slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

ТВ-скандалы — враги культуры

На вопрос газеты «Слово» о недавних передачах канала НТВ о Виталине Цимбалюк-Романовской и Армене Джигарханяне отвечает член Общественного совета газеты, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Евгений Юрьевич СТЕБЛОВ:
— Я не понимаю, зачем нас подкармливают подобной телевизионной продукцией. Подобные ситуации могут возникнуть во многих семьях.
И непонятно, почему это выкладывают на обозрение всей страны. Телеведущие утверждают, что-де вся страна переживает… На самом деле это далеко не так. Не все сидят, смотрят телевизор и переживают о том, как сложились отношения кого-то с кем-то.
Что касается «саги Армена Джигарханяна и Виталины», его бывшей жены, то я вообще не понимаю происходящего вокруг них. Так называемые эксперты — люди, которых там собирают, — никаким авторитетом не обладают и не имеют никакого права обсуждать такие деликатные семейные вопросы. Потому что есть библейская истина: не судите, да не судимы будете. А уж когда в деталях кого-то осуждают, нападают на его молодую бывшую жену... Она, кстати говоря, держится, с точки зрения этики, очень достойно. А те, кто нападает, ведут себя менее этично.
Я задаюсь вопросом: кому вообще нужна такая бесконечная «сага» — по поводу ли Армена Джигарханяна? Или по поводу каких-то открывшихся детей Спартака Мишулина? Совершенно непонятно, почему мы должны всё время участвовать в этом? И всё это так пафосно подаётся…
— Корреспондент «Слова»: Царь телевидения сегодня — рейтинг, потому что это деньги. Во имя рейтинга они будут делать сегодня всё что угодно. Маркс говорил, что нет преступления, на которое не пойдёт буржуа во имя 500% прибыли. Определённой публике всегда интересны скабрёзности биографий знаменитых людей, подробности их альковной жизни и т. д. На это делается ставка.
— Девятнадцать лет своей жизни, — признаётся народный артист, — я прожил в коммунальной квартире. И у нас на кухне происходило примерно то же самое. Там было четыре-пять семей, были коммунальные скандалы, разбирательства. Я, маленький, рот разинув, как-то воспринимал это, слушал. Родители — а я рос в интеллигентной семье — мне говорили: «Женя, иди в комнату». Потому что нормальные люди понимали — это неприлично! А сегодня это — тренд телевизионный! Сегодня мы питаемся этим «неприличным» по трём каналам, которые просто соревнуются друг с другом. Как с дураком, с тобой обращаются…
— Всё это низкопробно… Скажите, а как вы расцениваете слова Серебрякова, вокруг которых развели большой скандал? Он сказал, что национальная идея России – сила, хамство и наглость… Всё, что он видит за 30—60 километров от Москвы, это три этих явления…У него тут же нашлись сторонники — украинский актёр и сценарист Ростислав Хаит заявил, что согласен со словами народного артиста России Алексея Серебрякова о хамстве в России.
— Я его знаю, играл с ним вместе в «Чайке»: он — Тригорина, я — Дорна. Могу об этом сказать следующее. Такова, как правило, позиция всех эмигрантов. Им же надо оправдать то, что они уехали. Вот они сами себя и убеждают. Например, в Израиль приедешь, встречаешь там много людей, которые уехали от нас. Бывают милейшие люди. Но рано или поздно видишь, как они сами себя начинают убеждать — правильно сделали, что уехали.
Это свойственно не только израильским, а всем эмигрантам. Кроме, пожалуй, эмигрантов первой волны, после революции. У них наоборот — ностальгия сильнейшая, открытая. А здесь — скрытая ностальгия. Потому что, с одной стороны, они, как живые люди, тоскуют по чему-то, о чём-то жалеют, но сами себя при этом уговаривают, успокаивают, чтобы оправдать своё решение.
Я даже замечаю в критических ток-шоу очень много таких людей. Они самые оголтелые. Потому что для них очень важно утвердить свою «правоту». Потому что они отторгнули свою Родину, из которой они уехали. Вот для того, чтобы убедиться, что они сделали всё правильно, они оголтело критикуют Россию, Путина, нынешнюю внешнюю политику, — отметил Евгений Юрьевич. — Думаю, что Серебрякова просто «переклинило», он в основе своей не такой человек. Но умельцев, жаждущих раздувать из мухи слона, сегодня на ТВ хватает.
* * *
В развитие слов Евгения Стеблова можно сказать, что телеканалы частенько не гнушаются даже подлым враньём. Несколько дней СМИ трубили о том, что Серебренникову (режиссеру «Гоголь-центра». — Ред.) не разрешили поехать на похороны матери. Дескать, вот такая чудовищная жестокость властей. А сам Серебренников сообщил, что он ездил в Ростов проститься со скончавшейся матерью.
* * *
Как передало RT 21 февраля, режиссёр Владимир Бортко усомнился в умственных способностях актёра Алексея Серебрякова, заявившего, что национальная идея России заключается в силе, наглости и хамстве.
«Я снимал его в двух фильмах, оба были предельно патриотичны. Тогда он не заявлял ничего подобного. Что с ним случилось сейчас, я не знаю. Национальная идея России — любить свою Родину», — подчеркнул кинорежиссёр Владимир Бортко.
Режиссёр отметил, что Серебряков — хороший артист, но это не означает, что он умён. «Если он не желает любить свою Родину, то и работать ему здесь не стоило, и деньги получать. С его стороны это не очень логично и подловато. Он не может оставаться там, где «царят сила, наглость и хамство», — объявил Бортко. В его фильме «Бандитский Петербург 2: Адвокат» одну из главных ролей сыграл Серебряков. Актёр также снялся в фильме Бортко «Афганский излом».
* * *
Подводя итог следует отметить, что нередко звучащие в СМИ призывы сменить руководство телеканалов, продюсеров и редакторов очень напоминают воззрения народовольцев и эсеров в середине и в конце XIX века. Они считали, что политика индивидуального террора против представителей властвующей элиты — губернаторов, министров, царствующих особ, великих князей, высших полицейских чинов и т.д. — заставит повернуть Россию на другой путь развития. Но оказалось, что после семнадцати тысяч (!) людей, истреблённых в нашей стране в результате народовольческого и эсеровского террора в начале ХХ века, ничего не изменилось…
И сегодня ничего не изменится в нашей культуре и в СМИ, если, скажем, уберут с НТВ Закошанского или Земского, ибо на их место придут ровно такие же люди! Почему? Да потому, что неизменным остаётся господствующий ныне подход к культуре. И система ценностей у творцов телевидения останется прежней.
Недавно мне вспомнились слова одного из известнейших наших мастеров кино. Он в своё время очень удачно сформулировал высочайший приоритет культуры для государства: «Состояние культуры — это вопрос национальной безопасности».
Но под этот тезис должна быть заложена целая доктрина национальной безопасности! Нужно расшифровать, что необходимо сделать с культурой, чтобы она была статусно уравнена с вопросами национальной безопасности.
Здесь масса нерешённых задач, назову лишь некоторые. Проблема сбережения русского языка в условиях падения грамотности, культуры речи и чудовищного засилья иностранщины в Интернете, на радио и телевидении. На фоне падения престижа чтения как такового! Когда мы говорим о культуре как вопросе национальной безопасности, то прежде всего имеем в виду основополагающую ячейку общества — семью! Об отношениях в семье — между супругами, со старшим поколением, между детьми… Это — определяющее для развития культуры в стране. И если это начинает разрушаться, то это катастрофа в культурном плане.
Об этом СМИ приводили очень точное высказывание Комитета Госдумы по безопасности. Говорилось о передачах вроде «Говорим и показываем» Леонида Закошанского, к счастью, ныне закрытой. Они разрушают веру в семью, нравственность. Страшный подкоп под нравственные отношения между людьми продолжается. И печатать заново покаянное письмо (с извинениями за передачу Закошанского, в которой выворачивалась наизнанку семейная жизнь народного артиста РСФСР Василия Ливанова. — Ред.) Алексея Земского (генерального директора НТВ. — Ред.) не стоит, потому что оно, во-первых, жалостливое, а во-вторых, как оказалось, целиком и полностью фальшивое. С желанием вызвать умиление и слёзы читателей…
Политика разрушения основ общества продолжается. На что направлена и вся эта передача («Новые русские сенсации». — Ред.) о Джигарханяне «Крах Виталины Цимбалюк-Романовской»?! Выкопали какую-то Элину Мазур, которая уже имеет весьма подмоченную репутацию, и она якобы ведёт следствие! Значит, Алексей Земский, генеральный директор канала, доверяет ей вести такое следствие? Она не адвокат, не близкий человек Армена или Виталины — она никто. А Мазур якобы ведёт следствие, выкапывает какого-то толстомордого мужика из провинции, которого никто не знает, да и знать его никому не нужно, поскольку он не имеет никакого отношения к делу. На это у нас есть Следственный комитет, но к Александру Ивановичу Бастрыкину, его председателю, никто не обращается.
Следствие и суд вершит телевидение! Эту роль, эти функции берёт на себя Земский! А кто он такой? Мы не знаем, на каких основаниях он занимает эту ответственную должность. Какие у него заслуги перед государством и перед обществом?
Заслуги у него, видимо, определяются рейтингом канала, который он возглавляет. Считают, что обыватель заинтересован в копании в грязном белье Виталины и Армена Джигарханяна…
А это значит, что канал поощряет самые низменные и грязные чувства. Ему наплевать и на мнение Комитета по безопасности Госдумы, и на то, что власти прикрыли передачу Закошанского… Не понятно только, чем руководствуются, ставя людей на важнейшие позиции в сфере информации?
Логикой скандала? Скандал работает на рейтинг и, соответственно, на деньги. Что, нельзя разве найти в России человека, кроме Земского, который ответственно отнёсся бы к занимаемой должности? На нём что, свет клином сошёлся?
На днях прошла новость о пятнадцатилетнем мальчике, который спас свою семью при пожаре. Шесть человек! Но передача с ним не будет интересной — вытащил и вытащил. Не получится сделать сериал с таким запашком, который делается о Джигарханяне. ТВ это не интересно, потому, что это свято, высоко и красиво. Геройский поступок молодого парня.
Герои на наших телеканалах — редкие гости. А гадости мы слышим ежедневно на любой программе…
27 февраля исполнилось семьдесят пять лет со дня гибели Александра Матросова (1924—1943. — Ред.), 19-летнего юноши, детдомовца, закрывшего грудью амбразуру дзота. На ТВ — лишь краткое упоминание об этом. А ведь его подвиг повторили в войну свыше четырёхсот человек!
Вот о чём должны рассказывать на телевидении! Вот чем надо заниматься, а не мерзопакостным перенюхиванием чужого грязного белья!
В марте этого года Россия вступает в новый исторический период. А новая метла, как говорят в народе, чисто метёт.

Василий МИХАЙЛОВСКИЙ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: