slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Собинов

Милая ерунда

Напомню, друзья, о своём цикле. Это — ряд маленьких очерков из материалов, которые из-за своего очарования мне было жалко выкидывать, потому что их, в основном, в своих книгах, бывших и будущих, мне было никак не использовать. Ну, не пропадать же? Тем более, что всё это очень интересно, всё это строго документировано, и это – БЫЛО!! Как правило, в начале ХХ века. То есть – как название вальса И. Штрауса – «Жизнь Артиста». Сегодня открываем для себя еще одну малоизвестную грань таланта Леонида Витальевича Собинова.
Леонид Собинов — легенда Императорского Большого театра, а затем советского. Успел получить звание Солиста Его Величества, а позже народного артиста Республики.
Практически, первый настоящий Ленский – «юноша в осьмнадцать лет с кудрями, черными до плеч». Дословно по Пушкину, в опере Чайковского «Евгений Онегин».
Лирический тенор, стройный красавец, доводивший женщин до обмороков на спектаклях «Онегина».
Мало кто знает, что выдающийся артист на радость современникам, к восторгу своих многочисленных поклонниц, довольно профессионально «баловался» стихами. Этот факт подтверждают многочисленные мемуаристы, об этом говорят газетные и журнальные публикации. Но это — не славословие в адрес знаменитости. На этот счёт существуют даже авторитетные свидетельства профессионалов.
Нужно сказать, что сам артист довольно легкомысленно относился к своему поэтическому дару. Он не хранил свои стихи, набрасывал экспромты на клочках бумаги, бумажных салфетках, которые тут же выбрасывал, а иногда прямо на манжетах. Эти мальчишеские поступки заставляли окружающих, бывших в курсе дела, тщательно следить — что это там маэстро выкинул в мусорную корзину, над чем он задумался и почему вдруг лихорадочно стал искать карандаш? Может быть, только благодаря этому мы и имеем сегодня возможность читать поэтические опыты самого знаменитого Ленского? Когда его просили более бережно относится к своей поэтической музе, он смеялся, называя свои стихи праздной забавой. Он всегда смеялся...
Знаю, что среди моих друзей в соц. сетях много литераторов, поэтов, любителей и профессионалов!!... Так что — прошу внимания!! Вам это будет особенно интересно!
Уже в годы Советской власти Собинов и Корней Чуковский … (кто забыл — выдающийся советский детский поэт и писатель. Автор «Мойдодыра». Я, кстати, в детстве «Мойдодыра» знал наизусть и декламировал в 4 года в общественном транспорте от начала до конца ко всеобщему удовольствию пассажиров!!) Так вот. Собинов и Корней Чуковский случайно встретились в санатории, куда одновременно получили путевки.
Стоят в очереди на лечебную процедуру, на кварцевание. Зашёл разговор о поэзии. Корней Иванович вспомнил Некрасова и посетовал, что его дактилические рифмы труднее, чем другие.
Далее цитирую мемуары К. Чуковского:
«Труднее? – сказал Собинов. – Нисколько!
И в доказательство без малейшей натуги набросал следующий превосходный экспромт, весь построенный на дактилических рифмах:
«В уголочке отгороженном,
Лампой кварцевой палим,
Охлаждая жар мороженым,
Стройный, словно херувим,
Сам Корней
с улыбкой скромною
Мне ладонию огромною
Машет мило
в знак приветствия,
Предлагая то же средствие.
Тут же сёстры милосердия
В электрической клети
В исцелении предсердия
Держат птичкой взаперти
И меня, раба блаженного.
Знать, и впрямь
я много пенного,
И французского и ренского,
Выпил в славу пола женского».
Форма этого экспромта виртуозна, и я уверен, что со мной согласится любой профессиональный поэт. Со стороны техники она безупречна.
«Русский язык так богат, — сказал он тогда же, — что не только дактилические, но и гипердактилические рифмы не представляют для русского человека никаких затруднений». —
И в доказательство привёл свой недавний экспромт:
«Ждали от Собинова
Пенья соловьиного,
Услыхали Собинова —
Ничего особенного».
Вот такая милая ерунда!
Добавлю от себя, что стихи Собинова печатались в газетах и журналах. Композиторов они вдохновляли на романсы. А потом Леонид Витальевич пел их в концертах.
Вот только про «ничего особенного» я не согласен! Да, наверно, никто не согласен!!! Будем считать, что Леонид Витальевич это — просто так, для рифмы…
.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: