slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Смеяться, право, не грешно…

Посмотрела «Обручение в монастыре» С. Прокофьева в Музыкальном академическом театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Ну вот, могут сказать мне: либретто оперы-то написано по комедии совсем не нынешней. Ричард Шеридан – он родом из XVIII века. Совершенно верно, оттуда. Мы это ещё по другой его замечательной пьесе знаем, по «Школе злословия».

Но в том-то и дело, что эти «дела давно минувших дней» в интерпретации английского классика оказываются очень близкими и понятными буквально каждому из нас: любовь, дружба, любовные и просто забавные перипетии, да и то, что в жизни решается со здоровым смехом, – все это всегда актуально. В этом никакого сомнения нет. Да и сам великий наш Сергей Сергеевич Прокофьев, познакомившийся с «Обручением в монастыре» (второе название – «Дуэнья») в 1940 году, отмечал: «Меня привлекли тонкий юмор и очаровательная лирика, острые характеристики персонажей, динамика действия, увлекательное построение сюжета, каждый поворот которого заставляет ждать себя с интересом и нетерпением. Ситуации, часто встречающиеся в комедиях, преподнесены Шериданом всегда свежо и неожиданно».
Не могу не сказать и о том, какая яркая группа людей работала над постановкой. Режиссёр Александр Титель (позволю себе подчеркнуть, что он – самый любимый мною мастер музыкального театра) – настоящий фанат Прокофьева. Дирижёр Александр Лазарев – это удивительная звезда мирового класса, лауреат золотой премии конкурса Герберта фон Караяна. Совместно с Тителем Лазарев поставил недавно несколько блестящих (да-да, именно так!) спектаклей – «Хованщину», «Пиковую даму», оба прокофьевских шедевра. Кстати, чуть не забыла отметить, в содружестве с Тителем работала талантливый постановщик Людмила Налётова – автор таких прекрасных спектаклей, как «Любовный напиток», «Чио-Чио-сан». И, наконец, очень смелый сценограф Владимир Арефьев, предложивший и на этот раз очень необычную и крайне выразительную сценическую «одежду». А именно: сцена просторна и намеренно не загружена бутафорией. Ослепительно голубой «задник», на фоне которого, подобно птичьему «базару», движутся и мигают, танцуя, крохотные (но в большом количестве!) вращающиеся лопасти пропеллеров, создавая своеобразное и радостное движение.
А на самой сцене и на просцениуме мы знакомимся с главными героями и интригой, причём в действие «заделано» много персонажей и карнавальных масок, без которых вообще трудно представить себе действие. Потому что всё смешно и должно быть таким. Потому что, как говорится, смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно. А при этом всё изысканно и изящно! И два смешных «старика» — очень симпатичный и доверчивый сельский дворянин Дон Хером (Валерий Микитский), которого ловко обводят вокруг пальца дочка Луиза (Мария Макеева) и влюблённый в неё Дон Антонио (Владимир Дмитрук) под руководством старой, хитроумной и притом очаровательной няньки-дуэньи (Наталья Зимина). Да и сам папаша, вроде, «сам обманываться рад». А тут же и богатый женишок, рыботорговец Мендоза (Роман Улыбин), оказавшийся в дураках и ко всему ещё обманом женившийся на этой самой дуэнье. Тут каждый персонаж – настоящее торжество смеха, радости и очень светлого обмана. И как хороши все! Как прекрасно поют, как двигаются, танцуют! Очень милы сопрано Ирина Ващенко (вторая возлюбленная Клара), её возлюбленный, сынок Дона Херома Фердинанд (Дмитрий Зуев) и совершенно прелестный эдакий «самоходный статуй» друг Мендозы Дон Карлос (Андрей Батуркин), и лукавый, по-своему трогательно-наглый монах отец Августин (Владимир Свистов)… Разноцветная, многоголосая толпа, вызывающая массу нескрываемых симпатий зала… Я уж не говорю о том, как хороша музыка, как она «до невозможного» красива и фантастична, как расцветает партитура в оркестре, под выразительными руками-птицами блистательного Александра Лазарева!..
Вообще, прокофьевский оркестр – это очередное чудо света, но расцвет этого чуда таит в себе необыкновенные технические трудности как для собственно оркестра, так и для солистов. А в премьере, о которой идёт речь, подлинное слияние оркестровых и вокальных голосов, единое открытое дыхание, и хочется слушать и видеть происходящее дальше и дольше. Но… Как и всё на свете, и опера имеет своё завершение, когда, естественно, во всем побеждает добро на радость залу. А притом, у многих (говорю об этом не голословно!) возникает острое желание окунуться в этот музыкальный пир ещё и ещё раз. И никто этому «ещё» и не препятствует. Спектакль счастливо родился, спектакль идёт и продолжает совершенствоваться. Такие вот дела…

Наталья Лагина.
на снимке: сцена из спектакля.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: