slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития

В Москве состоялось заседание XXI Всемирного русского народного собора
Юбилей революции оказал сильное влияние на тематику Собора. Более половины ораторов обращались к оценкам, последствиям событий 1917 года и рассуждали о том, как в будущем избежать революционных потрясений. В идею нынешнего Собора было заложено то, чтобы все русские, россияне, все, кто связан с Россией, осознали себя единой общностью.
Что ныне единство общества может и должно строиться не просто на крымском консенсусе, а на восприятии России как особого мира и цивилизационной культурной общности, которая самоценна и имеет свой взгляд в будущее. Россия является не периферией Запада, а самостоятельно развивающимся обществом, равноценным Китаю, Западу и Индии. Наши перспективы связаны с развитием нашего цивилизационного начала с опорой прежде всего на собственный опыт. Русской цивилизации есть что сказать другим народам, правда, ещё есть и чему у них поучится, в том числе в решении глобальных проблем.
 
Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые участники Всемирного русского народного собора, братья и сестры!
Мы собрались в такой исторический момент, когда у нас есть возможность обобщить опыт целой эпохи, насыщенной событиями, значимыми для судьбы нашей страны, и поговорить о будущем. Кажется, как будто сегодня сказаны слова, которыми еще в древние времена увещевал людей пророк Иеремия: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).
За прошедшее столетие наше общество приобрело определенную зрелость и достигло той исторической дистанции по отношению к событиям 1917 года, которая позволяет говорить о них взвешенно и предметно — не избегая оценок и не увлекаясь излишней политизацией.
Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев.
Но эта ненависть носит сегодня другие идеологические одежды и связана с проведением новых и углублением старых разделительных линий на планете, с ростом мирового неравенства и его идейным оправданием, с культивированием в обществе искусственных различий. Эти процессы уже не связаны с идеями прежней революции, имеют иные идейные основания.
Несмотря на то что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растет, России, тем не менее, хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути.
Сегодня наше общество консолидировано, в нем нет того трагического гражданского раскола, который разделял народ пополам. Напротив, сегодня мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению. Это объединение и примирение дают нам уверенность в том, что страна и общество не оступятся и не сорвутся в историческую пропасть, как это случилось в начале 1917 года. История России не ходит по кругу. Мы учимся на собственных ошибках. Мы приобрели иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма, для нас как никогда важен консенсус, важны общие ценности. Важно то, что объединяет, а не то, что разделяет. Продолжая возделывать и преумножать мир у себя, Россия может быть примером и моральной опорой для всех, кто желает пережить нынешний кризис.
Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха — эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом — мировоззрение. Новая эпоха неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис ее унифицирующих критериев. Это не значит, что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперед, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов.
Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа — вера в социальные институты и правовые механизмы мертва без нравственного делания, без умения поступать по совести. В этом случае она ведет лишь к безумной погоне за химерами, за ускользающими миражами счастья и свободы. И к неисчислимым человеческим жертвам.
Мы знаем красноречивые примеры веры без дел и дел без веры — как в истории Европы, так и в нашей русской истории. Это и мировые войны, и революции, развязанные сильными мира сего. Начиная с Французской революции, закрепившей в сознании европейских народов новые ценности, и заканчивая чередой революций XX века. Эта тема тем более важна, что революции сегодня поставлены на поток. Так называемые цветные революции стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права.
Однако несмотря на то что революция стала обиходной технологией, ее идеологи по-прежнему опираются на квазирелигиозную риторику, пытаются оправдать революцию как духовно возвышенный, морально оправданный акт. При этом современные революционеры, как и их предшественники, самой логикой революционного процесса всегда приносят в жертву часть собственного народа ради достижения абстрактных благ.
Избирательный подход таких революционеров и их кураторов к международным нормам свидетельствует о том, что за красивым фасадом юридических формулировок все чаще скрываются двойные политические стандарты, желание не подчиняться силе права, а подчинять других по праву сильного, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.
Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо — чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он — хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости.
Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.
Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков.
Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита — не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.
Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнюю элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы.
Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере, как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки, что будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования. Но не нужно этого бояться, потому что этот процесс будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке.
Общественная солидарность, неразрывность интересов элиты и народа обеспечат структуризацию общества по модели большой семьи. Вряд ли верно расхожее мнение о том, что общество состоит из индивидов или из так называемых малых групп (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению). Нет. Общество опирается не на малые группы, а на семью.
Семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания.
Семья — механизм передачи традиции. Как это происходит? Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии. Тогда возникают династии учителей, военных, врачей, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем, понимая, чувствуя, что «семья» — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают.
Семья важна и с духовной, религиозной точки зрения. Семья — это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она — малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья — это школа любви, а значит — школа спасения.
Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории. Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество — это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек». Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять ее в любом другом направлении значит изменять самому Богу.
Сегодня борьба за будущее — это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть «человек». Сюда входят вопросы о биотехнологиях, прогрессе человеческой природы, искусственном бессмертии.
Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим — судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для абсолютного большинства людей это будет невозможным.
Такая страшная перспектива противоречит и христианскому взгляду на человека. Чтобы избежать воплощения антиутопии в жизнь, нужно отказаться от эгоизма и равнодушия к чужой беде. Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто больше готов заплатить, но тем, кто рискует покинуть мир слишком рано.
И здесь, в становлении солидарной медицины будущего, ценен опыт нашей страны, так как именно Россия была пионером в создании системы бесплатного общедоступного здравоохранения.
Глобальные вызовы — будь то проблема лишних людей в век роботизации или разделение человечества с помощью биотехнологий — могут быть преодолены только в одном случае: при опоре на солидарность людей.
И сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сестрами. В наиболее совершенной и возвышенной форме этот идеал был реализован в общине первых христиан, о которой св. апостол и евангелист Лука говорит так: «Умножества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).
Кажется, стремление к такому идеалу не должно вызывать споров. Но XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми.
«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» — задавался вопросом святой царь-псалмопевец Давид. Сегодня, через три тысячи лет после того, как были сказаны эти слова, нам снова предстоит ответить на этот вопрос.
Ведь уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название «трансгуманизм» — то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.
Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.
Для нас, православных — и в то же время для всего русского социума — признание и отличия между людьми уравновешивается осознанием их сходства. Сходство, повторю, не менее важно, чем отличие.
В этом одна из причин той важнейшей роли, которую мы отводим общественному диалогу, ради которого и собрались сегодня на наш Собор.
Всемирный русский народный собор в течение четверти века ведет серьезный диалог с представителями различных политических партий, в том числе присутствующих в этом зале. С представителями разных национальных и религиозных общин, представителями науки и культуры. Особенно важен диалог с молодежью и старшим поколением. Иными словами, диалог, объединяющий все части нашего общества одним солидарным стремлением — любовью к нашей Родине.
Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем — «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу.
Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной, страной, которую уважают другие страны,страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
 
Выступление  Геннадия Зюганова

«Я не устаю повторять, что самым гениальным изобретением русского народа было сильное централизованное государство», — заявил лидер коммунистов. Он напомнил, что лишь два государства за последние 500 лет не теряли своего суверенитета — это Россия и Великобритания. И для сохранения независимости и контроля за колоссальными стратегическими ресурсами в будущем нам надо быть сильными и успешными.
«Для нас принципиально важно осмыслить прошедшее столетие и наметить путь развития страны в будущем», — отметил оратор. Он высказал мнение, что это будет возможно, если взять все лучшее из нашей тысячелетней истории. Лидер коммунистов также заявил о том, что если мы в ближайшие годы не выправим государственный курс и не станем соблюдать социальную справедливость, нас ждут тяжелые времена.
Г. Зюганов напомнил о том, что большевикам удалось воссоздать распавшуюся империю в форме союзного государства и в короткие сроки преодолеть хозяйственную отсталость и ответить на вызов, брошенный фашизмом.
«Я считаю, что сегодня одним из ключевых вопросов является вопрос развития», — заявил руководитель крупнейшей партии оппозиции. Он отметил, что для этого в стране должен быть сформирован соответствующий текущим задачам бюджет и преодолен социальный раскол.
Также Г.А. Зюганов предложил взять все лучшее из советской модели образования и системы подготовки кадров. «Огромные средства нужно прежде всего вкладывать в человека», — заявил лидер КПРФ.
 
Выступление Владимира Жириновского
Выступая на заседании Всемирного русского народного собора, Владимир Жириновский жестко раскритиковал революционные события в России вековой давности.
«Ленин дал определение революционной ситуации – это когда верхи не могут, а низы не хотят. Но это неправильно. Верхи всегда могут, потому что у них власть, армия, полиция, ресурсы, — сказал он. — Осенью 1917 года Петроград снабжался лучше всех столиц воюющих государств. Никаких карточек не было. Отстояв в очереди, можно было купить столько хлеба, сколько было нужно. Ведь и сегодня в Петрограде хлеба не хватает, потому что все вагоны заняты экспортом. Это что значит, что у нас опять революционная ситуация? Нет конечно! Поэтому не нужно говорить, что и тогда была революционная ситуация. А вот о том, что низменные чувства народа всегда можно искусственно разбудить – об этом стоит сказать. Во Франции тех, кто агитировал солдат за то, чтобы дезертировать, расстреливали на месте, а у нас большевистские агитаторы свободно вели работы в окопах. Это демократизм русских офицеров, которые не хотели своих убивать. И вот до людей «достучались»: они пошли громить-крушить, а нам будут говорить, что это воля народа», — заявил В. Жириновский.
Еще один миф, считает председатель ЛДПР, связан с тем, что Россия до революции якобы была отсталой страной.
«В 1931 году Сталин якобы сказал, что раньше Россия везде проигрывала из-за своей отсталости. Это чушь! Какая отсталость? Остановили татаро-монгольское нашествие — это была крупнейшая империя в истории человечества, они 40 миллионов человек вырезали, а мы их остановили. Это получается, что мы были более отсталыми, чем они? Наполеона остановили и гнали до Парижа – Франция в то время сильнейшей страной Европы была. Или, может, турки были более развиты? Но и их мы много раз побеждали, а проигрывали исключительно под давлением Европы. В 1913 году Россия была одной из самых развитых стран Европы. Царский рубль был самой весомой валютой Европы, а никакой не советский червонец – его никто не принимал. Все золото, все богатства, накопленные царем и народом, большевики вывезли за рубеж. Все банки и казна были пусты! Мы не были отсталыми. В 1917 году у России было больше всего оружия: танки, самолеты, патроны, телефоны — все было. На апрель 1917 года было намечено взятие Константинополя. Адмирал Колчак прорабатывал эту операцию. Там развевался бы русский флаг. Но вместо этого Колчака убивают через 3 года в Иркутске. И если бы не революция, то русская армия вместе с британской и французской стояла бы в Берлине в 1918 году и никакого фашизма не было бы, не было бы Второй мировой войны», — убежден политик.
И сегодня эта смута в России так и не кончилась, считает Владимир Жириновский.
«Только у нас в стране какая-то девушка из развлекательной программы может заявить о намерении баллотироваться, и все ее будут обсуждать. Она, конечно, президентом не станет, но ведь это смятение умов. Смута! В США, во Франции, в Германии выдвигают на пост главы страны лидеров партий, губернаторов, сенаторов, депутатов, а у нас шоу-вумен идет, да еще и начинает решать вопрос, чей Крым. За это посадили в тюрьму несколько человек, а почему она на свободе тогда? Опять право для одних и беззаконие для других. А что в Донбассе происходит? Это таких офицеров и граждан воспитала советская школа, что в итоге русские убивают русских? Их воспитывали крушить Запад, а они на Донбасс пошли, против своих граждан воевать. А все потому, что русский вопрос закрыли в 1917 году. Создали вместо него советского человека, который в 1991 году пропал», — заключил лидер ЛДПР.
 
Выступление  Сергея Миронова
«100-летие Октября 1917-го – это, конечно, дата не для бурных празднований и парадов, как бывало в советские времена, — отметил оратор. — Это дата для серьезных дискуссий и вдумчивого извлечения исторических уроков. Главный же урок, который мы должны вынести и из Октябрьской революции, и из братоубийственной гражданской войны, состоит в том, что всё это на нашей земле никогда не должно повториться. Тем авантюристам, которые в наше время хотели бы разжечь некий «российский майдан», мы должны твердо сказать: остановитесь, господа! Хватит! Все свои революции и «майданы» Россия уже прошла, пережила, перестрадала!»
«Насилием никого нигде и никогда осчастливить еще не удавалось. Поэтому «Справедливая Россия» видит перспективы нашей страны исключительно на путях эволюционного развития, — сказал С. Миронов.
Духовно-нравственное здоровье нации, ее единство, сохранение традиций и общих ценностей – все это напрямую зависит от состояния социальной сферы. И здесь у нас пока еще много проблем. Четвертый год подряд в России падают реальные доходы населения, а на этом фоне, несмотря на все кризисы, растет число долларовых миллионеров и миллиардеров. Социальное расслоение в стране достигло критической черты. При этом мы знаем, что слой так называемой офшорной аристократии продолжает уводить огромные сверхдоходы за рубеж. Не по-человечески это, не по-русски и не по-христиански!»
«Не могу не заострить внимание и на ряде других проблем, — продолжил лидер справедливороссов. — Единство любой страны, единство народа складывается из разных факторов. Скажем, мы всегда гордились и гордимся, что Россия обладает крупнейшей из всех стран мира территорией. Ее необъятные просторы так же, как и колоссальные природные богатства, – залог величия, мощи и особой миссии в мировой истории. Но, с другой стороны, огромность территории подразумевает и необходимость кропотливого выстраивания единых пространств: информационного, культурного, образовательного, транспортного и т.д.
Особо хочу сказать о такой проблеме, как внутрироссийский роуминг, культивируемый сотовыми операторами. Можно понять, когда речь идет о звонках за рубеж и из-за рубежа – там и впрямь возникают дополнительные издержки. Но внутри собственной территории какие могут быть роуминги? Никакого экономического обоснования здесь нет. Только жажда наживы. Престарелые родители не могут лишний раз позвонить детям. Роуминг – это средство расчленения единого национального пространства, это механизм разъединения граждан одной страны.
Недавно мы внесли законопроект о запрете роуминга внутри России, и убежден, что это не мелкая проблема. Это вопрос, связанный с нашим восприятием России как общего, единого дома».
Особо остановился С. Миронов на проблеме плохих дорог. «Мы должны сегодня всеми способами соединять, сшивать, скреплять всю огромную территорию России и крепить тем самым человеческие и деловые связи.
Вместо этого нам навязывают платные дороги. Разумеется, дорожное строительство требует вложений, разумеется, этим путём идет весь мир. Но Россия – это не чужая страна. У нас свои особенности, свой менталитет. У русского человека особое отношение к дороге. Я бы сказал, что дорога для русского человека понятие сакральное», — сказал он.
«Сегодня, когда в России растет авторитет православия и других основных конфессий, вряд ли кто посмеет покуситься на право людей верить в Бога. Но маячит другая угроза. Есть опасность, что из душ миллионов людей может быть «вынута» вера в справедливость! Это может произойти в том случае, если патриотический подъем народного духа, начавшийся с «крымской весны», не будет подкреплен зримой заботой о росте благосостояния народа. Пока мы видим очень тревожное противоречие: с одной стороны, есть сильная, самостоятельная внешняя политика России. Но с другой, совершенно невнятная, слабая внутренняя политика государства, которая демонстрирует неспособность обуздать гигантскую коррупцию чиновничества и компрадорское поведение многих представителей так называемой элиты, — отметил С. Миронов, — пожалуй, самую главную проблему сегодняшнего дня.
Жить по совести и обустраивать жизнь в России по справедливости – это кредо любого нравственного человека и патриота своего Отечества. И я хочу с этой высокой трибуны призвать всех, кто по-настоящему озабочен судьбой русского народа, и всех других народов, населяющих нашу страну, объединяться именно на этих началах», — призвал собравшихся лидер «Справедливой России».
 
Секция писателей  XХI Всемирного русского народного собора

31 октября 2017 года в Союзе писателей России работала секция ВРНС «Русская идея в истории и современной литературе». Её возглавили заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев и епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.
В процессе обсуждения повестки дня выступили лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Ю.М. Лощиц, сопредседатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, член бюро президиума ВРНС, профессор МГУ С.В. Перевезенцев, писатели В.В. Ефимовская (Санкт-Петербург), Я.М. Мустафин, В.А. Гурковский, Г.П. Калюжный (Москва), А. Громов (Самара), А.В. Кирилин (Барнаул), В.Ю. Ерофеева-Тверская (Омск), профессор, руководитель информагентства «ANNA-NEWS» М.М. Мусин, профессор, доктор педагогических наук Е.П. Белозерцев (Воронеж), доктор технических наук, профессор С.И. Кузнецов, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор В.М. Гуминский, поэты Борис Орлов (Санкт-Петербург) и Галина Вовченко (Кировоград) и др.
В работе секции участвовали делегаты Собора Ямало-Ненецкого автономного округа, Перьми, Алтая, Омска, Минска, Калмыкии, Мордовии, Карачаево-Черкесии, Тувы, Пензы, Мурманска, Белгорода, Санкт-Петербурга, Калуги, Курска, Николаева, Донецка, Луганска, Харькова, Тулы, Орла, Архангельска, Калининграда, Коми, Брянска, Рязани, Самары…
По итогам была принята резолюция.

Сергей КОТЬКАЛО.
 
«Русская идея в истории и современной литературе» Резолюция секции ХХI Всемирного русского народного собора

Мы, участники секции ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития», понимаем историю, литературу, культуру России и русского народа как целостное явление, сложившееся на основе православного миросозерцания и миропредставления, положительного опыта духовной, бытовой и творческой деятельности русского народа на протяжении всей своей истории. Мы признаем примат культуры над экономикой и политикой, считаем, что положительное духовно-культурное бытие народа обеспечит его материальное процветание.
Одна из важнейших задач — поддержание традиционных форм вероисповедания с приоритетным отношением к православию в качестве духовно- и государствообразующей веры, ставшей фундаментом созидания государственной идеологии и формирования базовых ценностей русской культуры. Мы признаем необходимость и всемерно развиваем братское единство православия с традиционными религиями России (исламом, буддизмом и др.) во имя общего процветания российского народа.
Сегодня Собор осуществляет всестороннюю деятельность, направленную на возрождение, сбережение и развитие ценностных, культурно-иерархических нравственных категорий и принципов в общественном сознании. Необходима непримиримая и беспощадная борьба с разлагающей общество всеядностью, смешанностью моральных установок, проповедью «равноправия» мнений и явлений суб- и псевдокультурного рода в отношениях с исторической культурой России.
1. Участники Собора считают необходимым обеспечение твердой государственной политики в области культуры, совершенствование и укрепление государственных и общественных форм поддержания культурной деятельности, всех традиционных и положительных видов творческих объединений деятелей культуры, стремящихся к упрочению духовной целостности и политической монолитности русского общества.
2. Участники Собора считают, что народ обязан отстаивать приоритетное положение русского языка в сложившихся формах употребления, ибо русский язык не только «средство общения», но и носитель Божественной предопределенности в объединении народов в Российское государство, выразитель смысла духовной, предметно-бытовой и политической общности граждан России.
3. Участники Собора добиваются цензурных ограничений в области культуры, направленных на устранение из произведений литературы и искусства безнравственного, богохульного и порочного содержания. Общество может быть здоровым и иметь перспективы возрождения, опираясь на чистые нормы поведения и высоконравственные образцы художественного творчества.
4. Участники Собора добиваются утверждения в обществе уважительного отношения к опыту отечественной истории и ее наследию. Идея «связи времен», защита целостности культурного достояния должна быть воплощена в поддержке библиотек и музеев, сохранении архивов, сбережении памятников архитектуры, культурных и этнографических заповедников, всемерном развитии исторической науки и искусствознания. Всемерная поддержка лучшим образцам культурного творчества, воспитывающего народ в духе державного патриотизма и национальной преданности.
5. Один из самых реальных путей вывода России из системного кризиса — максимальное и скорейшее развитие сферы науки и образования, которые в результате способны превратить нашу страну в ведущую мировую державу. Наука и образование — это отрасли стратегического значения для народа и Российского государства в XXI веке.
6. Российская система образования (даже в нынешнем ее состоянии) обладает специфическими чертами, свойствами и особенностями, которых нет в образовании других стран. Вполне логично предположить, что эта специфика российского образования является следствием неких глубинных черт национального характера, выработанных в ходе тысячелетней истории русского народа. Акцент в данном случае делается именно на русском народе потому, что именно русский народ во все времена был государствообразующей нацией, составлял большую часть населения России, да и сегодня русские — это 85% всего населения современной Российской Федерации.
7. Для того чтобы Россия смогла осуществить прорыв в области науки и наукоемких технологий, необходимо не просто сохранить, но развить и приумножить национальные особенности российской системы образования. Именно этот фактор способен обеспечить подъем России во всех остальных областях, а вовсе не попугайское подражание системам образования иных стран. Национальные особенности российской системы образования заключаются в следующих условиях:
— доступность, всеобщность, обязательность и максимальная государственная поддержка. Эти принципы стали завоеванием не одного столетия развития отечественного образования. К примеру, в конце прошлого века (с 1880 по 1897 гг.) годовое количество только учащихся гимназий возросло с 75 до 220 тысяч (почти в три раза!), а к концу века в России было уже более миллиона (!) людей с гимназическим образованием. Причем дети дворян составляли меньше половины гимназистов (и студентов, кстати). В годы Советской власти шло неуклонное увеличение статуса обязательного образования — от начального до десятилетнего. И то, что в последнее время мы год за годом отказываемся от уже достигнутых высот, свидетельствует лишь о болезненном состоянии нашего общества. Полный перевод образования на «рыночные отношения» разрушает систему образования, а по большому счету, отнимает у государства и народа его будущее;
— сохранить и развить основное содержание образования. Специалистам в области образования хорошо известно, что ни в одном развитом государстве современного мирового сообщества нет столь глубоких и широких школьных программ по самым важным предметам (история, литература, русский язык, математика, физика, химия, биология и др.), какие во все времена существовали в России. Именно эта многопрофильность отечественной школы и создавала тот необходимый культурно-исторический и научно-методический фон, на котором воспитывались специалисты в разных сферах знания, способные к оригинальным, нетипичным решениям. Ведь человек, обладающий знаниями в разных областях науки, видит зачастую те взаимосвязи явлений окружающего мира, которые недоступны узкому специалисту;
— особое внимание следует обратить на подготовку будущей военной элиты, развивать кадетское образование, принять, наконец, Концепцию кадетского образования в Российской Федерации, поддержать проект «Большая семья».
8. Участники Собора считают, что сегодня необходимо выработать новую философию образования. Ведь сегодня главная беда и отечественного образования как системы, и отечественной педагогики как науки – в отсутствии общепринятых философских и методологических принципов. И эта философия образования должна основываться на базовых, выработанных тысячелетней историей развития России, ценностях. Тех ценностях, которые олицетворяют собой архетипические черты российского общества в целом и русского народа в частности. Ибо главная задача новой философии образования — возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия. Это можно осуществить только в русле православного вероучения и с опорой на лучшие достижения русской культуры.
Мы предлагаем три главных принципа новой философии образования:
— православное миросозерцание как методологическая основа и системы образования, и педагогики как науки. В данном случае подразумевается, что православие — это не просто один из предметов обучения. Все предметы преподаются как осмысленные сквозь призму православного миросозерцания. При этом предмет под условным названием «основы православного вероучения» вполне может преподаваться и как отдельный предмет. Более того, вполне возможным и даже необходимым видится преподавание основ и истории иных религий, но осмысленных с позиций православной методологии;
— патриотизм, любовь к Отечеству, идея служения Отечеству. Россия по своей природе, географии, истории, складу народного характера — великая держава. Поэтому в общественное сознание и, в частности, в философию образования необходимо возвратить идеал Великой России, великого Отечества как одну из составляющих общего понятия великого смысла бытия и как высшую ступень выражения коллективистского, общинного характера русского сознания;
— идеал свободной, нравственно ответственной личности. Истинно свободная личность лишь та, которая понимает пределы своей свободы. Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании неких очень жестких границ, которые он не имеет право переступать. Границы эти были сформулированы в Десяти заповедях — Божественных правилах человеческого общежития, и Заповедях блаженства, которые принес людям Спаситель, даровавший и «новую заповедь»: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн. 13:34; 15: 13). Нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце человека, в русском консерватизме всегда считались источником цельности человека. Все остальные свойства человека, в том числе и разум воспринимались как продолжение его нравственной, Божественной сущности. И недаром русская религиозно-философская мысль с древних времен придерживалась восходящего еще к отцам церкви учения о наличии свободы во «внутреннем человеке» на его спасительном пути к Богу под действием Благодати Святого Духа. Обоснованием подобного понимания сути человеческой свободы стали евангельские слова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Участники Собора видят будущее России и русских людей в сильном государстве единой многогранной культуры, ясно и всесторонне выражающем весь исторический опыт духовного созидания. Но сила и дух великого духовного и культурного наследия предков должны быть дополнены современным опытом русской жизни в положительном и созидательном смысле ее содержания.
 
Валерий ГАНИЧЕВ, заместитель главы ВРНС: «Единство и неразрывность нашей России!»

Слово на закрытии XXI Всемирного русского народного собора
Ваше Святейшество!
Уважаемый Вячеслав Викторович и Сергей Владиленович!
Уважаемые участники и гости Всемирного русского народного собора!
Мы провели сегодня XXI Собор, образованный без малого четверть века назад Русской православной церковью и многочисленным количеством представителей всей страны. Вчера целый день проходили секции, посвященные теме Собора «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития», обсуждавших закономерности цивилизационного развития России за прошедшее столетие, её достижений и побед, а также несбывшихся надежд. Было много хорошего, но и немало горьких страниц.
Одной из важных секций была секция, которая проходила в Союзе писателей России по теме «Русская идея в истории и современной литературе». Немаловажной будет и сегодняшняя детская секция «Я землю сохраню и передам потомкам!», куда собрались дети со всех регионов России, Украины, Белоруссии…
Вчера в Союзе писателей мы вспоминали великие имена русских мыслителей ХХ века, говорили о современной истории и литературе, их влиянии на развитие современной России. Многие из нынешних писателей вносят по-прежнему заметный вклад в нашу отечественную мысль, это, в первую очередь, лауреаты Патриаршей литературной премии Виктор Лихоносов, Юрий Лощиц, Борис Споров, Владимир Крупин, Станислав Куняев, отец Ярослав Шипов, Виктор Николаев, Александр Сегень и другие. Вместе с молодыми историками и литераторами они наполняют духовное поле историческим оптимизмом и надеждами на будущее, способствуют взаимности народов России, славянских стран и бывших республик Советского Союза, ныне самостоятельных государств.
Мы помним вклад наших народов тогда единой страны в достижения ХХ века, в Победу в Великой Отечественной войне, в науку и культуру, в развитие космической и атомной промышленности, в образование и здравохранение, что было доступно всем гражданам Отечества...
Но случился 1991 год, когда мы разошлись по национальным квартирам, и миллионы русских оказались вынужденными мигрантами, изгоями в местах проживания. Об этих и иного порядка тенденциях говорили на секциях и на нашем пленарном заседании в храме Христа Спасителя. Мы видим, как на наших глазах поднимает голову неонацизм, видим, каким испытания подвергаются люди, говорящие на русском языке, как прикровенно, а подчас и открыто попирается в самой России наша история, подвергается обструкции традиционная культуры. Достаточно вспомнить историю с возвращением нашей церкви Исаакиевского собора или фильмы, порочащие образы святых праведников…
Сегодня может, как никогда прежде, особенно в трагическую годовщину революций 1917 года, нам важен диалог для поиска ответов на вызовы времени, чтобы избежать тех испытаний, что достались Украине 2014 года.
Невольно вспоминаются глубинные суровые слова стихотворения «Очарованные мои» нашего русского поэта Игоря Ляпина: «И под Харьковым, и под Жмеринкой, / И в херсонской степи седой, / Очарованные Америкой, / Вы стоите ко мне спиной. // Вы стоите с обманом под руку, / За добро принимая зло. / Дружба – побоку, братство – / Побоку… Заколдобило. Занесло».
Которые он заканчивает словами: «Вы из этого мрака выйдете, / Будет ясным, как в Храме, свет, / И побачитэ, и увидите, / Кто навеял вам этот бред. // Но и горько ещё поплачете / Над развалом большой семьи. / Вот увидите, ось побачитэ, / Очарованные мои!»
Сейчас, в преддверии выборов президента России, обязательно разгуляются «ветры перемен», которые захотят взорвать страну изнутри, выполнить вечное желание западных «партнеров»: разорвать единство громадных пространств и духа народов России. Именно поэтому мы и пытаемся выработать механизмы укрепления державы.
У нас многое уже есть. Это и многомиллионное шествие Бессмертного полка по стране, и движение «Золотого кольца Героев» от Куликова поля, Бородинского и Прохоровского полей до Сталинграда и Севастополя для всех школьников, инициатором которого выступил наш Собор, и юные ушаковцы… Однако современные реалии требуют новых методов, в том числе и активного действия против современного расизма и неонацизма, публичного суда над ним широкими массами вместе народами всех стран.
Уважаемые соборяне! В зале присутствовали представители всех регионов страны от Камчатки до Калининграда, от Черного моря до Русского моря, представители русского мира из стран Европы, школьники и студенты, люди науки и культуры, предприниматели, представители администраций всех уровней власти, что-то мы сделали, попытались, во всяком случае, выработать программу перспективы будущего России, что будет отражено в резолюциях секций и в Соборном слове.
Будем твердо стоять за единство и неразрывность нашей России!
Разрешите от имени участников XXI Всемирного русского народного собора поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла, главу нашего Собора, и пожелать ему многая и благая лета, а также, по традиции, передать ему в дар лучшую работу из числа победителей XIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», тема которого «Я землю сохраню и передам потомкам!»
Ваше Святейшество, это Пасхальное яйцо с образом святого праведного воина Феодора (Ушакова) сотворили сестры Ариадна и Злата Однодворцевы из Курска!
 
Фоторепортаж В. ЛИННИКА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: