slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

ХОРОШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ НУЖНА ХОРОШАЯ БАЗА

министра образования правительства Московской области

Учебные заведения Подмосковья активно модернизируются.

Начало учебного года для министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой – пора беспокойная. Тем не менее Лидия Николаевна нашла время для ответов на вопросы нашего корреспондента.

— Лидия Николаевна, с 1 сентября образовательные учреждения Московской области перешли на новую систему оплаты труда. Что она собой представляет и каких результатов Вы от нее ждете?

— Переход на новую систему оплаты труда в рамках национального проекта «Образование» дал новые возможности для стимулирования педагогов-новаторов. Учителя будут получать зарплату не только за количество проведенных уроков, но и за все виды деятельности, включая внеурочную. Чем выше качество обучения и воспитания, чем лучше результат, тем больше и надбавка. Оценивать труд педагогов должны управляющие советы, включающие представителей общественности и родителей. Прибавка к зарплате составит примерно 15 процентов, и, таким образом, в среднем учитель региона сможет получать 14—15 тысяч рублей.

— Лидия Николаевна, с 1 сентября образовательные учреждения Московской области перешли на новую систему оплаты труда. Что она собой представляет и каких результатов Вы от нее ждете?

— Переход на новую систему оплаты труда в рамках национального проекта «Образование» дал новые возможности для стимулирования педагогов-новаторов. Учителя будут получать зарплату не только за количество проведенных уроков, но и за все виды деятельности, включая внеурочную. Чем выше качество обучения и воспитания, чем лучше результат, тем больше и надбавка. Оценивать труд педагогов должны управляющие советы, включающие представителей общественности и родителей. Прибавка к зарплате составит примерно 15 процентов, и, таким образом, в среднем учитель региона сможет получать 14—15 тысяч рублей.

Целенаправленная политика губернатора Бориса Всеволодовича Громова и правительства Московской области по поднятию престижа учитель-ского труда уже приносит результаты: за последние два года количество вакансий в школах Подмосковья сократилось вдвое, только в этом году в наши учреждения пришли 610 молодых учителей.

— Одно из направлений национального проекта – модернизация образования. Что положительного даст она ученикам? Новое качество знаний, возможность выбора предметов в старших классах, оптимальный уровень нагрузки?..

— Главная цель модернизации образования — обеспечение условий для получения качественных знаний каждым ребёнком. Причём качественным мы считаем такое образование, которое готовит человека к успешной жизни во всех областях: профессиональной, личной, общественной.

В соответствии с обязательствами, которые Московская область взяла на себя,  приступая к реализации комплексного проекта модернизации образования, к 2009 году доля школьников, обучающихся в таких школах, составит 75 процентов.

— Реформа образования декларирует, что «неэффективная система среднего профобразования будет сокращена, начальное профобразование будет сосредоточено на обучении профессии и сократится до 2 лет, при этом полное общее образование полностью перейдет в систему общеобразовательных школ. Техникумы и колледжи преобразуются в 3-годичный технический бакалавриат, поступить в который можно только с полным средним образованием». Что будет с ПТУ? Ведь в свое время эта система была весьма эффективной, над ПТУ шефствовали профильные предприятия, и в ПТУ получали специальность ребята, которые по разным причинам не тянули полное среднее образование. Если мы делаем ставку на развитие промышленности, то где будем брать кадры? Нехватка ощущается уже сейчас.

— В Московской области как было, так и осталось 101 учреждение начального профессионального образования. Они ежегодно выпускают 15 тысяч квалифицированных рабочих более чем  по 200 специальностям.

Не могу сказать, что предприятия отвернулись от ПТУ и не помогают им теперь. Нет, во многих городах шефские связи сохранились. Работа по оснащению училищ и подготовке специалистов рабочих профессий идет совместно с Министерством промышленности и науки Московской области.

— В каком состоянии сейчас пребывают техникумы и колледжи? Сокращается (или увеличивается) их число? Как они финансируются?

— В ведении Министерства образования Московской области — 30 техникумов и колледжей.

О конкурентоспособности нашей системы среднего и высшего профессионального образования говорят результаты участия наших учреждений в направлении приоритетного национального проекта, реализуемом с этого года, — «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». В числе победителей — четыре московских областных образовательных учреждения: Истринский педагогический колледж, Московский областной государственный колледж (г. Раменское), профессиональное училище № 72 (г. Королёв), профессиональный лицей № 95 (г. Дубна), а также федеральное образовательное учреждение, расположенное в Подмосковье, — Красногорский оптико-электронный колледж.

По количеству образовательных учреждений, ставших победителями национального проекта, Московская область заняла второе место в России.

1 сентября этого года наше профессиональное училище № 27 посетил первый вице-премьер Правительства России Сергей Иванов. Сергей Борисович высоко оценил техническую оснащённость мастерских училища и уровень подготовки ребят.

— Заявленный принцип подушевого финансирования, введённый с 2006 года, должен был обеспечить более эффективное расходование средств. Повысилось ли в результате качество работы преподавателя? Предполагалось, что одновременно возрастёт влияние попечительских, наблюдательных и управляющих советов при образовательных учреждениях и тем самым в образование будут привлечены дополнительные ресурсы. Оправдались ли эти надежды?

— Думаю, выводы делать пока рано — прошел всего год. Введение нормативно-подушевого финансирования в области осуществляется в рамках регионального комплексного проекта модернизации и на первых порах не везде, а только на пилотных территориях. До 2009 года предстоит проделать огромную работу, подготовить большое число нормативных актов. И, конечно, руководителям образовательных учреждений, преподавателям и родителям предстоит научиться работать в совершенно других финансово-хозяйственных условиях, а это не так просто.

— Как известно, в школах процветает система добровольно-принудительных «благотворительных взносов». Кроме того, родители привлекаются к ремонту школ, закупке канцтоваров и мебели. Не честнее ли было бы просто перейти на платное образование?

— Добровольное участие родителей в решении материальных вопросов деятельности школы возможно. Я подчёркиваю — добровольное. Но всё должно быть правильно оформлено. Если общественным органом управления школой (управляющим советом, попечительским советом) принято решение о сборе средств на какие-либо цели, открыт счёт для перечисления, обеспечен общественный контроль, тогда недовольства родителей не бывает. В противном случае это грубое нарушение.

К платному образованию это не имеет никакого отношения. Государственный образовательный стандарт у нас финансируется в полном объёме, поэтому дополнительное финансирование может направляться на расширение образовательных услуг в школе, на создание дополнительных удобств, превышающих нормативы. Только так, и не иначе.

— С точки зрения министерства, в чём сегодня разница между частными и государственными школами? Существует мнение, что в частных школах учат хуже…

— Я не могу сказать, лучше или хуже качество образования в негосударственной или государственной школе — все школы разные. Государство гарантирует качество в государственной школе, а также в негосударственной, если она прошла государственную аттестацию с целью аккредитации. Вообще родители отдают ребёнка в негосударственное образовательное учреждение, чтобы обеспечить более высокий уровень комфорта, за который они готовы платить. Из практики могу сказать, что в негосударственных школах лучше преподают гуманитарные предметы — например, иностранные языки (в том числе за счёт приглашения учителей-иностранцев). А вот естественнонаучные дисциплины, физику и математику, лучше преподают в государственных школах.

— Могут ли отказать в приёме ребёнку под предлогом, что он не прошёл собеседование, например, в гимназию?

— Если ребёнок из микрорайона, закреплённого за данной школой, его обязаны принять. Здесь есть только одна проблема: наличие мест. Но в любом случае устраивать «вступительные экзамены» первокласснику нельзя.

Планируется ли в Подмосковье постепенный переход на школы полного дня?

— Многие сельские школы у нас уже сегодня работают как социокультурные центры. Это означает, что после окончания уроков школа становится спортивным комплексом, библиотекой, клубом, компьютерным центром и т.д.

Для городских школ режим полного дня означает расширение возможностей заниматься разнообразной досуговой деятельностью во внеурочное время. С этой целью во всех основных и полных средних общеобразовательных учреждениях с 1 сентября введены 1305 ставок педагогов-организаторов, что позволит разнообразнее проводить досуг подростков, усилить воспитательную работу, расширить систему занятости детей и стимулировать мотивацию к обучению. На финансирование этого новшества бюджет Московской области затратит 65 миллионов рублей в текущем году и 200 миллионов рублей в 2008 году.

В бюджет 2008 года заложено более 400 миллионов рублей на стимулирующие выплаты учителям физкультуры общеобразовательных школ и тренерам-преподавателям детских спортивных школ. Это даст каждой школе возможность участвовать своей командой в школьной спартакиаде Московской области по игровым видам спорта и привлечь к занятиям спортом более 200 тысяч подростков дополнительно. 

— Как Вы оцениваете систему ЕГЭ?

— В этом году 47 789 человек прошли государственную  аттестацию в форме ЕГЭ по девяти общеобразовательным предметам. На «4» и «5» русский язык сдали 53 процента,  математику — 73  процента, физику — 54 процента, историю России – 52 процента, химию – 47 процентов, обществознание — 60 процентов, географию – 29 процентов, биологию – 63 процента, литературу – 34 процента. Хорошие результаты. Доля учащихся, сдающих ЕГЭ, будет расти — с 2009 года этот способ итоговой государственной аттестации станет «штатным», так установлено законом.

— Наступил новый учебный год. Какие проблемы волнуют Вас сегодня в первую очередь?

— Нынешний учебный год для нас, педагогов, проходит под знаком приоритетного национального проекта «Образование». Для Московской области суть его реализации в том, чтобы, опираясь на надёжный фундамент социально ориентированной политики губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, на два поколения областной целевой программы «Развитие образования», выстроить систему образования как уникальный ресурс социального и профессионального развития личности, обеспечивающий конкурентоспособность отдельного человека, общества и в конечном счете нашего государства в мировом сообществе.

Поэтому для нас так важны педагоги-новаторы, инновационные проекты, благодаря которым и распространяя их опыт, мы во всей области создаем единое инновационное пространство – систему, которая дает современные знания на современном техническом уровне.

Беседовала

Нина СЕЛИВЕРСТОВА.

 

    В 2007 году система образования Московской области станет богаче на 27 учреждений – 13 детских садов на 1991 место и 14 общеобразовательных школ на 8469 ученических мест. Это на четверть больше, чем в прошлом году.

    Комплексный капитальный ремонт и капитальный ремонт отдельных систем проведен в 472 школах и 503 детских садах. С января реконструировано 38 муниципальных образовательных учреждений: 23 школы, 12  детских садов, 3 учреждения дополнительного образования детей.

    В двух с половиной тысячах образовательных учреждений летом проведён косметический ремонт. На это из бюджетов всех уровней потрачено почти три с половиной миллиарда рублей. И 206 миллионов рублей пошло на ремонт областных учреждений начального, среднего и высшего звена.

    Всего на совершенствование учебно-материальной базы образования только в 2007 году в рамках приоритетного национального проекта, включая комплексный проект модернизации, за счёт средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Московской области, включая средства муниципальных образований, привлечено более семи миллиардов двухсот миллионов рублей!

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: