slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Телезрители и телевредители

 Недавно очень интересно выступил писатель Анатолий Салуцкий (еженедельник «Слово» от 25 февраля). По нашему телеящику гоняют одну чернуху, исключения делаются только для президента и премьера. Людей, словно нарочно, вгоняют в уныние и тоску, а выход предлагается с того же телеэкрана один: туповатая развлекаловка с надоевшими смехачами Галкиным, Жванецким и Хазановым. Именно они и прочие подобные с этой целью постоянно «дежурят по стране». Меж тем, отмечает Салуцкий, за самые последние годы было построено 18 крупных мостов через Волгу, Каму, Обь и другие реки. А это куда более полноводные акватории, чем знаменитая Сена, которая чуть пошире питерской Фонтанки. Читатели «Слова» наверняка были поражены и обрадованы сразу, ибо ничего подобного они не слышали. Лишь о крушениях и обвалах сообщали им.

 

  Впрочем, завершает свои раздумья наш боевой писатель оптимистично: «Так называемые общечеловеки, презирающие русскую особость и атаковавшие народное самосознание, всё ещё правят бал. Но их время, к счастью, уходит, не в гору идут, а с горы катятся». Конечно, это пока надежды, хотя и небезосновательные. Хищники, захватившие нашу Родину в окаянных 90-х, уже съели, кажется, всё, что возможно. По всем законам природы им остаётся убежать или начать пожирать самих себя.

Давно установлено и бесспорно, что постоянное смакование с телеэкрана всякого рода злодейств, жестокостей, насилий и убийств производит самое тягостное воздействие на телезрителей, приучая их самих к равнодушию, а порой даже одобрительному восприятию подобных вещей, понижает нравственный уровень общества. Те, кто является «заказчиками» такой продукции, быть может, легкомысленно полагают, что эта людская злоба им лично не опасна. Они – далеко, их оберегают, а быдло пусть мордует друг друга, раз не приспособилось к другой жизни в эпоху перестройки и реформ. Опасное заблуждение, и прежде всего для подлинных хозяев телевещания.
  Всем известно, к какому плачевному итогу привели нашу страну пресловутые реформы Гайдара – Чубайса.  Скончался Гайдар – символическая личность «светлого капиталистического завтра». С телеэкрана раздавались лишь не очень убедительные восхваления, но сами похороны оказались в высшей степени скромными. Но это обстоятельство обратил внимание многоопытный редактор «Международной еврейской газеты» Т. Голенпольский: «В день, когда Москва прощалась с Егором Гайдаром, я «носился» по Интернету – ведь от нас уходила эпоха, и хотелось на ходу ощутить её пульс. Я был потрясён. Сколько злобы, сколько пакости выплеснулось в виртуальное пространство… Никогда не представлял себе, что цивилизованный человек способен посылать вслед только что почившему столько проклятий и оскорблений». Не станем тут спорить с оценкой покойного, но разве не Гайдар и его наместники на «российском» телепространстве несут прямую ответственность за разжигание в «электорате» взаимного озлобления? Пожали что посеяли. И пожнут ещё.
  Человеконенавистнические чувства вовсю продолжают разливаться с «голубого экрана». Кстати, этот затёртый эпитет приобрёл нынче вполне определённое значение. Недавно вывели на Первом канале вполне непристойную школу. Изготовителем названо было странноватое существо с наименованием Гай Германика. Московские комсомольцы тут же дали с ней беседу. Начала она с непечатных слов, а затем объявила, что ещё в детстве прочитала всего Ницше. Расхристанной картинкой возмущались учителя, родители, множество граждан самых разных сословий. Но вдруг нашёлся августейший заступник. Премьер Путин спустился с сочинского Олимпа и осторожно, хотя и очевидно, высказал несколько слов в защиту этой самой Германики.
  Нам внушают, без малейшей попытки подтвердить сказанное, что в условиях рынка, то есть всеобщей продажности, телевидение якобы зависит от поступлений с рекламы. Вот и перебивают классические спектакли и кинофильмы показом женских прокладок. Голословно внушают, что российский «пипл» смотрит только чернуху и порнуху. Значит, иначе не продержишься, а в кризис – тем паче. Скрывают при этом, что в подлинно цивилизованных странах серьёзные передачи перебивать рекламой запрещено, что за чернухой и порнухой бдительно наблюдают разного рода общественные советы. Вмешиваются парламенты и правительства.
  И кто сказал, что российское «быдло» любит исключительно чернуху? По сей день самым любимым телесериалом остаётся «Семнадцать мгновений весны». Как их там ни раскрашивай, зрителей от телеящика не отгонишь.
  И почему можно зарабатывать славу и деньги только на чернухе? Знаменитый кинорежиссёр Донской Марк Семёнович, снявший знаменитейшую «Сельскую учительницу», вызвавшую огромный зрительский успех, был лауреатом, Героем соцтруда. Всю долгую жизнь пользовался почётом и уважением. И уж, конечно, был не беден. Хотя ему как культурному человеку презренны были бы золотые яхты и кутежи на исторических кораблях. Кстати, исполнительница роли учительницы, блестящая русская актриса Вера Марецкая тоже была Героем и тоже, вроде бы, ни в чём не нуждалась.
  Не знаем и не интересуемся, сколько заработает на своей «Учительнице» Гай Германика, но достойной славы она точно не стяжает. Разве только ту, что приобрели Ксюха и Тина, но подобной известности всегда стеснялись порядочные люди, женщины в особенности.
  Однако на первом телеканале страны «Сельскую учительницу» не показывают, там гонят «Школу». А хозяин телеканала Константин Львович Эрнст давно уже перевёз всю семью на другой берег Атлантического океана. И постоянно летает в те далёкие края. Видимо, это командировки по обмену опытом.
  Тут мы подходим к весьма важному в современной жизни вопросу. Телевидение как средство воздействия на души людей, что именуется «манипуляция сознанием», достигло величайшей силы. Безголосую певичку, дебильного эстрадного пидара, продажного политикана посредством экрана легко внедрить в сознание людей как некую значительную величину. Забавно, что телеканалов теперь очень много, и все они именуются по-разному, но «герои экрана» у них примерно одни и те же. Почему? Ответ прост: подбирают их лица примерно одной и той же нравственной, идейной и даже политической направленности, а также национальной и сексуальной принадлежности.
  Мировое правительство строго анонимно, никто толком не знает его состав. В печати только сплетничают, зачастую нарочно наводя тень на плетень. А на телеэкране красуются президенты и премьеры, обладающие порой призрачной. Ничтожной властью. То же самое происходит на телевидении.
  Подлинные устроители телевизионных шоу с многомиллионными зрителями тоже на экран не лезут. Слава им не нужна, даже обременительна, а может, и небезопасна. Главное – бабло, а оно значительно.
  Не так давно, при незабвенном Борисе Абрамовиче Березовском, руководил Первым телеканалом некий кавказский еврей по имени Бадри с труднопроизносимой фамилией. Его родной брат был известным вором в законе и занимался на русской земле соответствующими делами, а Бадри заправлял в Останкино. Телевизионщики шёпотом рассказывали тогда, что был он очень строг и грозен, его боялись, и даже в останкинских коридорах его оберегали охранники, вооружённые чуть ли не пулемётами.
  Потом Бадри стал миллионером, а вскоре скончался при неясных обстоятельствах. Тогда о нём заговорили, а раньше миллионы русских телезрителей о нём слыхом не слыхали.
  Но всё-таки не те воры в законе пишут сценарии пошлых сериалов, отупляющих телезрителей, где все отрицательные герои непременно русские: и бандиты (не чеченцы), и торговцы наркотой (не таджики), и даже жуликоватые банкиры (не евреи, конечно). Пишут эту хорошо проплаченную чушь опытные дельцы из профессиональных литераторов и журналистов. Своё имя они тоже не выставляют, прекрасно понимая, что хвалить за такую продукцию трудно. Да и нужна им не слава, а то, что в документах именуется «сумма прописью». Мне лично доводилось знать несколько таких сочинителей из числа вполне благопристойных членов Союза писателей, говоривших о своих теледелах неохотно и с явным пренебрежением, добавляя, что честным литературным трудом в наше время не заработать.
  Помимо множества нудных и пошлых сериалов на нашем телеэкране в последние годы возникло целое сонмище примерно таких же штатных «обозревателей». В благопристойные советские времена с телеэкрана выступали со своими мнениями знатоки по разным вопросам. О событиях в Южной Америке рассказывал тамошний корреспондент Юрий Фесуненко. Он даже о бразильском футболе книгу написал. О путешествиях и географических открытиях рассказывал Юрий Сенкевич, сам знаменитый мореплаватель. Увлекательные спортивные репортажи вёл Николай Озеров. Их до сих пор отлично помнит старшее поколение. А теперь?
  Вот, скажем, вездесущий Познер, который отсутствует пока только в передаче «В мире животных». В каких именно вопросах он знаток? У него целых три гражданства, как известно, но это трудно назвать профессией. Или всезнающий одессит Павловский. В каких сферах он только ни побывал. Но если попытаться определить его профессию одним словом, то это будет затруднительно. Но судит обо всём на свете. Примерно то же можно сказать о Гордоне, Млечине, Сванидзе и прочих.
  Когда-то Александр Солженицын ввёл в оборот язвительное определение «образованцы», «образованщина». Не пора ли появиться новому слову – «обозреванцы»? Лишь бы нас всех не накрыла «обозреванщина». И без того тяжко.
  Но нынешним телехозяевам недостаточно сериалов и обозреванцев, заполнивших эфир. Они не могут оставить телезрителя без всякого рода ужастиков. Самых неожиданных. На далёком тропическом острове грянуло жуткое землетрясение, погибло много людей. Жаль островитян, слов нет. Но нам уже второй месяц показывают страшные картинки далёких бедствий. Или своих мало? А на соседнем с Гаити острове добрая семья построила после долгих трудов дом, хозяйка родила троих здоровых деток. Но нашим телезрителям этого не покажут. Даже с отечественными, так сказать, трагедиями идёт пристрастный отбор. Инженеров и рабочих, погибших на сибирской электростанции, немного показали и забыли. То же самое с диким пожаром в весёлом заведении под названием «Хромая лошадь». Полтораста человек сгорели заживо, и тоже забыли. Но вот что примечательно: род занятий погибших на прибайкальской электростанции тружеников мы примерно знаем. А кто сгорел в злачном заведении Перми? Сколько среди них было прокурорских работников, ментов, чиновников, воров в законе и валютных проституток, объединившихся в ночном увеселении? Молчок и не единой картинки. А тут как раз подоспело бедствие у берегов Чили и угроза затопления острова Пасхи…
  Итак, телезрителей постоянно пугают ужастиками не только с нашей обширной страны, но и со всего света. В это же время процветают Гай Германика, Ксюха и Тина. Вместе с «Аншлагом», Галкиным и Дибровым они неутомимо «дежурят по стране». Не  слишком ли однообразны эти телекартинки?

Сергей СЕМАНОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: