slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Свет добра

Ямиль Мустафьевич МУСТАФИН, известный русский прозаик и публицист, заслуженный работник культуры Башкирской АССР, отмечает своё 90-летие. «Его рассказы очаровывают своей свежестью, необычностью, высоким гуманизмом и редкостной простотой изложения». Так некогда замечательный мастер, строгий ценитель художественного слова Мариэтта Шагинян благословила вступление автора на поприще литературы, рассказывает о Ямиле Мустафьевиче в «Общеписательской Литературной газете» Владимир Коркин.

Что же удивило и доставило наслаждение одному из самых проницательных читателей? Может, это описание: «Омытая дождем кобылица, казалось, была белее снега. Она даже чуть голубилась. Это, видно, оттого, что земля курилась и брезжил рассвет. Лошадь сейчас была сказочно красивой, какой-то воздушной, а нежное, томное ржание её напоминало Азамату свадебную мелодию курая» (рассказ «Голубая лошадь»).
Кто способен так видеть? Человек, одарённый и заворожённый красотой. Она явилась ему в образе мечты — голубой лошади. И батрак Азамат, добывший чудо с риском для жизни, ни за что не соглашается продать то, что ему дороже всего. Самое же поразительное: когда Азамат сам решает вернуть лошадь в табун (нечем стало кормить), именно она «протестует», не желая принадлежать никому другому. Мотив, прямо скажем, необычный. Доверие человека и природы друг к другу равновелико. И особенно страшно, если предаёт человек.
«Зверь ещё раз услышал крик Гоги: «Не дам, папаня! Не надо!» Этот вопль огнём ударил сохатого в грудь, и он медленно повалился набок.
Почему так горит грудь? Ведь пожар остался далеко позади! А грудь горит, точно вместо сердца огонь бьётся».
Лось, выведший зверей из ада лесного пожара и сам ждущий по­мощи от людей, предательски убит. Пронька, отец Гоги, не пощадил и сына: есть раны, нанесённые в самое сердце, которые не заживают никогда, — подлость...
Мариэтта Шагинян, отмечая высокий гуманизм автора, имела в виду сокровенную человечность, которая обязывает художника честно изображать правду жизни, сколь бы суровой и жестокой она ни была. И не только фикси­ровать факты реальной действительности, но и преображать её ради и во имя утверждения идеала, в чём и выражается в полной мере активная гражданская художническая позиция.
Свет добра, озаряющий всё написанное Ямилем Мустафиным, рождается в душах его героев, людей, которых ведёт вера в торжество справедливости. И они неколебимы в своей вере. Сказать больше — и это главное — готовы к преодолению весьма непростых препятствий; оттого-то и не впадают в отчаяние, как бывает с теми, кто живёт прекраснодушными иллюзиями, когда как раз и требуются мужество, честность, сознание собственного достоинства. И если возникающая на глазах жизнь захватывает читателя идейно-художественной полнотой изображения, то возникает она благодаря насыщенности атмосферы повествования выстраданными мыслями и чувствами героев, осознающих своё призвание — украшать жизнь трудом.
Не напиши прежде Мустафин повесть «Мост» и роман «Дорога» (оба произведения о БАМе), не появился бы и роман «По совести». Писатель не только не исчерпал тему, но, напротив, открыл в ней такие пласты, о которых, возможно, и не подозревал в начале работы. Тема же эта — духовное становление человека- труженика, человека-творца, постигающего смысл бытия и смысл своего существования, неотделимый от чувства хозяина жизни, которое было надолго утрачено и которое тем более необ­ходимо вернуть.
Нужно подчеркнуть: романное мышление предполагает в писателе стремление к глубокому проникновению в социальную природу общественных явлений, к исследованию исторической сущности характеров и поведения героев в сегодняшних конкретных ситуациях. Нечего и говорить, сколь трудна такая задача. И потому писатель резко спорит с банально привычным представлением о так называемом простом человеке.
Эта полемика принципиальна, относится ко всему творчеству Ямиля Мустафина, ибо речь, в конечном счёте, — об утверждении самоценности и неповторимости личности того, чьим трудом созидается будущее… Истинный человек труда в душе — поэт. Он открывает сокровенную красоту и тайну жизни, ищет её во всём, заранее её предчувствует. Именно в этой своеобразной поэзии мысли и чувства героев книг Ямиля Мустафина обретают «чудесную конкретность и чистоту» (М. Шагинян), наполняются живым волнующим содержанием.

Редакция газеты «Слово» поздравляет Ямиля Мустафьевича со славной годовщиной и желает крепкого здоровья, бодрости духа и дальнейших творческих достижений на благо Отечества.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: