slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Восстановление школы

4 декабря 2020 года в ИМЛИ РАН состоялась ежегодная ХХХI Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа», посвящённая проблеме научных основ гуманитарных наук и преподавания словесности в школе. Конференция проходила в дистанционном режиме на базе платформы Zoom. Ведущий конференции и её неизменный организатор – доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела русской классической литературы ИМЛИ Всеволод Юрьевич Троицкий.
Участники конференции — доктора и кандидаты наук, ведущие преподаватели московских и региональных высших учебных заведений, специалисты по методике преподавания русской литературы, в том числе сотрудники Отдела русской классической литературы ИМЛИ.
Среди выступавших протоиерей Артемий Владимиров, доктор исторических наук С.В. Перевезенцев (МГУ им. М. В. Ломоносова), доктор филологических наук Ю.В. Лебедев (Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова), доктор филологических наук, главный редактор издательства «Русское слово» А.В. Фёдоров, автор трудов по древней русской истории Л.Е. Болотин, доктор филологических наук А.Н. Ужанков (Московский государственный институт культуры), доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ И.А. Виноградов…
Вот уже четвёртый десяток лет конференция «Филология и школа», проводимая профессором В.Ю. Троицким, собирает авторитетных учёных в области филологии и держит высочайший уровень русской классической школы.

Наука о литературе и школьные «глушители смысла»
«Всё то, на чём ума печать,
Они привыкли ненавидеть!»
М.Ю. Лермонтов.
Происходящее со школой в России вполне соответствует понятию: разрушение на научной основе. Насущная задача филологов, опираясь на знания, по мере сил восстановить преподавание литературы согласно с основами науки. Это сегодня, так сказать, главная «новация». Наша конечная цель — вернуть школу к нормальному всеобщему, фундаментальному, системному научному образованию, доведя его до того высокого уровня, какой оно имело в России в лучшие для школы годы ХХ века, а затем — превзойти этот уровень.
По ходу дела укажу на опубликованные (по г. Москве) результаты введения нынешних школьных новшеств (пока ещё до введения дистанционного обучения). У детей с 1 по 9 класс обнаруживается ухудшение памяти, нервные расстройства, ослабление слуха и зрения; хронические патологии имеют 10—15 % детей; после окончания школы 40% выпускников имеет по 2—3 медицинских диагноза, а 50% — вторую группу (по здоровью)...
Напомню, как начиналось активное разрушение нашего образования. Министр образования В.М. Филиппов закрыл активно работавший в РФ (включая республики!) министерский Институт русского языка, осуществлявший огромную плодотворную деятельность по распространению, совершенствованию его изучения и защите в России и за её пределами. Отсутствие такой работы сегодня губительно сказывается на созидательной политике страны. Протесты выдающихся учёных были напрасны: враждебное России «руководство» санкционировало уничтожение института.
Министр вредительски сократил программы гуманитарных дисциплин. В подписанном им Приказе № 56 (1999 г.) предназначенная к обязательному изучению в школе история русской литературы была «обрезана» на 700 лет! Приказом было узаконено изъятие из обязательного школьного курса патриотического «Слова о полку Игореве», воспитательного «Поучения Владимира Мономаха», историко-патриотических — «Повести о разорении Рязани Батыем» и «Жития Александра Невского», также «Повести о Горе-злочастии» и др.
В число обязательно изучаемых авторов не вошли: М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин (его именем В.Г. Белинский назвал целый период русской словесности!), А.Н. Радищев, И.А. Крылов, который, по словам Белинского, «один мог бы быть главою целого периода литературы», ибо первый внёс в русскую литературу элемент народности. В списке отсутствовали также А.С. Грибоедов, А.В. Кольцов, А.Н. Майков и др. Из перечня обязательных произведений крупнейших писателей в названном списке были изъяты, например, пушкинские стихотворения «Деревня», «Арион», «Анчар», «К морю», «К Чаадаеву», «Клеветникам России», «Я памятник себе воздвиг...», поэма «Медный всадник», трагедия «Борис Годунов». Среди лермонтовских произведений были изъяты стихотворения «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон...», «Два великана» и др. Не было в списке «Ревизора» Н.В. Гоголя и многих известнейших его произведений, ранее изучавшихся в школе. Был «изъят» роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, исчезли самые значительные произведения Н.А.Некрасова и т.п. Названное сокращение соответствовало квалифицированно поставленной задаче разрушения нормального образования.
Подписав приказ, министр «остался в фаворе» и ныне занимает почётное место председателя ВАК. Между тем он совершил преступление государственного масштаба: вследствие сокращения программ современных школьников лишали представления о русской классической литературе, то есть – основ осознания отечественной культуры.
Наглости министру-разрушителю придавало то, что огласил один из циничных лакеев глобализма Герман Греф: нельзя, мол, устанавливать для масс высокий уровень образования, ибо это даст возможность народу понимать, как «сверху» манипулируют его сознанием.
Расчёт разрушителей прост: и восстановление полноценных программ можно растянуть на годы и ущербные стандарты долго будут «работать» на снижение уровня образования в России.
Высказывание Грефа «уточнил» министр образования А.А. Фурсенко, заявивший, что ученик «не должен рассуждать (выделено авт. – В.Т.), он должен делать то, чему его научили для получения конкретного результата». Так официальные лица проговаривались, о задачах снижения научного уровня образования.
* * *
Недавно опубликованная в одной из московских газет статья наглядно свидетельствует, до какого научного и научно-методического невежества опустилось «изучение» литературы в школе. Причина – не только в изуродованных сокращением программах. Но – в отсутствии у иных школьных работников (не хочу называть их учителями) и учеников научных представлений о предмете «литература», о предметных образовательных и воспитательных задачах её изучения. Совершенно неприемлемы и входящие в оборот — чуждые научной методике преподавания подходы к рассмотрению произведений и, конечно, — антинаучные обстоятельства процесса обучения, в которые принудительно ставит учителя нынешнее школьное «командование», действующее против всяких правил педагогической науки. Всё это — ущербное, ненормальное образование.
Во всём этом менее всего виноваты учителя. Нынешние методы организации учёбы лишают их возможности действовать согласно принципам научной методики преподавания. Нелепыми распоряжениями, всевозможными неучительскими обязанностями, поистине вредительской системой обязательной отчётности и нелепыми условиями организации уроков — их превращают из специалистов-предметников в менеджеров от образования.
Вообще менеджер — не руководитель, а более — надсмотрщик и погоняла. В серьёзном деле, связанном с наукой, такая фигура абсурдна. Вывод однозначен: либо профессию учителя как созидателя разумной личности стремятся сознательно поставить в условия, неприемлемые для профессиональной работы, либо — стремятся (по невежеству или с какой-то целью) препятствовать нормальному образованию.
Нормальное образование призвано заложить основы полноценной личности, то есть человека,
— утвердившегося в родном слове,
— мыслящего и умеющего грамотно рассуждать,
— духовно и нравственно устойчивого,
— патриотически убеждённого,
— эстетически воспитанного,
— физически здорового и
— устремлённого к созиданию и творчеству.
Такое образование некогда обеспечивало первоначальную умственно-духовную зрелость молодого человека ХХ века, которому выдавался по окончании школы соответствующий документ: аттестат зрелости. Нынешнее школьное образование такому документу не соответствует.
Нормальное образование – первейшая национально-государственная задача в России. Оно должно обеспечить человеку предпосылки подлинной свободы.
Свобода в современном мире не может быть без усвоения школьных (основополагающих) научных знаний, жизнеобеспечивающих начатков духовного опыта и общеобразовательных основ культуры. Образование и есть обретение человеком основ научно выверенных знаний и передача ему опыта для самостоятельной, по-человечески свободной, умственной, чувственной и духовной жизни.
Свобода зиждется на утверждении непременных свойств человека, на приобщении к представлениям и духовным традициям, находящимся в русле созидательной жизни своего народа и Отечества. Обретение свободы для нас – это прежде всего свободное владение русским языком, знание основ истории России и её словесности. Всё мешающее условиям бытия в лоне национальных духовно-нравственных традиций и норм – не может обеспечить свободы. Навязываемые нам недругами, псевдодемократами и извращенцами через информационные каналы – примеры бытия, нарушающие природные нормы и традиционные национальные культурные представления, — несут рабство и повреждение человеческого в человеке («расчеловечивание»). Ведь традиция — это сохранение и наследование духовного опыта, обеспечивающего культуру, образование и науку. Традиция (цитирую Василия Белова) «охраняя от безобразного, раскрепощала творческое начало».
Свобода в духовной сфере заключается прежде всего в устроении жизни на основах отечественной культуры, гарантированного обеспечения условий её существования, её развития и её государственной защиты. Всё, что противоречит такой политике, является политикой удушения свободы. И на пути к свободе в любой сфере знаний нам не обойтись без науки...
Из упомянутой мной статьи очевидно, что ученики, «не жалующие» классику, абсолютно неграмотны в отношении к понятиям об основных её предметах. Они не ведают, что искусство – это целостное переживание и познание мира через предметно-образное творческое его воспроизведение.
Они не знают, что художественный образ – это наглядное единство представлений, чувств и настроений от целостного освоения художественного произведения. И не осознают, что, только рассмотрев и перечувствовав эту целостность, можно дойти до истинного смысла произведения.
Трудно здесь не вспомнить В.Г. Белинского:
«Изучить поэта значит не только ознакомиться через усиленное и повторяемое чтение с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их». Для этого необходимо время. Нынешние стандарты этого не предусматривают.
Описанное художником-классиком школьниками попросту не осваивается. Они не имеют никакого понятия об основных признаках главного действующего лица всякого произведения литературы — человека: о слове, духовности, историчности, вере и культуре. Поэтому классическая литература, которую называют человековедением, ими не может быть грамотно осмыслена...
Научные же представления – основа формирования знаний в нормальной школе.
Я сознательно обошёл вопрос об общей антикультурной и антиобразовательной политике в стране, проводимой иными инстанциями и организациями вопреки государственным интересам и национальной безопасности и никак не приостанавливаемой «сверху».
Этот вопрос может быть решён действиями высшей власти и законодательных сил и только после корректировки Концепции образования и Законов о культурной политике, а также персонального освобождения от командных мест «реформаторов», разрушивших наше образование и мирящихся с этим. Также уничтожения «двойного» руководства отечественным образованием, одна из «частей» которого преследует губительные для нас цели наших недругов.
Сказал обо всём этом для того только, чтобы призвать коллег прекратить долголетнее рабское молчание о разрушении нашего будущего.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: