slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Вечная тема в новом «наряде». «Джейн Эйр» в «Московской оперетте»

Ну вот, скажут, опять мюзикл. Да ведь эти мюзиклы растут в столице как грибы после дождя. И даже без дождя, в самое пекло растут… И далеко не всегда любителям жанра предлагают добротные образцы. Увы… Слово «мюзикл» просто уже стало «зазывным». И потому доверчивый зритель знакомится с этим жанром по спектаклям среднего — если не сказать низкого — качества, многие из которых выросли из беспомощного подражания западным, американским образцам, например «Чикаго».
Надо признаться, что и в «Московской оперетте» было немало мюзиклов далеко не самого лучшего вкуса и музыкальной драматургии, хотя артисты в них выкладывались, как говорится, по полной. Почему я сейчас об этом говорю с нескрываемой досадой? Потому что хочу перейти к недавней премьере театра, с которой, посмотрев её в первый раз, ушла абсолютно убежденной, что наша с ней встреча не последняя. Я говорю о «Джейн Эйр», сюжетной основой которой стала вот уже очень долгие годы популярная и во многом автобиографичная история. Изначально хорошая литература — роман английской писательницы Шарлотты Бронте.


Кстати, напомню, что уже не единожды Центральное телевидение показывало одноимённый сериал, созданный в Англии, а зрители всё просят его повторить. И надо же, ведь не стареет это произведение, хотя впервые читатели познакомились с ним аж в 1847 году! Так ведь тема-то вечная — любовь, становление доброй и светлой личности юной героини, как пишут в программке «классическая викторианская история о бедной сироте с сильным и независимым характером, прошедшей через жизненные испытания и, в конце концов, обретающей свое выстраданное счастье…»
Итак, теперь эта славная сиротка нашла себя в непривычном для неё «наряде», в мюзикле, и опять позволю себе повторить, в таком спектакле, о котором нельзя не сказать сразу как о несомненной удаче театра.
Прежде всего надо назвать авторов — композитора Кима Брейтбурга и авторов либретто — Карена Кавалеряна и Елену Езерскую. В музыке Брейтбург уже хорошо известен, в том числе и как прекрасный аранжировщик. Кавалерян тоже хорошо известен в современной литературе и, в частности, в поэзии. Вот и родились яркая, красивая, очень мелодичная партитура и драматургия в талантливых стихах. И эта поэзия, помноженная на музыку, попала в руки опытного, умного режиссера Алины Чевик, которая лично мне запомнилась ещё с первой её работы в Оперетте — со спектакля «Маугли».
Для полноты картины следует уточнить, что пьеса написана отличным и образным пятистопным ямбом. Конечно, для исполнителей спектакль оказался весьма непростым, поскольку законы классического мюзикла требуют от актеров универсальности: надо убедительно и естественно петь, разговаривать и танцевать. Такое не всегда получается в гармонии. В «Джейн Эйр» этот «закон» с блеском исполнен.
И очень хороша сценография. Просто диву даешься, как она эмоциональна и красива (художник-постановщик Вячеслав Окунев), как озорно, эффектно и, в лучшем смысле слова, фантазийно использованы видеопроекции, свет (Александр Сиваев), анимация (Raketamedia), хореография (Ирина Корнеева). Богатство трюков, новшеств — но без модного ныне «закидона», где всё шумно, цветисто и непонятно, да еще и с ярко выраженным «сексуальным» уклоном. В этой связи хочу заметить, что меня очень огорчила последняя премьера в театре «Геликон-опера» — я имею в виду премьеру «Прекрасной Елены» Оффенбаха. Цвета, шума, порой пошловатых трюков, «осовременивания» хоть пруд пруди, а музыка куда-то исчезла, и драматургия (хотя она и классическая — так подчеркивает программка) совсем не держит внимания и не волнует ничуть. А вот в Оперетте сцена изящна, с большим вкусом, не перегружена. Есть в ней чуткое «дыхание», какая-то особенная свежесть, акварельность и близость к классической английской живописи, например, Гейнсборо или Констебля. Хотя национальная принадлежность отнюдь не «педалируется», с самого начала нельзя не ощутить колорита Англии. Питерский художник Вячеслав Окунев, великолепный мастер, говорит о себе, что он — англоман. Похоже…
«Джейн Эйр» — это третья совместная работа Кавалеряна и Брейтбурга: «Голубая камея», «Дубровский», теперь вот Шарлотта Бронте…
Знаете, такого красивого и элегантного спектакля в Оперетте мне давно не приходилось видеть. Конечно, не может не волновать сам сюжет «женского» романа – романтичного и нежного. ...Очаровательные девчушки в форменных платьях с белыми передничками изящно и с увлечением танцуют непритязательный, но по-своему завораживающий танец под строгим «руководством» Джона Риверса — директора школы (Вячеслав Шляхтов). Среди них — Джейн, которой вскоре предстоит покинуть школу и отправиться служить гувернанткой в богатый дом эсквайра Эдварда Рочестера, навстречу любви… В том составе, который я видела, центральные партии исполняли молодые артисты — Ольга Козлова и Игорь Балалаев. Познакомившись с этой парой, можно с полной убежденностью говорить, что «Московская оперетта» воспитывает перспективную смену.
Но и «среднее» поколение труппы проявляет себя с самой лучшей стороны: Светлана Криницкая (экономка в доме Рочестера), Елена Сошникова (тетка Джейн и ее опекунша), брат жены Рочестера Мейсон (Александр Голубев). Симпатична и совсем уж юная девчушка Василиса Ерициди (она играет Адель, воспитанницу главного героя). А в другом составе можно заведомо ждать творческой удачи и от многоопытного Александра Маркелова (директор школы), и от Ольги Ратниковой (жена главного героя), и от виртуознейшего комика Александра Каминского (повар Жак)…
Алине Чевик удалось создать настоящий ансамбль, который завладевает умами и чувствами зрителей. Режиссура в спектакле филигранная, но есть ещё поле для доработок, но мне сейчас не хочется об этом говорить, потому что очень уж этот мюзикл завораживает. Можно сказать, что всё здесь не только естественно, но и в самом деле «полётно», а ведь это дорогого стоит.
Новый театральный сезон ныне изобилует премьерами. Оно и понятно, так и должно быть. Есть среди них и мюзиклы — «Пола Негри», «Призрак оперы», ещё ряд премьер у Чихачева, в «Театре Луны», ещё где-то. Разумеется, не станем заранее делить шкуру неубитого медведя, но очень хочется верить, что на сей раз спектакли порадуют нас, и мы сможем, уходя из театра, также с теплотой произнести: «Спасибо, мюзикл»…

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: