slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

СМИ — за Доронину!

Протест против смещения народной артистки СССР Татьяны Дорониной с должности художественного руководителя МХАТ им. М. Горького ширится и набирает обороты. Артисты записали видеообращение к президенту России. «Театр целенаправленно превращается в антрепризную площадку и своего рода культурно-досуговый центр с торговыми точками и секцией йоги», — отмечается в обращении. Стоя на ступеньках театра на Тверском бульваре, они обратились к президенту с просьбой вернуть Татьяну Доронину в качестве художественного руководителя. Для них Прямая линия отнюдь не закончилась. Ведь кто, как не президент, может исправить ситуацию?
МХАТ имени Горького был создан в результате раскола, руководимого Олегом Ефремовым, МХАТа СССР в 1987 году. Татьяна Доронина возглавила театр с первых же дней его основания. В народе театр получил название Доронинский МХАТ, и до сих пор многие театралы продолжают его так называть. «МХАТ Горького среди хляби девяностых казался твердью не только архитектурной, но и идеологической — и эту твердь являла собой прежде всего Доронина, на фоне «новодрамовщины» ставившая «Высотку», самого Горького и другие вещи, казавшиеся либеральной московской интеллигенции вопиюще неактуальными, просоветскими», — пишет forum-msk.org.
Заслуженная артистка России Лидия Матасова, которая в последнее время играет все роли Дорониной, рассказала в интервью «МК» о причинах бунта в МХАТе. «Мы требуем возвращения Татьяны Васильевны в качестве худрука нашего театра, — приводит слова актрисы издание. — Дело в том, что её по сути обманули, когда в декабре ей предложили стать почетным президентом, а должность худрука-директора занял Эдуард Бояков».
Любопытную подробность на этот счёт можно найти на страничке театрального режиссёра Павла Карташёва: «Тут следует добавить такую важную деталь, которая стала нам известна от сотрудников театра: в тот декабрьский день, когда произошла смена руководства, Татьяну Васильевну фактически сделали заложницей. А именно, её Минкульт заманил в театр под предлогом вручения ордена, она пришла в десять утра, и её до одиннадцати вечера не выпускали из кабинета, до тех пор, пока она не подпишет бумаги «об отречении».
Известно, что Бояков возглавил МХАТ в начале декабря прошлого года. Заместителем худрука по литературной части был назначен писатель Захар Прилепин. Сама Доронина получила специально введенную должность президента театра. Также сообщалось, что народная артистка СССР добровольно покинула свой пост. Однако у Матасовой есть свое мнение на этот счет.
По её словам, Доронина действительно согласилась на кадровые перестановки, но «на своих условиях, которые не были выполнены».
Актриса утверждает, что никаких документов, подтверждающих новые полномочия, Доронина поначалу не получила, и только через два месяца ей «вручили бумаги, где у неё никаких абсолютно прав на творческое руководство». Матасова убеждена, что «всё отдано на откуп Боякову и его компании».
Любопытно, что её слова подтверждает недавно появившаяся информация о якобы требованиях внести изменения в устав театра. Об этом подробно писала «Газета.Ru». «Я руковожу театром в соответствии с уставом, в соответствии с отношениями с учредителями и Министерством культуры — это достаточно точно прописано во всех документах», — сказал тогда Бояков. Он также недвусмысленно дал понять, что лично отвечает за репертуар, финансовое состояние, настоящее и будущее театра.
Как утверждает Матасова, Доронина фактически оказалась в роли заложницы, и ее «вынудили подписать соглашение об уходе с поста худрука театра».
Сама народная артистка с тех пор не дала ни одного комментария прессе.
«Она хранит молчание. И это ее позиция. Мы будем продолжать нашу борьбу. Это единственное, что я могу сказать», — заявила Матасова.
В связи с продолжительным молчанием Дорониной в СМИ появились слухи о плохом состоянии здоровья выдающейся актрисы. С начала марта СМИ бьют тревогу по поводу «исчезновения» Дорониной. Помимо того, что она долгое время не появлялась во МХАТе, причиной беспокойства поклонников стала отмена спектакля «Васса» с её участием. Точной информации о состоянии Дорониной на данный момент нет, а сама артистка продолжает придерживаться принципа молчания.
Что касается взбунтовавшихся актеров, то Матасова назвала количество сотрудников, которые вступили в оппозицию нынешнему руководству театра: «Нас примерно 30 человек. Вся труппа 88, но мы не трогаем стариков. Новое руководство, как только пришло, стали обзванивать всех артистов, прессинговать их, чтобы они перешли на контрактную систему бессрочных контрактов, запугивали… Из 51 человека мне известно, что подписали 26, а не подписали контракты 25 человек. Два уже угодили в клинику неврозов. Такая у нас ситуация. Причем людей шантажировали следующим образом: у вас ипотека, если не подпишите и будете судиться, будет только хуже».
Матасова также отметила, что спектакли в МХАТе, созданные уже при новом худруке, не выдерживают критики, и на них продается очень мало билетов.
«Один — «Леди Гамильтон» — начали репетировать ещё при ней. А с остальными спектаклями беда, — подчеркнула актриса. — Например, «Последний герой» — пошлая, бездарная пьеса с бездарной режиссурой: на последнем спектакле было 120 человек, остальных они нагоняли. Причем билеты продавали по 100 и 200 рублей, а нас упрекали, что до их прихода в партер МХАТа стоили по три тысячи».
Матасова также упомянула постановку под названием «Последний срок», на которую, по словам артистки, было продано всего 220 билетов, но зал был полный благодаря «приглашенным зрителям».
Наиболее же болезненным для репутации театра станет, по мнению Матасовой, решение Боякова сдавать сцену в аренду, чтобы не работать в убыток.
Она также отметила, что актеры встречались с новым худруком, однако он избегал с ними общения, отговариваясь фразой: «Мне некогда».
Лидия Матасова, как и многие в театре, уверена, что с Дорониной просто сводят счёты: «Все началось значительно раньше, ещё до прихода в театр Боякова — года два с половиной, три назад, когда министр культуры принес в театр свой роман «Стена», чтобы его поставили на нашей мхатовской сцене. Татьяна Васильевна даже согласилась, предложила это Валерию Беляковичу, они начали работать. Деньги на постановку выделили немыслимые — 20 миллионов рублей. Было закуплено дорогостоящее оборудование, которое хотел использовать Белякович, но Белякович умер полтора года назад, и все остановилось. Татьяна Васильевна отказалась от постановки, и мы уверены, что с этого момента министр культуры начал сводить с ней счеты».
Но есть и более радикальная точка зрения. Так, Дмитрий Чёрный из forum-msk.org уверен, что реформаторы не могут простить Дорониной её верность славным традициям русского театра. Системные либералы, пишет он, «следом за театром Гоголя решили и МХАТ Горького причесать на свой лад». Тут, считает он, «нельзя отказать Мединскому, начинавшему журналистом ельцинского пула в Белом доме, в определённых способностях — рейдерского свойства». Чёрный напоминает, как «славным гусаром Мединский открывал мемориальную доску Маннергейма в Ленинграде, пережившем войну с этими вот маннергеймерами, пережившему блокаду». Он убеждён, что «поступь Мединского, однако, не сбилась после Маннергейм-гейта — и вот он дошагал до МХАТа».
Нынешнее публичное выступление артистов МХАТа им. М. Горького Ирина Дедюхова характеризует отнюдь не как «бунт на корабле», а как «вполне нормальную позицию порядочных людей, отстаивающих справедливость».
«Совершенно очевидно, — пишет она на litobozrenie.com, что при узаконивании аморального по своей сути срастания криминала с властью в большой культуре будут происходить самые шокирующие и болезненные изменения. <…> Многие опрометчиво считают, будто оставаясь приличным человеком, сохраняя в себе традиционные нравственные и культурные ценности, — становятся в чем-то беззащитными перед этим наглым уголовным нахрапом. На самом деле искусство и культура — это последний форпост внутреннего мира каждого.
Сегодня мы выставляем чисто информационное начало драматической ситуации, которая разворачивается внутри последнего бастиона русской драмы, извините за тавтологию. Слов нет, у нас прекрасно пока держится Малый театр… и два-три других... Но МХАТ подвергся разгрому и расчленёнке ещё в конце 80-х, на пике «перестройки и ускорения».
Этот раскол тоже надо будет рассмотреть, поскольку у нас долгое время внушалось, будто от театра откололись те, кто не принимал «новые веяния», застыл, дескать, в старых косных формах и т.д. и т.п. Всё это выставлялось с непременным смешком и в адрес художественного руководителя театра Татьяны Васильевны Дорониной, которую мы все знаем и любим, как необыкновенно красивую и потрясающе талантливую актрису.
Впоследствии, когда на наших глазах все «прогрессивные веяния» в русской драме разложились до омерзительной степени безнравственности, наносящей прямой и откровенный вред душе подрастающих поколений зрителей, Московский Художественный академический театр имени М. Горького («Доронинский МХАТ») становится просто костью в горле. Тем более, когда вся эта замечательная прогрессивная кампания лишилась статуса академического театра из-за пошлятины и уголовного мата на сцене».
В заключение автор статьи под поистине призывным названием «Защитим национальное достояние — Татьяну Васильевну Доронину» пишет: «Поэтому сейчас наша задача полностью совпадает надеждами и чаяниями коллектива Московского Художественного академического театра имени М. Горького, необходимо отстоять справедливость в отношении женщины, выдающегося художника русской сцены Татьяны Васильевны Дорониной.
Поднаготная этих событий давно уже ни для кого не секрет, мы уже чего только не повидали… от «Голой пионэрки» до «Всех оттенков голубого»… Поэтому мы действительно предоставим все ресурсы в распоряжение тех, кто хочет сказать по этому вопиющему безобразию пару-тройку ласковых. Накипело, знаете ли».
А тем временем…
В МХАТе имени Горького ответили на претензии о качестве спектаклей, высказанные в открытом письме артистов и зрителей к президенту России Владимиру Путину. По словам заместителя художественного руководителя театра Александра Замыслова, все эти обвинения являются «невероятной чушью». В заключение Замыслов пообещал, что Доронина займется формированием художественного совета, который должна возглавить, когда будет чувствовать себя лучше и придет в театр.
В пресс-службе Министерства культуры России, в свою очередь, сообщили, что ведомство внимательно следит за ситуацией вокруг МХАТа, стараясь прислушиваться к аргументам всех сторон конфликта. «Уверены, что коллектив и руководство театра найдут взаимоприемлемое решение», — заявили в Минкультуры.
Наконец, отреагировал на требование актеров и Кремль «Честно говоря, никогда не знал, что именно президент России назначает худруков театра. Если я не ошибаюсь, это не прерогатива главы государства», — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Служба информации «Слова».
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: