slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Вазиф Сиражутдинович МЕЙЛАНОВ. Памяти учёного

В 2015 году общественность Северного Кавказа потеряла выдающегося человека – философа, политолога, писателя, математика Вазифа Сиражутдиновича МЕЙЛАНОВА. Личность крупного масштаба, человек с очень непростой судьбой, диссидент, который в 90-е годы имел мужество встать на позиции, кардинально расходящиеся с позицией московских «демократических» кругов в вопросе суверенитета и чеченской независимости.
Как известно, значение и ценность человеческой личности в конечном итоге определяются её духовным и интеллектуальным наследием, а значимость жизни – биографией и благородством гражданской позиции. Принципиальность и благородство гражданской позиции В.С. Мейланова и есть определяющая доминанта его личности. Эта твердая гражданская позиция, позиция нравственной высоты, сделали его моральным ориентиром для дагестанцев, но также привнесла элементы трагичности в его личную судьбу.

«Демократия не может быть инструментом разрушения государства» — эти слова часто повторялись В.C. Мейлановым в Дагестане в 80-е годы для тех, кто узрел в этом понятии удобное средство реализации личных интересов. Во время наших встреч на рубеже 90-х годов я его однажды спросил: «Не упустили ли вы из виду в 70-е годы, в период борьбы с партаппаратом и официальной идеологией, зарождение в стране куда более страшного монстра, представляющего уже другую субстанцию — региональный национализм». В условиях Северного Кавказа — это синтез маргинальной этнической интеллигенции, части разложившейся госэлиты, расправляющих плечи клерикалов и откровенного криминалитета. «Думаю, Вазиф Сиражутдинович, — сказал я тогда, — вы не впишетесь и в этот новый социум». Вопрос мой и комментарий, помню, его несколько смутил. Но Вазиф мне откровенно признался, что всё чаще думает об этом. А вскоре и события, происходившие в начале 90-х годов в Чечне, удивительным образом способствовали эволюции его мировоззрения, его превращению из либерала европейского типа в патриота-государственника. Несомненно, этому способствовали и реалии погружения региона в архаику Средневековья.
Мы помним, каким было это время, когда гражданское сознание россиян растлевалось ложными доктринами радикальных реформаторов, упоённых успехами развала государства. И хотя в те дни Центральная Россия уже была переполнена русскими беженцами из дудаевской Чечни, московский бомонд, ярко отмеченный духовной и интеллектуальной немощью, предпочитал не замечать этой проблемы. Громом средь ясного неба прозвучал голос бывшего диссидента Вазифа Мейланова. Вначале — на дагестанском телевидении, а затем — и в изданной им работе «Анализ чеченского кризиса», имевшей подзаголовок «Ложные стереотипы российской демократии». Сокрушительные доводы Мейланова были настолько сильны и убедительны, что за 20 минувших лет так и не довелось услышать сколь-нибудь серьёзных контраргументов. Его работа даёт поразительно точные формулировки сущности северокавказских проблем, философски определяет границы гражданской свободы.
Сегодня, когда векторы устойчивого развития общества не всегда ясны, работа эта, уже ставшая частью истории общественно-политической мысли, отнюдь не утратила своей актуальности. Напротив, её всё чаще используют в качестве критерия оценки деятельности как местных региональных политиков, так и политиков центра.
Личность и наследие Вазифа Сиражутдиновича Мейланова нашей общественности ещё в должной мере предстоит оценить. В Дагестане создана инициативная группа по увековечиванию памяти выдающегося правозащитника и социального философа. Научная общественность республики нашла целесообразным учредить проведение в Дагестане «Мейлановских чтений» по научно-политическому направлению.
Владимир ПАРХОМЕНКО, член Правления Владикавказского округа Терского казачьего войска.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: