slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Российская словесность в изобразительном искусстве

В центре Москвы, в одном из самых популярных в столице выставочных залов города в «Колорите» по Садово­Каретной улице открылась экспозиция, названием которой послужила знаменитая стихотворная строка Михаила Юрьевича Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…». Это третий выставочный проект Творческого союза художников России, венчающий общий замысел «Портрет российской словесности» и приуроченный 200­летнему юбилею со дня рождения Михаила Лермонтова. 

На вернисаже в своем вступительном слове президент Академии российской словесности Юрий Беляев – известный писатель, поэт, художник, также участвующий здесь своими живописными произведениями, сказал: «Русская культура вливается в нашу общую, евразийскую культуру, подобно Волге­матушке реке и представляет одно из самых мощных, самобытных и ярких течений, проявлений культуры нашего материка». 
Имена участников – украшение выставки. Особенно ценно то, что среди представленных работ мы видим графику народного художника России Геннадия Севастьянова, скульптуры Ираиды Маркеловой, народного художника СССР лауреата Ленинской премии Александра Кибальникова. Их нет среди нас, но наследники прекрасных мастеров предоставили возможность любоваться вдохновением этих замечательных представителей изобразительного искусства и ваяния. На стене зала висит станковый лист Севастьянова «Болдинская осень», исполненный им незадолго до кончины. Рядом — бюст Михаила Юрьевича Лермонтова скульптора Маркеловой. А Валентина Александровна Кибальникова, дочь выдающегося нашего ваятеля, «русского Родена», как величали Александра Павловича его коллеги по цеху и которого мы особенно знаем по фигурам Третьякова в Лаврушенском переулке у здания Третьяковской галереи и Маяковского на Триумфальной площади, показала зрителям миниатюрную копию Николая Чернышевского – монумента, установленного в Саратове, на родине революционера­демократа, ученого, писателя, литературного критика. Примечательно, что памятник этот (в натуральную величину!) стоит на лестничном марше Академии художеств, словно подпирая своды интерьера этого солидного заведения российской культуры.
Перечисление работ участников, их фамилии и звания вряд ли подарит читателю то духовное напряжение, каким проникнута выставка. Ее надо видеть непосредственно, тем более что двери картинной галереи будут открыты довольно долго для культурных мероприятий – целый месяц. И все же хотелось бы отметить особенно заметные произведения. Художник Маргарита Сюрина, кстати, автор идеи проекта «Портрет российской словесности» показала значительные по размеру и по неожиданности пластических решений полотна и графические листы целой плеяды представителей отечественной литературы – Блока, Булгакова, Ахматову, Набокова  и многих других. Цикл этот настолько независим и самостоятелен, что напрашивается в отдельную экспозицию. Известный скульптор Александр Рябичев выставил одну из ранних своих работ «Одиночество. Иосиф Бродский». Пластика небольшого размера: поэт стоит на булыжной мостовой пред угасшим столбом уличного фонаря, который словно подчеркивает вечное одиночество мятежного поэта, так и оставшегося одиноким за границами своего вынужденного расставания с родной землей.
Заслуженный художник Российской Федерации, график Валерий Рябовол в акварельном решении пушкинского портрета нашел смелость уйти от канонов привычного образа Александра Сергеевича, показав его углубленным и сосредоточенным на своих тревожных мыслях – таков визуальный шаг более чем достоин уважения.
Художник Маргарита Юркова знакомит нас с поэтом фронтовиком Платоном Афанасьевым, а Елена Борзых выставила выразительное полотно «Старец Николай Гурьянов», тем самым открыла новую тему «Русская словесность и православие», развитую Александрой Загряжской в трех декоративных панно «Райские птицы» — «Птица Сирин», «Птица Гамаюн» и «Птица Алконост», что дало рождение еще одной идее – темы «Славянское древо русского слова».
Закончить этот небольшой отчёт – впечатление от увиденного хотелось бы словами из пресс­релиза, освещавшего работу открытия вернисажа: «В очередной раз подтверждается мысль, что настоящее искусство не боится разнообразия стилистик, не признавая лишь формализм и дилетантство» .
 
Леонид КОЗЛОВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: