slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Время отчаяния и надежд. К 25-летию ВРНС

Многие молодые сторонники, да и недоброжелатели Всемирного русского народного собора едва ли способны себе представить, какими духовными силами народов России выковывалась эта главная дискуссионная площадка по общенациональному согласию. Меж тем дорога к согласию и к I Всемирному русскому собору была тернистой. Адепты хрущевского призыва в 50—60 годы ХХ века затеяли очередной разгромный поход против церкви и русского духа.
Попиралось всё: история, культура, быт, да и сам русский человек… Либерально-демократические деятели не понимали, что Дух живет, где хочет… И он прорывался там, где они его не ждали…
Всё началось со знаменитого обращения к молодежи «Берегите святыню нашу». Основная его мысль: беспамятство — это безнравственность, строить будущее можно только при бережном отношении к своему прошлому. Воззвание подготовили в редакции журнала «Молодая гвардия» главный редактор журнала Анатолий Никонов, Сергей Высоцкий, Валерий Ганичев, Владимир Десятников, а подписали его авторитетнейшие люди того времени – писатель Леонид Леонов, художник Павел Корин и скульптор Сергей Коненков.
В мае 1965 года оно опубликовано в журнале «Молодая гвардия».
Защита памятников истории и культуры для деятелей культуры и науки патриотического лагеря была делом жизни. Открывая заново многовековую русскую историю, частично исковерканную, частично умалчиваемую официозной историографией, они мыслили себя частью «культурного потока», заново осознавали культурные и исторические связи настоящего и прошлого, пытались, и нередко удачно, обосновать это в своей публицистике. Разумеется, охрана памятников в таком понимании выходила за рамки простого сохранения их от физического разрушения.
Уже в июле 1965 года было образовано первое общественное объединение единомышленников — ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). В оргкомитет вошли П. Барановский, писатель Л. Леонов, художник И. Глазунов, В. Кочемасов, А. Садов и В. Ириков...
В этот же период на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ «О работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа» (27 декабря 1965 года) Ю.А. Гагарин призвал власти страны восстановить Триумфальную арку и храм Христа Спасителя, как памятники победителям Отечественной войны 1812 года.
По Триумфальной арке властью страны решение было принято тогда же, а вот вопрос о восстановлении храма Христа Спасителя растянулся на долгие десятилетия.
* * *
Новым этапом духовного возрождения стала подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси в середине 80-х годов прошлого века. Эта символическая дата разбудила лучшие силы и умы деятелей культуры и науки. В Киеве, Москве и Ленинграде проходят три международные научные конференции, посвящённые деятельности церкви за всю её тысячелетнюю историю.
В них участвуют писатели, учёные, историки, русские и зарубежные богословы. Как гром среди ясного неба прозвучала тогда резонансная статья (август, 1987 г.) академика Бориса Раушенбаха, посвящённая Крещению Руси и его значению для древнерусского государства.
В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления просветителя славян, святого равноапостольного Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности». По инициативе писателей В.С. Маслова и С.И. Шуртакова, после более чем 100-летнего забвения первый праздник прошел в 1986 году в Мурманске, а в 1989-м образован Международный фонд славянской письменности и культуры как центр объединения интеллектуальных сил славянских народов (первый председатель академик Никита Ильич Толстой).
В мае 1988 года, после годичного противостояния власти и народа, в Радонеже установлен и освящен памятник преподобному Сергию Радонежскому (скульптор Вячеслав Клыков).
В 1987 году образуется Товарищество русских художников, куда вошли режиссеры С. Бондарчук и Н. Михалков, писатели В. Лихоносов, В. Распутин, Ю. Лощиц, С. Лыкошин, Ю. Юшкин, В. Калугин, философ Э. Володин и мн. др. Именно они в 1989 году инициировали восстановления храма Христа Спасителя.
Это была первая удачная попытка соборного делания, о чём хочу рассказать более подробно.
В газете «Литературная Россия», которой руководил тогда подлинный подвижник Эрнст Иванович Сафонов, была напечатана небольшая заметка, где авторы идеи призвали соотечественников к воссозданию в Москве великого памятника православной России — храма Христа Спасителя, построенного в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но варварски взорванного 5 декабря 1931 года.
Целый год на страницах писательского еженедельника публиковались материалы, в которых шла речь о необходимости воссоздания в Москве главного храма России. Многочисленные и разнообразные выступления «Литературной России» стали своего рода референдумом, участники которого почти единодушно высказывались за возведение храма Христа Спасителя на том самом месте и за создание Фонда восстановления храма Христа Спасителя. И Фонд был создан!
22 сентября, в день 150-летия закладки творения Константина Тона, в редакции «Литературной России» состоялась учредительная конференция. Учредителями и попечителями Фонда стали более 30 организаций. Был утверждён Устав Фонда и избрано его правление. Председателем правления стал писатель Владимир Солоухин. Его кандидатуру предложил великий композитор Георгий Свиридов.
В состав правления вошли народный артист СССР Г.В. Свиридов, член-корреспондент АН СССР И.Р. Шафаревич, художник Ю.И. Селиверстов, писатели В. Карпец, В. Крупин, Ю. Лощиц, скульптуры В. Клыков и Вл. Мокроусов, профессор Э.Ф. Володин и другие.
Заключительным торжеством рождения Фонда восстановления храма Христа Спасителя стал благотворительный вечер в кинотеатре «Россия», посвященный 150-летию закладки храма.
Вечер начался демонстрацией десятиминутного фильма о разрушении храма — главного собора страны, снятого оператором Сергеем Васильевичем Карасёвым. Затем вступительное слово произнес Владимир Солоухин, рассказавший о сооружении и гибели главного храма России.
«Когда думаешь, – сказал он, – об этой казни, о разрушении храма Христа Спасителя, ищешь какое-нибудь одно, наиболее определяющее слово — что же это было? Волюнтаризм, недомыслие, умопомрачение, злонамерение, жестокость, уголовное преступление?.. Останавливаешься на слове «поругание». Это было трижды поруганье: поруганье красоты, поруганье веры, поруганье памяти народной.
Уничтожение храма Христа Спасителя – это апофеоз поруганья. И наш долг – возродить его в первозданном виде на том месте, где он был заложен 150 лет назад».
После В.А. Солоухина выступил И.Р. Шафаревич. Говоря о глубокой символичности храма Христа Спасителя, он сказал: «Может быть, я увлекаюсь и ошибаюсь, но мне кажется, что не только в нашей истории, но и в истории всего человечества нет такой точки, где скрещивались бы линии действия таких разнообразных противоречивых сил, которая была бы насыщена глубокими символами роковых переломов и изменений хода истории – как храм Христа Спасителя <...> Сейчас мы кладём начало совершенно невероятному делу. Если это дело: воскрешение храма Христа Спасителя — будет иметь успех, то завершится оно нескоро. Это дело на многие годы, может быть, на несколько десятилетий, и наше поколение не увидит его завершения – я говорю, конечно, о моём поколении, а не о тех молодых, здесь находящихся. Но если оно осуществится, то будет воздвигнут действительно великий храм всей России, храм на крови всех русских мучеников. Он будет носителем ещё одного глубокого символа. В нем не только, как в каждом храме, будет осуществляться, вспоминаться тайна рождения, страстей, смерти и воскрешения Бога. Он будет еще и символом того, как эта тайна преломилась в рождении, страстях, смерти и воскресении России».
Игорь Ростиславович Шафаревич увидел храм Христа Спасителя воскрешенным из небытия. Несбыточность, о которой он говорил, стала реальностью — храм, посвященный Рождеству Христову, воссоздан!
Владимира Алексеевича Солоухина отпевали в апреле 1997 года в ещё недостроенном храме Христа Спасителя – в нижней Преображенской церкви.
На том памятном благотворительном вечере в тогда еще кинотеатре «Россия» Георгий Васильевич Свиридов выступил после И.Р. Шафаревича: «Я человек уже старый, — сказал он. — Вся моя жизнь прошла на протяжении этой эпохи, которую так сильно и убедительно охарактеризовал Владимир Алексеевич Солоухин. Жизнь, конечно, очень сложная была. Я не говорю о своей жизни, моя жизнь — капля этой жизни. Думается, что наша Родина, Россия, пережила такие события, которые, в сущности, свидетельствуют о том, что, может быть, именно здесь был эпицентр мировой истории, где было сделана попытка переломить сознание человечества, направить его иными путями. Направить его по диаметрально противоположному пути — служить человеку иным началам, чем это понималось раньше.
И вот в настоящий момент мы переживаем удивительный поворот – сложный, трудный, но, будем надеяться, поворот к светлым началам, а не к разрушению храмов. <...> У нас же было всё покорежено. Всё было, так сказать, поставлено с ног на голову. Человек как бы ставился выше мироздания, выше Бога. Уничтожением храмов был нанесён удар в самое сердце нашего народа.
И сейчас, в наше время, которое продолжает оставаться сложным и трудным, мы с надеждой смотрим на то, что открываются новые храмы и слышна наша культовая музыка. В последние годы это исподволь стало проникать в народ, люди могут слушать церковную музыку. Не вызывает сомнения то, что без церкви культура и нравственность народа упали. И упали страшно глубоко.
Сегодняшний день меня глубоко потрясает, потрясает мою душу. И я сегодня, присутствуя здесь, преисполнен надежды, я глубоко убежден, что эта акция наша, которую мы пытаемся свершить – организовать восстановление храма Христа Спасителя, — станет не только восстановлением символа величия России, но и восстановлением человеческого достоинства каждого русского человека, которое мы, к сожалению, утеряли…»
В канун Рождества Христова 1998 года завершится земной путь великого русского композитора, народного артиста Советского Союза Георгия Васильевича Свиридова. Его также проводят в последний путь после отпевания в той же Преображенской церкви храма Христа Спасителя, как и академика О.Н. Трубачёва, и В.Г. Распутина... Но то ещё впереди, а в тот памятный вечер был большой праздничный концерт, в котором приняли участие мастера искусств столицы. В антракте и по окончании вечера в зале был организован сбор пожертвований на восстановление святыни России. Он составил 5288 рублей 25 копеек (сумма весьма значительная по тому времени). По 200 рублей в Фонд внесли тогда гости из далёкого Сиднея – русские австралийцы В.Н. Буровникова и О. Максимов. По 100 рублей пожертвовали москвичи – семья Правдиных и Наталья Александровна Кокорева, 50 долларов внес Евгений Новиков из Нью-Йорка. С этих-то пожертвований и началось общенародное финансирование восстановления храма Христа Спасителя.
Противников восстановления храма было тоже не так уж и мало. И у них была громадная читательская аудитория. Чего только стоят выступления в «Российских вестях» С. Андреева «Нужен ли столице новый БАМ»; в «Известиях» священника-либерала М. Ардова «У нас есть дела поважнее, чем строить храм Христа Спасителя»; в «Новом времени» небезызвестного чревовещателя М. Дейча «Проклятие игуменьи: Похоже храм Христа Спасителя начинают восстанавливать за наш счёт. Нас при этом забыли спросить»; в «Московской правде» М. Чегодаевой «Тот ли храм восстанавливаем?» и «На что истратить миллион?» и др.
Не оставили тему восстановления храма Христа Спасителя своим вниманием и «партнеры» из США. В апреле1990 года идее духовного возрождения России посвятила большой репортаж Лори Хейс, корреспондент американского делового издания «Уолл Стрит Джорнал». 26 апреля 1990 года на первой полосе появился её материал под заголовком «Русские верующие утверждают, что плавательный бассейн стоит на святом месте». «Движение за восстановление собора, разрушенного Кагановичем, представляет угрозу посетителям бассейна Москва», — в первых же строках репортажа сообщила о своих предпочтениях корреспондент «Уолл Стрит Джорнал». Но, как говорится: «Собака лает, а караван идёт»... И дело возрождения храма двигалось вперёд. Работы по воссозданию святыни были начаты в сентябре 1994 года с разборки конструкций бассейна «Москва». Сохранившийся фундамент после проведения тщательных геолого-изыскательских работ стал основанием стилобатной части храма. В декабре была закончена заливка бетона в основание, а 7 января 1995 года на праздник Рождества Христова была осуществлена закладка первого камня стен храма. И уже 24 апреля того же года в строящемся храме была отслужена торжественная пасхальная вечерня…
* * *
Я намеренно столь подробно остановился на истории воссоздания храма Христа Спасителя, чтобы читатель почувствовал, как не прост и долог был путь от идеи к её реализации. В условиях жёсткой борьбы созидательных и разрушительных сил на рубеже 80–90-х годов ушедшего века страна оказалась на краю пропасти. Отваливались одна за другой вчера ещё мирно сосуществовавшие братские союзные республики. Полыхали Кавказ и Приднестровье, штормило Черноморский, да и остальные флоты…
Миллионы русских не по своей воле оказались разбросанными по расчлененной Родине, где ущемляются в правах, языке, религии, личной безопасности и благополучии. Сотни тысяч россиян оказались беженцами на своей земле, не получая должной материальной и моральной поддержки. Росла неуверенность в завтрашнем дне. В то же время русские десятки лет были лишены государственных и общественных организаций, представляющих и защищающих их интересы среди братских народов России. В результате положение русских во многих отношениях ухудшается быстрее положения других народов.
Власть, по обыкновению, захватили представители хищнического либерально-демократического крыла, для кого, кроме наживы, нет ничего святого. Они рушили на своем пути всё и вся. Протестующий народ, в котором еще сохранялся громадный запас сил, выходил на улицы. Противостояние набирало обороты. В феврале 93-го кризис достиг апогея. Воздух в Москве пах порохом и гарью…
После избиения демонстрантов силами ОМОНа 1 мая 1993 года народ не дрогнул. Точка невозврата пройдена, и уже 9 Мая на демонстрацию пришло в сотни раз больше. Это была крупнейшая демонстрация мирного сопротивления царящей несправедливости, пожалуй, равная сегодняшнему маршу «Бессмертного полка», и прошла она в атмосфере высочайшего душевного подъёма. Именно кризис весны 93-го привел общественные силы созидательного направления к пониманию необходимости объединения. Общественные неполитические организации: Всемирный русский конгресс, Всероссийский русский собор, Марфо-Мариинское православное сестричество Феодоровской иконы Божией Матери, Всемирный русский университет, Русская община Таджикистана, Сибирский русский дом, Российско-американский университет, Фонд творческой молодежи России, Центр «Русская энциклопедия», издательство «Роман-газета», журналы «Наш современник» и «Москва», газета «Литературная Россия» и другие выступили с инициативой созвать в 1993 году в городе Москве I Всемирный русский собор для принятия решений по важнейшим вопросам бытия русского народа в современных условиях, определив тему «Российская соборная мысль».
26 мая 1993 года участники встречали в Свято-Даниловом монастыре Патриарха Московского и всея Руси Алексия как последнюю надежду, как единственную незыблемую духовную соль и твердь. Встречали так, как встречали Господа в Иерусалиме: «Не имамы иныя помощи, / Не имамы иныя надежды…». Святейший Патриарх Алексий в своем первом слове ответил участникам на неозвученное ожидание: «Русская православная церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей её духовную культуру, заботящейся о её единстве и целостности как национально-государственного организма. Любовь к Родине — патриотизм — изначала благословляется церковью. Вспомним слёзы Спасителя при виде Иерусалима, выразившие всю силу Его любви к великому граду Своего народа…»
После этих слов соборяне действительно почувствовали себя семьей. Жизнь жительствовала. В.Н. Ганичев в своем слове на открытии Собора обозначил параметры неполитического представительства участников дискуссий: «Во избежание конъюнктурно-политического характера выступлений и принимаемых на Соборе документов, на Соборе не представляются политические партии и организации, а в работе Собора принимают участие только в личном качестве специалисты в области богословия, истории, экономики, науки, здравоохранения, организации хозяйства, культуры, представляющие различные районы и социальные группы России…»
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, завершая своё выступление, ещё раз напомнил участникам соборного дела о преодолении себя на этом поприще: «Сегодня необходимо понять, что все мы, крещенные в Православной церкви, и есть эта самая церковь и без нашего духовного обновления, без подвига веры не будет возрождения церкви, а значит, и Отечества. Да поможет же нам Господь совершить этот подвиг так, как совершали его наши благочестивые предки».
I Всемирный русский собор ставил перед собой созидательные цели:
– проанализировать потери и обретения в важнейших сферах жизни;
– определить главнейшие цели и ценности русского национального бытия;
– заявить о понимании русскими своей роли в мировой истории;
– наметить пути укрепления единства русского народа;
– защиты прав и интересов соотечественников;
– установление на российской земле гражданского мира и межнационального и внутринационального согласия.
Работа велась три дня по следующим секциям и тематическим группам с выработкой документов и резолюций по каждому направлению:
– «О понимании национальных интересов России и русского народа»;
– «Пути улучшения и охраны среды обитания русских»;
– «Основы национальной программы улучшения здоровья и демографической структуры русских»;
– «Государственное развитие России»;
– «Основные положения программы возрождения хозяйства страны»;
– «За народную трезвость»;
– «О возвращении русским их национальных святынь»;
– «Основы национальной программы воспитания и образования»;
– «О защите и возрождении русского языка»;
– «О русской нации»;
– «Русская культура, воспитание и образование»;
– «О русской национальной школе»;
– «Пути и цели духовного возрождения России».
Возглавлял работу форума Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вели пленарные заседание сопредседатели Собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, кандидат исторических наук Н.А. Нарочницкая, председатель центрального правления Всемирного русского конгресса Ю.Г. Луньков, кандидат философских наук И.А. Кольченко, доктор исторических наук, профессор В.Н. Ганичев.
Первый Собор задал вектор мирного возрождения Отечества на десятилетие вперёд и предложил механизмы по его реализации.
К сожалению, сторона власти президента Ельцина не услышала предложения Собора и осуществлять его решения пришлось уже в новых исторических реалиях, после расстрела Российского парламента и его защитников…
Но ничего бы не вышло, если бы на то не было Господней воли, а в самом народе — тяготения к Соборному разуму.
 
Сергей КОТЬКАЛО

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: