slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

С весельем и отвагой... «Самая легкая лодка в мире» в РАМТе

Можно было бы приводить немало восторженных оценок творчества скромного, внешне незаметного юноши, переступившего в 1960 году порог знаменитого Пединститута им. В.И. Ленина. Ему повезло: он встретился здесь, на Малой Пироговской, с отличными и перспективными ребятами – Юлием Кимом, Юрием Визбором, Юрием Ряшенцевым, и они вместе создали очаровательный Ансамбль туристской песни, который и нам, современникам шестидесятников, хорошо известен нынче по дискам, по радиопередачам, по книжкам наконец.
И по стихам того же Кима, Коваля, Визбора, Ряшенцева, которые словно впаялись в сердца его сокурсников, счастье быть среди которых досталось и мне. Правда, петь в ансамбле мне как-то не удалось (голос, сказали, «классический»), но не петь хотя бы вне концертов было невозможно…
И вот сейчас вооруженная знанием яркого и разнообразного творчества Юры Коваля, я иду в любимый всеми театр – Молодежный, на музыкальный спектакль, принесший на сцену воспоминания и радостные открытия «Самой легкой лодки в мире» — одной из многих свершений талантливого автора, которого, увы, уже тридцать три года нет среди нас… А на спектакль меня провожала по радио шестнадцатая серия другой его повести…
Да, в один прекрасный день автору — писателю Александру Деветьярову (симпатичный, обаятельный актер!) — пришла в голову мысль создать «самую легкую лодку в мире» и совершить на ней путешествие по близлежащей реке, посетить не только острова, но и знаменитые (есть такие!) болота, наловить рыбы, сварить праздничную уху и узнать ещё много-много нового и интересного. Вот они и отправились в свой поход — Шура (Владислав Погиба), художник Орлов (Денис Баландин), милая девушка Александра Аронс (Клара Курбе). А в походе на лодке познакомились с человеком в золотых очках (Сергей Чудаков) — он же мастер Натолий, с ворчливой и доброй Макарихой (Ольга Лысак) и бойкой Нюркой (Ксения Медведева).
Надо сразу же заметить, что в РАМТе актеры, как говорится, — особенное «чудо», в чём убеждаешься, едва начинается действие, едва зазвучит первая реплика или диалог. Актерский ансамбль подкупает своей органикой, естественностью, пластикой, музыкальностью речи и пения, короче — тем самым абсолютным слухом, о котором говорил Андрей Битов. Это признание дорогого стоит.
В оформлении спектакля использованы картины Юрия Коваля, удивительно ёмко и фантастично узнаваемые на экране старого телевизора или на «бегущих» изображениях стен зала. Создается тёплая и задушевная обстановка всего действия, где мы просто знакомимся с друзьями и узнаем много-много нового о том, что казалось давно знакомым… И всё это на поразительном литературном языке, светлом, кристальном, когда каждое предложение — на вес золота!
Поскольку актерский ансамбль по заслугам называю «штучным товаром», то можно и должно так же говорить обо всём, что дарит нам этот удивительный спектакль с его чудесными песнями, будто рождающимися из волн, рождённых самой легкой лодкой в мире. В этом единении — Юрий Коваль, который в одностраничном рассказе умел передать человеческую судьбу; сделать самым близким твоим другом беспородного кобеля, ставшего пограничным псом Алым, рассказать о приключениях Васи Куролесина и поведать нам о том, что мы ещё не знаем, но непременно узнаем, читая эти книги… Что касается песен — спектакль музыкальный, хотя и не мюзикл, — то они простые, на стихи с хорошей долей иронии и юмора. Точно выбрана «хоровая» интонация — «так что, друзья, не поминайте лихом, поднимаем паруса!..». Их пел с актерами весь зал, а у меня, признаться, аж слезы на глаза наворачивались.
…И приключения в этой самой легкой лодке были отнюдь не самые фантастичные. Хотя богатая доля фантазии — ярко отраженная в живописных работах Коваля — в них была. Простые вроде бы откровения превращались в большие открытия. А красота реки переливалась в красоту слова. Всё рождало уникальную узнаваемую и бесконечно новую откровенность…
Таков Юрий Коваль. Такова его проза. Таким мы, честно говоря, в своё время не «вычислили» его в пединституте, хотя сидели с ним рядом, в большой белоколонной Ленинской аудитории. Я со своим «классическим» голосом отправилась в музыкальное училище, Сережа Яковенко — в Гнесинский институт, а ребята – так были хороши в Туристском ансамбле, что сумели сохранить свою «первозданность» и сегодня. И в спектакле, и в дисках, которые разлетаются, как горячие пирожки, и в памяти тех, кто помнит, и тех, кому адресована эта память сегодня.
Нельзя не отметить звонкую, теплую, душевную музыку Сергея Никитина — её здесь больше всего — в смелой, завлекательной свето-видеопанораме (Нарек Туманян и Владимир Алексеев). И, разумеется, в режиссуре Алексея Золотовицкого, который признаётся, что он и его команда хотели поставить светлую и домашнюю историю. В результате спектакль получился не только светлым, но и музыкальным, здесь все герои играют на гитарах и поют. Ну, а как насчет Юлия Кима? Он, наверное, здесь самый главный — автор либретто… Лучший собрат самого Коваля…

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: