &l...
Названы лауреаты Национальной премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Волод...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий