slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Регион особого внимания

По недавним оценкам Торгово-промышленной палаты (ТПП) и Минэкономразвития, в Крыму «правит бал» офшорный бизнес: свыше 70% промышленных, энергетических и транспортных мощностей в регионе принадлежат офшорным компаниями или управляются ими. Такова «схема», созданная российским бизнесом для Крыма. Однако совокупный объем этих мощностей сократился с 2015 г. примерно на треть. Опасаясь западных санкций, российский бизнес свои вложения в экономику Крыма даже через офшоры вынужден пока относить к «рискованным активам».
Получается, что Крым до сих пор стоит особняком в общероссийском экономическом пространстве. А что государство? Получается, оно вольно или невольно тому способствует?
По мнению британского экономиста Чарльза Эйтона, «крупные и большинство средних российских компаний очень зависят от западных рынков капитала, инвестиций и технологий. Поэтому им невыгодно работать в Крыму ввиду неизбежного подпадания под санкции. Но те же компании — основные наполнители российского бюджета, и государство не рискует принуждать их вкладываться в Крым». Одновременно оно «вынуждено расширять льготы для офшоров в Крыму, что влечёт за собой иной таможенно-экономический режим здесь, в сравнении с остальной территорией России».
С такими выводами приходится соглашаться. Достаточно сказать, что поныне в Крыму де-факто или де-юре отсутствуют, например, ВТБ, ВЭБ, «Лукойл», «Сбербанк», Ассоциация российских банков, ОАО «РЖД», «Газпром», «ЕвразГруп», «Еврохим», «Агроком», «Транснефть», почти все основные структуры «Роснефти», «Северстали»… Впрочем, как и сотовые операторы РФ. Причем последние только по международным тарифам взимают плату за звонки в Крым и из Крыма.
Поэтому «хромает» финансовое и технологическое обеспечение Крыма. По данным крымских источников, недофинансирование добывающих отраслей региона достигает почти 60%; перерабатывающих, включая АПК, — свыше трети; системы ЖКХ и соцкультбыта — не менее 30%; энергетики и портовой инфраструктуры — по 30%. А в оборонно-промышленном секторе планка недофинансирования — около 40%. По очевидным причинам, государству пока не под силу устранить эти диспропорции, поэтому программы социально-экономического развития региона реально выполняются лишь на две трети.
Зато офшорному бизнесу в регионе представляются разнообразные льготы — вплоть до свободного вывоза прибылей, расчётов с местными партнерами иностранной валютой и использования её непосредственно в Крыму. До 80% офшорных капиталовложений приходится на недвижимость, проекты фешенебельных курортов, торговую сеть. И ещё — на создание инфраструктуры обширной игорной зоны «Золотой берег» в Ялте. Распоряжение об этом 28 октября подписал премьер-министр Д. Медведев. Похоже, что именно этот проект становится для Крыма приоритетным.
Глава регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Баталин так характеризует нынешнюю экономическую ситуацию в регионе: «Если у малого бизнеса есть поддержка от федеральных и республиканских фондов в части модернизации, то многие крупные предприятия, кроме небольшой поддержки из бюджета Крыма, ничего не получают. Ибо крупный бизнес не рискует подпасть под западные санкции». А для обхода санкций используются «финансовые посредники, что повышает стоимость всех проектов и контрактов». «Поэтому, — констатирует Баталин, — крупные предприятия теряют конкурентоспособность, снижается их прибыльность».
Схожее мнение у Людмилы Вишни, главы Севастопольской торгово-промышленной палаты: «От контактов с крымскими производителями зачастую отказываются и российские компании. Во избежание «крымских» санкций. Уникальный факт в этой связи: в апреле 2019 г. один из российских производителей бутылок отказался, опасаясь санкций, поставлять стеклотару производителям вина в Севастополе».
А вот и свежий пример: железнодорожное сообщение в Крыму, в том числе по железнодорожному мосту, введённому в действие в середине ноября, будет осуществлять отнюдь не «РЖД». А компания Southern Suburban Passenger Company, зарегистрированная на британских Виргинских островах (в Карибском бассейне) — известном офшорном «эпицентре». А учредила её Grand Service Express, зарегистрированная в Республике Кипр. Иными словами, крупный бизнес изобретает для Крыма всё новые офшорные «хитросплетения», дабы не нарываться на западные ограничения и не терять позиции в конкурентной борьбе. Однако эти же ухищрения создают Крыму непростые экономические условия, хотя и свидетельствуют об особом к нему внимании крупного бизнеса и руководства страны.

Алексей ЧИЧКИН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: