slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Санкции — это надолго

Швейцарский писатель Ги Метан
об антироссийских санкциях и западной пропаганде

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила на заседании Совета ЕС, что ни одна страна ЕС не предложила ввести санкции против России в связи с ситуацией в Сирии. Между тем сторонников продления и усиления антироссийских санкций достаточно как в США, так и в Европе. Так, накануне стало известно, что верховный канцлер Германии Ангела Меркель будет ратовать в ЕС за ужесточение санкций из-за действий Москвы в Сирии.
20—21 октября тема санкций будет обсуждаться на заседании Европейского совета.
Как справедливо отметил президент России Владимир Путин, санкции ставят самоцелью сдерживание России, а не решение реальных проблем. По его словам, «это контрпродуктивно, вредно и, главное, никогда не достигает цели, которую ставят перед собой те, кто эти санкции вводит».
Швейцарский писатель, журналист, автор книги «Россия — Запад: тысячелетняя война» Ги Метан, посетивший Россию, в своём интервью рассказал, почему санкции — это надолго и в чём сходство нынешней позиции Запада и политики Людовика XV.

Пропагандистские средства Запада — те же, что и в XVIII веке

Цель моего визита в Россию — обсудить выборы, которые прошли в России 18 сентября. Я приехал по приглашению российских ученых, академиков и ряда исследовательских институтов. Моя задача — обсудить то, как выборы в России освещаются в западных СМИ. Помимо этого, я прочитал лекцию студентам РГГУ.
— Что заставило вас, европейца из самого сердца Западной Европы, задуматься о таком явлении, как русофобия?

— Русофобия — это очень старая для Европы вещь. Как я пытался объяснить в моей книге «Россия — Запад: тысячелетняя война», этот конфликт длится очень долго. Я бы сказал, что она началась в ХII веке. В её основе — геополитический конфликт между западной Римской империей, созданной Карлом Великим, и Византийской империей, греческой империей со столицей в Константинополе. Можно сказать, что это была борьба двух империй за христианство. Раскол между католицизмом и православием только усилил это противостояние.
Но началось всё именно как религиозный и геополитический конфликт между греческой византийской православной империей и католической западной империей. И раскол также положил начало идеологическому противостоянию между Западом и Востоком. Предрассудки и стереотипы о Православной церкви перешли на Россию после развала Византийской империи. Риторика, которая использовалась тогда против православия, полностью соответствует той, что начиная с XV века была направлена против России, Русской православной церкви и царей.
Если мы внимательно рассмотрим стереотипы, которые были созданы католическими теологами, то заметим, что сегодня они также успешно используются европейскими пропагандистами. Началось всё во Франции в конце XVIII века, когда при короле Людовике XV было создано подложное завещание царя Петра Великого. В этом поддельном документе говорилось, что царь Петр призывает своих потомков напасть на европейские страны. Это абсолютная ложь, такая же, как ложь об оружии массового поражения в Ираке, которую американцы использовали, чтобы вторгнуться в эту страну. Но эта ложь была использована Наполеоном в 1812 году, чтобы оправдать так называемый превентивный удар по Российской империи, а точнее вторжение.
Интересно, что эти стереотипы были использованы западными странами, в первую очередь Францией, но также и Великобританией, чтобы оправдать свои действия в ходе Крымской войны. Если вы почитаете английскую газету «Таймс» того времени, накануне нападения британских войск на Крым, то вы увидите те же самые слова: Россия — деспотичное государство-агрессор, экспансионистская империя. Эти же слова произносились Наполеоном об Александре I, то же самое говорили о Николае I в 50-е годы XIX века и то же самое сегодня, в 2016 году, можно прочитать в газете «Таймс» о Владимире Путине. Снова Россия — это деспотичная экспансионистская сила.
 
Пора увидеть бревно в глазу Запада

— Замечаете ли вы подобное стереотипное мышление о Западе здесь, в России?
— Российские СМИ также используют определённые стереотипы против Запада. Но меня в первую очередь интересует то, как Запад воспринимает Россию. Потому что западным СМИ, элитам, политическим лидерам нравится считать себя объективными, реалистичными и беспристрастными. Как будто они являются носителями универсальных ценностей вроде демократии, римского права, свободы.
Они думают, что они беспристрастны, но это не так! Они заражены пропагандистскими и империалистскими шаблонами и сами с удовольствием используют пропаганду в своих целях. При этом российские идеи они отметают, называя их пропагандой и отказываясь признавать, что сами занимаются той же пропагандой. И я своей целью считаю анализ западной пропаганды. Чтобы увидеть бревно в глазу Запада, а не соринку в глазу России.
 
Санкции — это надолго

— Есть ли решение для этой проблемы?
— Не думаю, что это возможно в краткосрочной перспективе. Я уверен, что Запад, особенно США и Великобритания, сделают все возможное, чтобы продлить экономические санкции против России. Ситуация не изменится в ближайшие несколько месяцев или лет.
Но я не был бы столь пессимистичным в долгосрочной перспективе. Если мы посмотрим на отношения между Францией и Германией, то мы увидим, что они постоянно воевали друг с другом. Для французов, например, немцы были главными врагами. Но они смогли изменить эту ситуацию всего за одно поколение после Второй мировой войны. Так что я думаю, что за одно поколение можно преодолеть и нынешние стереотипы между Западом и Россией. Понадобится время, но в целом это возможно, если будет добрая воля.
Швейцария —
в традиции нейтралитета
— Есть ли какая-то связь между тем, что вы швейцарец, что Швейцария не входит в ЕС и НАТО, и вашими взглядами?
— Мы, швейцарцы, привыкли смешивать разные культуры и языки: немецкий, французский, итальянский. У нас есть традиция нейтралитета. Мы всегда строили мосты не только между собой, но и между нашими соседями. Также традиция нейтралитета обязывает нас придерживаться определённого баланса и не фокусироваться только на чём-то одном. Мы всегда старались сохранять баланс между крупными мировыми государствами. Эта традиция позволяет нам иметь более широкий кругозор, поэтому мы и не приняли европейские санкции или американские взгляды на мир.
— Я не случайно обратил внимание на то, что вы швейцарец. Вы упомянули Карла Великого, и мы знаем, что у него было три сына. И возможно, образ Лотаря — это лучшее решение для нынешней Европы? И Швейцария воплощает собой эту идею…
— Да, именно так! Проблема в конкуренции между королевствами и геополитическим выбором. К сожалению, слишком часто люди выбирают что-то плохое. Но, безусловно, есть шанс сделать и правильный выбор, как вы сказали в отношении Лотаря, сына Карла Великого. Мы бы могли построить что-то на этом основании.
— Наблюдаете ли вы такие же стереотипы и пропаганду в Швейцарии?
— Швейцарские элиты, политики, учёные, журналисты — многие из них также разделяют пропагандистские взгляды в отношении России. Но если мы посмотрим на общество, на простых людей, то мы увидим куда более сбалансированную позицию. В Швейцарии также есть традиция противопоставления мнений. У меня есть возможность высказываться в швейцарских СМИ, потому что у нас привычка оценивать разные мнения и не фокусироваться на чём-то одном, не рассматривая при этом другое. Возможно, это и отличает нас от других.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: