slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Россия страна возможностей?

27 ноября, выступая на заседании Совета по науке и образованию, президент России Владимир Путин сказал: «Знания, технологии, компетенции, кадры — это основа для реализации наших национальных проектов, для достижения наших стратегических целей». Обладающие знаниями и компетенциями, владеющие технологиями профессиональные кадры, которые в недалёком будущем должны будут реализовывать национальные проекты и достигать наших стратегических целей, — нынешние студенты техникумов и вузов. Как они оценивают своё профессиональное будущее?
Как молодёжь реагирует на сложившуюся в России деловую и творческую обстановку и готова ли она к решению высоких задач? Об этом говорят студенты Санкт-Петербурга за круглым столом, организованным газетой «СЛОВО», журналом «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ» и Информационным порталом HOHLEV.RU.
 
Участники круглого стола:
 
Никита Асеев — Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, специализация — градостроительство,
5-й курс. Один из основателей архитектурного бюро greensters_group.
Анастасия Морозова — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, специализация — станковая графика, 2-й курс. Художник-график.
Максим Кашин — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, кафедра станковой и книжной графики, 2-й курс, специализация — станковая графика.
Агния Хабарова — Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, специализация — журналистика, 1-й курс. КМС по академической гребле, чемпионка России (до 19 лет), призер Спартакиады.
Анастасия Величко — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, специализация — станковая графика, 2-й курс.
Ведущий: Владимир Хохлев — обозреватель отдела культуры газеты «СЛОВО», главный редактор журнала «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ» и Информационного портала HOHLEV.RU, в прошлом — студент Академии художеств
(Санкт-Петербург), специализация — архитектура.
 
Владимир Хохлев: «Уважаемые участники, благодарю вас за присутствие на круглом столе. Для обсуждения подготовлены вопросы, которые в той или иной степени касаются каждого российского студента, в скором будущем — молодого специалиста. Мы — люди старшего поколения — тёртые калачи, видели всякое… А вот, как вы? С чем вступаете в завтра, каковы ваши ожидания от жизни, оценки сегодняшнего дня? Степень скепсиса или — если хотите — цинизма? Каков ваш жизненный уровень, и верите ли вы в так называемые социальные лифты? Хочу подчеркнуть, что ваши «частные» ответы и мнения будут иметь отношение и к «обобщающим» характеристикам современной России, в которой нам жить.
Мне кажется, что разговор «в узком круге» может быть развернут в самой широкой аудитории — в масштабе всей страны. Организаторы круглого стола будут чрезвычайно признательны всем проницательным читателям за конкретные (без ненормативной лексики, оскорблений и пустой болтовни) отклики и комментарии. И положительные, и отрицательные.
Наша цель, как говорил великий поэт, «дойти до сути». Не кого-то публично обличить или обвинить — это было бы слишком примитивно. Нам нужно увидеть реальность, в которой мы живем, во всех её гранях… Объективно оценить её состояние. И, может быть, найти ходы и решения преодоления существующего негатива… Итак…»
— Ожидания современного российского студента. Каким вы видите своё завтра?
М. Кашин: «Не имею ни малейшего представления. Хочется ожидать светлое будущее, с возможностями, с востребованностью в профессии, с реализацией своих творческих идей. Я студент-художник. Но в России творится что-то странное, как внутри страны, так и в отношениях с другими странами — и это создаёт почву для беспокойства. Создаётся впечатление, что художники здесь особо никому не нужны и не интересны... Образование получаешь хорошее, знаний — массу, а куда это всё деть, особо не понимаешь».
Н. Асеев: «Мои ожидания как российского студента заключаются в том, что реализовывать эти ожидания, возможно, предстоит не в России, с учетом размера нынешней бюрократии».
А. Морозова: «Я хочу видеть будущее с плодородной почвой. Я хочу создавать что-то новое, красивое, аутентичное, непустое. Я хочу создавать так, чтобы это не было затоптано, отвергнуто. Я хочу, чтобы страна, где я живу, могла дать мне место для реализации своего таланта».
А. Величко: «Довольно сложно представить своё завтра, так как в современном мире всё постоянно меняется. Верю в положительный результат».
А. Хабарова: «Я получаю специальность журналист. Но себя журналистом как таковым не вижу: у меня плохая дикция и косноязычие. Обладая большой фантазией, я могу видеть такие моменты в жизни, которые многим недоступны. Это, скорее всего, позволит мне реализоваться в профессии «около журналистики». Учиться не легко, но жутко интересно».
— Ваша оценка состояния сегодняшней российской действительности. Что хорошо и что плохо?
А. Морозова: «Талантливые и интересные люди науки и искусства, культура, города как удивительнейшее достояние, музыка — это хорошо.
Коррупция, беспорядок и застой в политической системе, слабая помощь в продвижении науки, отношение к продовольственному рынку и качеству жизни, цены на авиа- и ж.-д. билеты — это плохо».
Н. Асеев: «Много рассуждений о том, что надо сделать, и мало действий, что-то меняющих в лучшую сторону. Хорошо, что есть молодые предприниматели, приближающие прогресс. Плохо, что их душит система налогообложения».
А. Хабарова: «Больше плохого, чем хорошего: повышение пенсионного возраста, НДС, ЖКХ, бензин, бесконечный рост цен при снижении заработной платы, безработица, обманутые дольщики… Чья это вина? В открытую об этом не говорят. Свобода слова есть, но она фиктивная.
М. Кашин: «Что в России хорошо? Природа (плохо то, что её беспощадно уничтожают). Если говорить не о «гринписовских» темах, то, на мой взгляд (смотрю со своей колокольни), хорошее художественное образование — это плюс. Больше, к сожалению, не могу ничего сказать, это затруднительно. Что плохо? Как по мне — у нас проблемы с менталитетом, у России в целом. Шутя можно назвать россиян «терпилоидами», кричи-не кричи о проблемах, пытайся что-то поменять, тысячи голосов будут убеждать тебя, что «так было сто лет, так всегда жили, нечего рыпаться». На фоне цветущего лжепатриотизма падает общий уровень культурного развития.
Что еще плохо? У нас гадкое, отупляющее телевидение, у нас снимают в основном ужасное кино. В общем, на мой взгляд (человека отнюдь не пессимистичного), плохого в сегодняшней российской действительности больше, чем хорошего».
А. Величко: «Печально, что на работу берут в зависимости от возраста и опыта работы. Не имея опыта работы, тебя не берут на эту самую работу. Вот такой замкнутый круг. Хотя среди молодежи много творческих и способных людей, которые могли бы вывести культуру на новый уровень в разных аспектах жизни. Мне кажется, необходим современный подход».
— Что лучше — помощь родителей или свой бизнес?
А. Хабарова: «Лучше свой бизнес, когда ты ни от кого не зависишь, ни на ком не «висишь».
А. Морозова: «Помощь родителей очень важна на первых этапах становления. Но в дальнейшем считаю правильным не только самому себя обеспечивать, но и помогать родным. В этом вижу свой моральный долг».
М. Кашин: «Помощь родителей, на мой взгляд, до определённого момента необходима (например, во время учебы сложно и практически невозможно сочетать полноценную учебу с бизнесом). Затем, конечно, нужно зарабатывать деньги самостоятельно».
Н. Асеев: «Я бы тоже сказал не о помощи родителей, а о помощи родителям… Помощь родителям и свой бизнес неразрывно связаны, так как полноценно помочь можно только посредством своего дела. Как себе, так и родным».
А. Величко: «Свой бизнес поможет тебе, родителям, экономике».
— Удается ли вам осуществлять свои творческие планы и насколько их реализация повышает ваш социальный статус?
А. Хабарова: Я всеми силами стараюсь повысить свой социальный уровень, не стою на месте, развиваюсь... Я в процессе осуществления своих творческих планов, так как для их реализации надо еще много чему научиться.
А. Величко: «К сожалению, не успеваю заниматься собственными проектами во время учебы. Не хватает времени».
Н. Асеев: «Творческие планы реализуются лишь вне учебы, так как российская система образования нацелена на изучение всего и сразу вместо упора на самые сильные стороны студента. Поэтому много времени и сил уходит на формальное закрытие учебных дисциплин».
А. Морозова: «Живя в большом городе, намного легче воплотить в жизнь свои творческие планы. Это мне и удаётся, насколько мне хватает своего мастерства. Влияет ли это на мой социальный статус? Нет точного ответа. Я нахожусь в начале пути...».
М. Кашин: «Не всегда удаётся из-за нехватки времени. Опять же, я учусь, чтобы повысить творческие навыки, улучшить свое мышление и таким образом реализовать творческие задумки. Несколько проектов уже реализованы, не очень масштабные, но, тем не менее, да, наверное, это повышает социальный статус. По крайней мере, в чём-то остаешься собой довольным и после определенных побед знаешь, куда двигаться дальше».
— Что помогает вашему становлению — уверенность или скепсис?
А. Хабарова: «Скептицизм — это отсутствие любой веры во что-либо. И скорее мне всегда была ближе именно вера в то, что без труда ничего не будет. Каждая неудача — это ступень… Просто не сразу это понимаешь».
А. Морозова: «Я хочу быть уверенной. Искренне это желаю. Но пока есть только осознание, что всё зависит от самого себя».
А. Величко: «Уверенность. Без ощущения безопасности невозможна самоактуализация (пирамида Маслоу)».
Н. Асеев: «Твёрдая уверенность в том, что здравый смысл победит консервативные уклады и ненужные формальности, чему всеми силами буду способствовать».
М. Кашин: «И то и другое. Без уверенности не получится ничего реализовать и доказать. Без скепсиса сложно развиваться (скепсис — к собственным достижениям и поступающей в голову информации)».
— Во что или в кого вы верите?
М. Кашин: «Я не религиозный человек, но давно интересуюсь религией и верой различных народов мира. Я верю в Бога (если использовать это слово), я испытываю трепет, находясь в святых местах и ищу возможности туда попадать — будь то буддийская святыня, христианская или древняя мансийская священная гора в родных краях. Я периодически читаю трактаты или выдержки из святых книг разных народов... Эта тяга к пониманию мира служит своего рода фундаментом, на котором находятся все остальные мои интересы».
А. Хабарова: «Я — нигилистка. Есть близкие, и они помогут, если я буду нуждаться. Больше помощи ждать не от кого. Государству я не нужна».
Н. Асеев: «Верю в себя. Самое верное решение».
А. Морозова: «Я верю в искусство и в то, что оно может изменить мир к лучшему. Верю, что с его помощью можно указать верный путь».
А. Величко: «Верю в Бога».
— Вопрос о вашей профессии. Почему вы выбрали именно её?
А. Хабарова: «Она творческая, ближе всего по духу… Мне всегда казалось, что журналистика — это что-то нереальное, не видела себя в этом профиле».
М. Кашин: «Потому что с детства испытывал большой интерес к рисованию, сам попросил записать меня в художественную школу, где очень любил проводить время. Также мой дедушка был художником, я провёл детство в квартирах, где всегда висели его картины. Мы рисовали вместе, я очень любил его, но он рано умер, возможно, и это является одной из причин».
Н. Асеев: «Архитектор. Потому что рождён для этого».
А. Величко: «Профессия — художник. Люблю создавать новые произведения».
А. Морозова: «Я художник. Жить с искусством — это жить в мире, безграничном и ярком. Это создавать что-то новое, то, что рождается в глубине души. Это иметь возможность сказать на международном языке, что тебя волнует, что тебе интересно и важно. Я хочу быть частью этого мира, мне есть, что сказать».
Владимир Хохлев: «Благодарю за искренние ответы. По своей природе — мы все художники. И всем нам есть, что сказать миру. Спасибо, что вы не ограничились короткими, односложными ответами — привели свои аргументы и доводы, те самые «детали, на которых строится искусство». В нашем случае — искусство разговора неравнодушных людей.
Подождём читательских откликов и, может быть, продолжим наше общение».

Санкт-Петербург, декабрь 2018.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: