slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Весь этот джаз!

В петербургском издательстве «Лимбус пресс» есть замечательная серия «Инстанция вкуса». В небольших карманного формата томиках представлены сборники статей, рецензий, эссе, исследований наиболее ярких современных критиков, писателей, публицистов, размышляющих о различных аспектах культуры. В книгу Юлии Беломлинской «По книжному делу» вошли статьи, написанные для различных журналов, некоторые ранее не публиковавшиеся рецензии и заметки на полях.

Среди рассматриваемых Беломлинской авторов – Дмитрий Бортников и Дмитрий Горчев, Илья Стогов и Эдуард Лимонов, Анна Старобинец и Наталья Ключарёва. Из американцев — Сэлинджер, Рэй Брэдбери и Брет Истон Эллис. Здесь же размышления о творчестве Федора Достоевского и Лескова; повесть-исследование «Мой Есенин» – очередная версия загадочной гибели поэта. Читать интересно, потому что всё время тянет поспорить с автором.

«Ничего себе Россия!» — новая книга широко известного писателя, публициста, театрального и кинокритика Татьяны Москвиной. В томике собраны статьи, рецензии и эссе, написанные Москвиной в период 2006–2007 годов и публиковавшиеся в периодике и на сайтах популярных Интернет-изданий. Читая Москвину, ловишь себя на мысли, как быстротечна жизнь. Казалось бы, все только вчера говорили о том или ином фильме, спектакле, или о той или иной книге, и вот уже говорят совсем об ином. А у Москвиной всё отстоялось. Всё не на поверхности, где известно, что плавает.

Книгу Ростислава Плятта «Без эпилога» («АСТ-пресс», М. 2008 г.) сложно назвать мемуарной. «Случилось так, что я заболел и оказался надолго оторванным от театра. Я сидел дома, делать было нечего, воображение моё не было занято ролями. Я просто тосковал и развлекал себя воспоминаниями о своей актёрской жизни. И начал вот с этой страницы, начал, не зная, как сложится книга и как её назову… Точно знал только одно: мемуары писать не буду, из пережитого буду делиться тем, что наиболее взволновало, ярче врезалось в память!» Знаменитый актёр разделил книгу на три части: в первой написано всё, что было связано лично с ним, во второй – штрихи к портретам единомышленников, в третьей – статьи о театре. Прекрасно изданная и богато иллюстрированная книга станет лучшим подарком для заядлых театралов.

Сборник воспоминаний о Вениамине Каверине, вышедший в издательстве «Б.С.Г. -Пресс», назван «Каждая книга – поступок». И в этом названии нет ни грана кокетства. Классик отечественной литературы вызывал у многих неизменное восхищение не только своим блестящим талантом, но и неизменной твердостью нравственной позиции. Литературному труду он отдал более шестидесяти лет. За долгие годы ему довелось встретить немало удивительных людей, в судьбе которых он оставил заметный след.

В книгу вошли воспоминания тех, кто счел своим долгом рассказать о Каверине. Авторы фрагмент за фрагментом воссоздают картину жизни писателя в контексте истории страны и истории литературы.

Нина Хрущёва в книге «В гостях у Набокова» («Время», М. 2008 г.) размышляет о природе творчества одного из выдающихся писателей прошлого столетия, в котором традиции русской культуры оказались сильнее всего опыта «европейскости», которым так кичился автор «Лолиты».

Книга Александра Кана «Пока не начался Jazz…» – документальный роман-воспоминание. Это подробный, искренне ностальгический рассказ о советской джазовой сцене и людях, которые ее создавали. Героями книги стали трио «Ганелин—Тарасов—Чекасин»», дуэт «Гайворонский — Волков», Сергей Курехин, «Аквариум», «Странные Игры» и другие. «Пока не начался Jazz…» — книга не только о формировании новой музыкальной сцены в конце 70-х — первой половине 80-х годов, но и рассказ о том времени, о рождении «второй культуры». Впервые в истории российского non-fiction автор рассказывает не только о внутренней жизни музыкального андеграунда, но и взаимоотношениях с КГБ, иностранцами, об истории издания на Западе первых альбомов российской новой музыки. Среди других новинок петербургского издательства «Амфора», выпустившего эту книгу, — сборник киносценариев Павла Лунгина «Такси-блюз» и драматургический сборник «Новая драма», куда вошли 10 пьес современных авторов, представляющих «новую русскую драму». Среди них Иван Вырыпаев и Евгений Гришковец, братья Дурненковы и Максим Курочкин, Елена Гремина и Оля Мухина. Обе книги выпущены «Амфорой» в партнёрстве с редакцией журнала «Сеанс».

В издательстве «Грифон» вышла книга диакона Андрея Кураева «Вызов экуменизма». Очень своевременное издание, срывающее маски с радетелей объединения религий и защитников разного рода сомнительных сект, достаточно вспомнить террористическую «Аум Синрикё», выдававшую себя за синтез христианства и буддизма, а на деле вершившую преступления против человека. Многие положения этой книги формулировались и раскрывались в ходе тех лекций по православному богословию, которые диакон Андрей Кураев читает на философском факультете МГУ. Поэтому книга написана вполне светским языком и рассчитана не только на людей верующих, но и на тех, кто ещё не обрел достаточных оснований для того, чтобы сделать собственный религиозный выбор.

В 2003 году исполнилось 300 лет со дня основания Петербурга. Одновременно с Северной Пальмирой строилась и развивалась Петербургская губерния, украшавшаяся великолепными дворцовыми ансамблями и парками, большинство из которых стали императорскими резиденциями, а в наше время, как самостоятельное явление общеевропейской культуры, — красой и гордостью российской истории. В книге Александра Андреева, Антона Мастерова, Максима Андреева «Царские дачи Северной столицы» («Алгоритм» М. 2008 г.) дается подробное описание знаменитых дворцов, резиденций, городов под Петербургом, сделанное известными историками российской культуры и искусства конца XIX — первой половины XX века.

новая русская проза

Почём фунт лиха в Америке?

 

Московское издательство «Время», кажется, перехватило эстафету от другого московского издательства «Вагриус», и если вы любите и цените по-настоящему достойные образцы русской прозы в лучших её традициях, то, думаю, искать её нужно именно здесь.

Дабы не быть голословным, расскажу всего лишь о нескольких новинках этого относительно молодого, но уже громко заявившего о себе издательства, которое не разменивается на выпуск коммерческой попсы. Не знаю, как им удаётся в наше непростое время сводить концы с концами, но издавать нынче настоящую литературу – риск необыкновенный. Ведь в свете современных тенденций (трендов) даже граф Лев Толстой вряд ли на раскрученный брэнд потянет. А что говорить о современных прозаиках. И всё же, и всё же…

Новый сборник рассказов лауреата «Русского Букера» 2007 года Александра Иличевского «Пение известняка» открывает новые грани таланта писателя в жанре рассказа. И это, признаться, удивительно, поскольку в сборнике представлена проза последних лет, когда автор активно стал осваивать романные формы. Рассказы Иличевского невычурны. Они на удивление светлы до прозрачности и гениально просты в своей мудрости. Сборник короткой прозы другого лауреата «Русского Букера» Олега Павлова «Степная книга», напротив, представляет читателю творчество автора десятилетней давности. Но ловишь себя на мысли, что эта очень жёсткая, почти наждачная в своей «неприкрытой правде жизни» проза удивительна актуальна. Здесь нет той маразматической патологии, присутствующей в балабановском «Грузе 200», но идиотизм провинциальной армейской жизни показан с беспощадной реалистичностью.

Роман Эммы Тополь «Катья» напомнил мне когда-то нашумевшую книгу Оксаны Забужко «Полевые исследования украинского секса». Там героиня тоже живёт в Америке, и живёт несладко. Но на этом сходство заканчивается. Писательницы очень разнятся по темпераменту и по мироощущению. И то, что у Забужко выливается в трагедию загубленной души, у Эммы Тополь просто очередная американская игра в «Эдичку».

Роман Бориса Минаева «Психолог, или Ошибка доктора Левина» является продолжением книг «Детство Левы» и «Гений дзюдо». К сожалению, первые две части трилогии (хотя кто знает, может быть, Минаев дотянет своего героя до тетралогии или, чем чёрт не шутит, до пенталогии) я не читал. «Психолог» — роман добротный, неторопливый. Может быть, несколько тяжеловесный в психофизических монологах (мысленных, разумеется) героя. Но, безусловно, и здесь царит та правда жизни, которая отличает настоящую прозу от пусть даже мастеровито сработанной поделки.

В питерской «Амфоре» новая русская проза представлена двумя противоположными жанрами. Первая книга — «Игра в Грессоне» Ады Линкс — виртуозная литературная игра, имеющая в арсенале подзаголовок «Ещё один роман о Шерлоке Холмсе» и псевдоним автора, который является главным героем, точнее, героиней романа. Здесь всё сплошная литература. Напротив, в книге Ольги Сагарёвой «Автобиография аферистки» литературы (я говорю о жанре «фикшн») нет ни на йоту. Документальный роман молодой женщины, которая оказалась в Америке осознанно, а не по злому умыслу и столь же осознанно хлебнула там фунт лиха, — книга во всех отношениях поучительная.

Но если вас от всех свинцовых мерзостей реальной жизни всё же потянет на «гламур», тогда рекомендую почитать три последние новинки от московских издательств «РИПОЛ-классик» и «Эксмо».

Модная сочинительница Наташа Нечаева продолжает рассказ о своей не менее модной героине Даше, которая из Куршевеля перебралась в Монако, где вознамерилась стать не больше и не меньше, как принцессой. Чего-чего, а наглости нашим тусовщицам не занимать. «Русская принцесса Монако» Наташи Нечаевой — это сплошное равнение на Ксюшу Собчак, которую почему-то не любят так же сильно, как Гитлера. Но, как говорят, на вкус и цвет товарищей нет. Кто-то читает про пиво, а кто-то про Монако. После бурных похождений в Монако наша героиня в новой книге Наташи Нечаевой «Мальдивы по-русски» (обе книги вышли в издательстве «РИПОЛ-классик») сначала попадает на аукцион Сотбис, а затем добирается до Мальдив. Красиво жить не запретишь! Есть у нас ещё девушки, которые на полном серьёзе считают, что Золушки имеют место и в нашей мифологизированной реальности.

Может женщина иметь всё? Карьеру, личную жизнь, популярность? В новом романе Арины Холиной «Хроники амбициозной брюнетки» («Эксмо», 2007 г.) Дарья Аксёнова, известная писательница, скандалистка и эгоистка, и Оксана, ее помощница, — милая интеллигентная девушка, пытаются решить этот вопрос, влюбившись в одного мужчину. Понятное дело, что писательница Д. А. – это популярная в «гламурных» кругах «литературная барышня» Арина Холина, а подружка Оксана — это тоже она. Не много ли одной Арины на всех её героинь? Нисколько. Захочу — буду писательницей, захочу — стану телеведущей, захочу – «владычицей морскою»! Единственно неизменно одно качество – всегда оставаться «роскошной стервой большого города».

Полосу подготовил Виктор ПРИТУЛА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: