slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Рабочий визит Обамы

  Кому визит Обамы в Россию был нужен больше – Вашинг-тону или Москве? Если верно последнее, тогда кому в Москве – Дмитрию Медведеву? Той части проамерикански настроенной российской элиты, которая спит и видит, когда Россия отойдёт от шока мюнхенской речи Путина и вновь станет в фарватер американской внешней политики? Сменится ли при Обаме существо американской политики либо дело сведётся к изменениям риторики, словесного флёра? Так ставят вопросы по ту и по эту стороны океана.
  Если визит Обамы и дал на них ответы, то разве  что весьма обтекаемые.

 

За московские встречи и беседы дома от своих, так сказать, избирателей досталось и американскому, и российскому президентам.
  В Соединённых Штатах диапазон оценок важнейшего зарубежного визита Обамы варьировался от сдержанных до критических.
  Конечно же, выволочку Обаме сделали правые, которые открыто подозревают в нём тайного левака и социалиста. Первому чёрному президенту страны пришлось специально, для отчёта по московским переговорам, встречаться с израильским лобби и заверить еврейских руководителей в том, что он, Обама, не «сдал» Израиль в Москве, недостаточно надавив на русских по проблеме Ирана, и, напротив, что только при нём возможно решение ближневосточной проблемы в интересах безопасности Израиля.
  Что-то очень похожее происходило и у нас: Медведеву попеняли за неуместный торг по сокращению стратегических вооружений, ибо Вашингтон ничего не дал России в обмен на наше согласие сократить средства доставки и ядерные боезаряды. (См. «Эксперты о визите»).
  Ядерный арсенал – единственное средство сдерживания, которое пока ещё остаётся у России, ибо паритета со США в обычных вооружениях давно нет. Увязки сокращений стратегических средств доставки и ядерных боеголовок с планами размещения ПРО в Чехии и Польше от американцев добиться не удалось. Наше согласие разрешить (бесплатно!) пролёты американских транспортных самолётов в Афганистан через территорию России может увеличить разведывательные возможности США, говорят некоторые эксперты. А некоторые из особо бдительных добавляли: американцы могут додуматься вооружить самолёты-транспортники ядерным оружием, с них, мол, станется, и тогда в один совсем не прекрасный день, прости-прощай, матушка Россия. То, что пролёты разрешили бесплатно, волнует одних; но если бы Россия взяла за это с Вашингтона деньги, другие, похоже, возопили бы ещё больше.
  Никаких обещаний по поводу приостановки продвижения НАТО на Восток Москва не услышала; а вот Украина, упомянутая в ходе московских переговоров всего один раз, услышала как раз то, что хотела услышать, – членство в Североатлантическом альянсе ей не заказано. Обама ясно дал понять Москве, что Вашингтон не рассматривает страны бывшего СССР как сферу влияния интересов России.
  После обамовского визита спешно пришлось делать жесты, призванные успокоить домашних критиков в России. Медведев направился в Южную Осетию прямо по следам только что состоявшихся на Кавказе военных учений. В Цхинвали президент поведал общественности об успешном пуске ракет «Синева», что явно читалось как ответ на обвинения в утрате властью реальных представлений об обороноспособности страны.
  Итак, российская общественность услышала, с одной стороны, победные официозные реляции по поводу успешной «перезагрузки» российско-американских отношений в ходе московской встречи, а с другой, уничтожающую критику тех, кто считает, что Кремль окончательно скатился на путь распродажи национальных интересов страны.
  Думается, что истина, как часто бывает, находится посередине.
 

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ОБАМЫ

  Ясно, что сценарий визита Обамы в Москву был тщательно прописан гостями заранее и преследовал несколько целей. Американцы настояли на том, чтобы визит именовался строго рабочим, а не официальным. Никакой помпы, настрой на полный серьёз и на сугубо деловые разговоры – дескать, мы хотим сдвинуть отношения с Россией с мёртвой точки, но совсем не так далеко, чтобы строить иллюзии о начале новой «эры добрых чувств».
  Понятно, что Вашингтон очень хотел представить нового президента США российскому руководству и общественному мнению в наиболее выгодном свете. Обама должен был вежливо выслушать хозяев (поскольку русские-де очень гордый народ), соглашаться там, где можно было соглашаться, а если и высказывать несогласие, то в самой корректной форме. Показать, что США очень даже проводят разницу между Путиным и Медведевым, рассчитывают на свободное от шор мнение раскованного нового поколения, завтрашних хозяев России. Отсюда выступление в ВЭШ (кстати, это заведение почему-то держит для себя два названия: для внутреннего потребления по-русски — «Российская экономическая школа», для внешнего по-английски – «Новая экономическая школа»).
  Вашингтон очень хотел проверить устойчивость тандема Путин — Медведев, попытаться выяснить, подлинными или мнимыми являются разногласия между ними, а при случае и сыграть на них. Либеральные позывы нового российского президента следовало, по мнению Вашингтона, поддержать. Если Медведев дал интервью «Новой газете», то и Обама сделал то же самое. Хотя его интервью – письменные ответы на письменные вопросы – получилось пресным и бессодержательным.
  Если Медведев делает жесты в сторону правой оппозиции – назначает Белых губернатором, – то и Обама решил повстречаться с Каспаровым, Гозманом и Немцовым. Встреча эта свелась к выслушиванию претензий правых по поводу демократии и политзаключённых в России, а также их протесту против назначения В. Суркова на должность главы совместной российско-американской комиссии от России.
  Намеренный укол Обамы в отношении В. Путина накануне визита — дескать, российский премьер стоит одной ногой в «холодной войне», и только другой в современности – пришлось заглаживать тем, что Обама просидел на чаепитии у премьера не час, как было запланировано, а два, и рассыпался в комплиментах хозяину. Обама внимательно слушал монолог Путина, «пустив часы» вопросом: «Как мы забрались сюда?» (имея в виду российско-американские отношения). Несложно догадаться, что рассказывал ему российский премьер-министр. Путин говорит об этом уже давно, со времени своей мюнхенской речи 2007 года. «Восемь лет спустя после того, как президент Джордж Буш разглядел и прочувствовал душу российского коллеги Владимира Путина, — пишет газета «Вашингтон таймс», — его преемник за завтраком выстроил собственные взгляды и определил российского премьера как жёсткого, умного, очень прагматичного и несентиментального защитника своей страны».
  Мужик у самовара в красной рубахе, кажется, был вытащен прямо из реквизита первых фильмов про Джеймса Бонда. Здесь Путин невольно подыграл худшим стереотипам голливудской антироссийской пропаганды.
  Понятно, что персоны, с которыми встретился Обама, тоже представляли собой некий «мессидж» — послание, сигнал Москве и миру. Американский президент выслушал «оппозицию», или то, что проходит сегодня у нас под этим названием. Достали из политической кладовки неунывающего Горбачёва, отряхнули веничком, сняли паутину, почистили, загримировали и — представили публике. Этим, кстати, занимался на Первом канале ещё накануне визита лично американский гражданин Познер. Горбачёв должен был напомнить всем, каких лидеров ценит Вашингтон, — покладистых, бесстрашно сдающих людей, страны и континенты. Немцова и либерал-правозащитников на встрече с Обамой разбавили для политкорректности хорошо упитанным Г. Зюгановым.
  Если Познер в сюжете с Горбачёвым действовал как профессионал, хорошо знающий свою задачу, то телевизионное интервью Обамы М.Гусману стало удивительной пустышкой. Мишель Обама, польстил Гусман новому президенту США, затмит своего супруга в популярности у россиян, поскольку она теперь в Белом доме занимается огородом, а для русских огород означает вторую жизнь. Некоторые в России заходили в своих розовых ожиданиях накануне визита невообразимо далеко: В. Третьякову в «Известиях» привиделось, что Обама может предложить России «вступить в НАТО». Уф!..
  Американские СМИ внимательно выуживали все намёки, которые хоть как-то могли бы прояснить реакцию российской публики на визит своего президента. Из мозаичных кусков пытались составить цельную картину. Отсутствие Михаила Леонтьева на Первом канале до приезда Обамы и во время визита было расценено как нежелание Кремля выпускать «ястребов» на российский телеэкран на фоне судьбоносных переговоров.
  Отсутствие Хиллари Клинтон в американской делегации, объявленное накануне поездки Обамы в Москву, тоже было частью сценария. Нельзя же всерьёз считать, что падение мадам госсекретаря в гараже госдепа в последующим помещением её лодыжки в гипс и впрямь могло лишить её возможности делать большую политику в Москве. Хиллари не взяли в поездку, чтобы в свете юпитеров светился один Обама. А заодно чтобы не напоминать российским собеседникам, чей муж начал бомбардировки Югославии 10 лет назад.
 

УСТАЛЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

  Устроители очень рассчитывали на то, что московская публика поддастся на чары Обамы, его моложавый вид, его риторическое мастерство, замешанное на густом, бархатном баритоне. От москвичей гости ожидали никак не меньше, чем очередного приступа обамомании, какая вначале завладела американским избирателем, а потом и жителями тех столиц в Европе и Африке, где появлялся новый хозяин Белого дома.
  Увы, американская большая печать с разочарованием отметила, что шарм Обамы в Москве не сработал. Его не осаждали толпы восторженных поклонников, к нему не бросались с цветами и объятиями, его речь в Высшей школе экономики не транслировали российские каналы, что, как со знающим видом добавляли американские журналисты, понятно: телевидение в России находится под строгим контролем властей. Если с последним можно согласиться, то уж всё остальное следует отнести целиком на счёт видавших виды москвичей. «Даже студенты и выпускники ориентированной на Запад экономической школы, где выступал Обама, отнеслись к его речи уважительно, но безо всякого энтузиазма, — отмечала «Нью-Йорк таймс». «Мы в самом деле не понимаем, почему Обама считается такой звездой, — пояснил корреспонденту газеты 25-летний Кирилл Загороднов, выпускник школы, присутствовавший на выступлении американского президента. – «Как он себя ведёт, как себя позиционирует — всё это типичная харизма, которую в России часто пародируют. Русские не очень-то к этому привыкли. Похоже, что он просто пытается манипулировать аудиторией».
  Обама в Москве выглядел откровенно усталым, его ораторское мастерство — натянутым. Обама был настолько утомлён, что стал путаться в словах — не мог сразу правильно произнести фамилию Д. Медведева, назвал Путина президентом, а под конец не мог сразу вспомнить, сколько лет его младшей дочери.
  Его обычно говорливая супруга Мишель, чей острый язычок не раз служил причиной скандальных репортажей СМИ в ходе президентской кампании Барака Обамы, на сей раз словно онемела. Результатом неоднократных взбучек от супруга и от президентского аппарата стало то, что в Москве сверхсовременная и сверхэмансипированная леди словно воды в рот набрала.
  Посетив детскую обитель, где чудесные дети подготовили ей прекрасную программу, она разговаривала только на языке жестов, полуулыбок и объятий. Единственные слова, которые донесли хроникёры, — о том, что у неё двое дочерей, одна Малиа, другая Наташа, уменьшительное имя которой почему-то Саша. Почему она не взяла детей с собой в детское учреждение – загадка американского сценария. Видимо, не хотели сбивать строгую установку рабочего визита телекартинкой братающихся русских детей и дочерей Обамы.
  Последний вечер Обама из-за переутомления вовсе отказался от общения с хозяевами – провёл вечер на верхней палубе фешенебельного «Ритц-Карлтона» в окружении своей семьи и помощников, чем вызвал лёгкое недоумение принимавшей стороны.
 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

  Сильно ли отличался Обама от Буша? Похоже, оба наших руководителя, общавшиеся с обоими президентами, уяснили: риторика Обамы иная, политика та же, что и у Буша и всех его предшественников. Не зря вся клинтоновская братия стройными рядами выстроилась вокруг Обамы.
  Ничем существенным Обама не обозначил свой поворот к новому взгляду на внешнюю политику своей страны.
  Выйти за её рамки Обаме в США никто не позволит, не нужно строить иллюзий. Судя по всему, ни Путин, ни Медведев таких иллюзий и не питают. Размещение ПРО и расширение НАТО рассматриваются ими как действия, направленные против России. Не убедил американский президент Москву и в том, что США заинтересованы в «сильной и процветающей» России.
  В заключение мне остаётся лишь повторить свои слова 20-летней давности: тогда отчаянные горбачёвские попытки перевести США на рельсы новой политики и пресловутого «нового мышления» сильно смахивали на усилия по выведению новой – вегетарианской — породы тигра. Затея заведомо провальная тогда, иллюзорная и сегодня.
  Залогом успешных отношений России с остальным миром, в том числе и с США, остаётся, как и тогда, неизменное одно: сильная страна в военном, экономическом и политическом отношении. Но сделать это Россия может только сама при помощи мобилизации нации, способной сплотиться вокруг национально мыслящей элиты. Не той, что «банкует» у нас сегодня. В этом, на наш взгляд, главный урок для двух руководителей России из переговоров в Москве.

 Виктор ЛИННИК

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: