slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Сад камней

Литературный ландшафт современной отечественной прозы  показался мне на сей раз похожим на японский сад камней. Всё очень правильно и даже по-своему гармонично. Но по прочтении книг, написанных временами живо и занимательно, не остаётся ощущения того откровения, которое оставляет настоящая большая книга. Рассказывать о книгах, вышедших в последнее время, всё равно что говорить о писателях пушкинской поры на фоне «Евгения Онегина». 

Современные литераторы научились сочинять мастеровито. Читаешь их книги легко и быстро. Потом так же легко и быстро их забываешь. Вот, к примеру,  такой автор, как Алексей Колышевский. Работает в последнее время в жанре политического триллера. Последний роман «Изгои» (Издательство «Эксмо») представляет набор из арсеналов Ладлэма, Гарольда Роббинса или ранних Незнанского с Тополем. Немного полония, немного гэбухи, немного беглых олигархов, много Лондона, погонь, перестрелок, отравлений и прочей атрибутики жанра. Читать эту книгу в метро в часы пик очень полезно для нервной системы. Как и книжку Дмитрия Дегтярёва с вычурным названием «28. Книжка на полёт» (издательство «РИПОЛ-классик»). Давать названия можно какие угодно. Если это полезно для продажи книги. Но совсем не обязательно превращать жизнь в анекдоты, как это сделал Дмитрий Дегтярёв в своём сборнике разных историй. Ну захотелось автору потравить всякого рода баечки. Кто же мешает это сделать в устной форме? Так нет же, обязательно книжку надо издать! И ведь издают! И ведь читают! А про что книжка? Боюсь, уже забыл!
Примерно та же история с более навороченной книгой Олега Гладова «Гипно Некро Спам» (издательство «Азбука»). Относительно Некро и Спама соглашусь. Спам — это когда тебе в «емельку» засылают всякую рекламную дребедень, а порою и порно. Некро, как известно, мертвечина во всяких её проявлениях. А вот Гипно обнаружить не удалось. Хотя объективности ради, должен заметить, что книжка рассчитана на двадцати-тридцатилетних читателей, поскольку именно в этом возрасте находятся её герои. Я —  постарше. Поэтому, возможно, «не догоняю». Хотя к постмодернизму отношусь с уважением. Только вот гладовский постмодернизм напоминает «сучок» в бутылке из-под «карвуазье». «Одиночества в сети» не получилось.
Как не получилась у Марии Рыбаковой при всем её старании «русская латина». Роман «Острый нож для мягкого сердца» (издательство «Время»), (при всём желании найти в нём аллюзии с Маркесом или Льосой, их нет), ровненький, стилистически бодренький, однако ж не зажигает. Здесь опять повторю станиславское «не верю!». Хотя женщинам он, возможно, очень даже понравится. Равно как и претенциозный роман Яны Дубинянской с не менее претенциозным названием «H2O» (издательство «ПРОЗАиК») (зациклило, что ли, нынешних авторов на «крутых» заголовках). Роман Дубинянской вроде бы даже с некими философско-футурологическими мотивами «а-ля братья Стругацкие». И всё в нём ладненько и складненько. И временные параллели «за скобками», и всякие неземные девочки, и амбициозные политики, и мятущиеся женщины, и уползающие в одиночество «программеры». И ностальгическое «как молоды мы были…». И суровый скандинавский ландшафт. Всё есть. Но нет нерва, который оправдал бы любые стилистические шероховатости и текстовые несуразности, кабы они там были.
В этом отношении городская романтическая комедия Елены Рахмановой «Цап-царап, моя радость» (издательство «Центрполиграф»), уже судя  по заголовку,  на «высокий штиль» не претендует. Это чтение успокаивающее, как во время поездок в метро, так и просто для успокоения нервов в наше стрессовое время кризисов. Узнаваемые герои, узнаваемые ситуации. Словом, всё, как у нас в жизни. Только со счастливым концом, чего не всегда бывает в реальности.

Полосу подготовил Виктор ПРИТУЛА.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: