slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

"Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит".

 Выпущенная в начале прошлого века книга «Меткое московское слово» не потеряла своей актуальности и по сей день, а некоторые собранные её автором Ивановым пассажи превратились в строгие формулы, ярко и наглядно отражающие беспредел, творящийся в самых различных отраслях  человеческой деятельности  в наше время. Знакомясь с тремя выпусками каталогов подделок произведений живописи (Россвязьохранкультура), я всё время вспоминал меткие ивановские слова: «Антикварное дело жульнее пушного и ювелирного», — сказанные во времена по сравнению с нынешними тихие и даже рутинные. Нынче антикварное жульничество достигло согласно теории моего учителя и старшего друга Л.Н.Гумилева высшего пика преступной пассионарности.

Если у Международной кон-федерации антикваров и арт-дилеров выход в свет трёх черно-красных томов «Подделки» вызывает тревогу по поводу ущерба, который они могут нанести начинающему формироваться российскому рынку, то меня, полвека проработавшего с музейными и частными коллекциями сначала СССР, а потом России, берет оторопь при виде варварского беспредела, распростершего свои зловещие щупальца над колыбелью  родного художественного рынка. Противники огласки преступлений фальсификаторов ссылаются на опыт просвещённых западных антикваров, избегающих публикаций подобных изданий. Прежде всего такое утверждение, мягко говоря, не соответствует истине, и мне доводилось знакомиться  с солидными томами, рассказывающими о наиболее громких фальсификациях шедевров мирового искусства и курьезных жульничествах, постоянно сопровождающих торги на самых реномированных аукционах. А самое главное — наше слепое следование западным методам во всех почти сферах жизни носит такое гипертрофированное обезьянничество, что иногда стыдно становится за апологетов всего заморского, забывающих о многовековом историко-культурном опыте России. И если мы в былые времена в области духовно-просветительской задавали тон в мире (возьмите, к примеру, литературу, музыку, оперу, балет и даже кино), то сейчас доводим до абсурда всё самое худшее, подсмотренное в чужеземстве.

Разве мог виртуозный фальсификатор творчества великого Вермеера  Ван Меггерен додуматься из картин различных западных художников с помощью приёмов, напоминающих действия медвежатников, варганить фальшивки, снабжённые липовыми подписями Левитана, Саврасова, Кустодиева, Шишкина, Айвазовского, Маковского, Лагорио, Мещерского и десятков других  русских мастеров. По той только причине, что картины русских ценятся на порядки условных единиц дороже, чем используемые за основы работы их  западных современников.

Виной такой разнузданной вакханалии, безусловно, является мировой, а не только отечественный антикварный рынок. Ценообразование нынче абсолютно не зависит от художественной значимости  выставляемых на торги предметов. Оно точь-в-точь повторяет российскую рыночную экономику, живущую не по законам, а по понятиям. Радует меня факт, что наконец находившееся на задворках  мировых аукционов русское искусство XVIII—XIX веков стало в один ряд с «VIP- персонами» от искусства, заранее обречёнными на экономический успех. Радует и одновременно смешит, ибо не могут любимые мои Серебрякова, Кустодиев или Григорьев стоить в десятки, а иногда и в сотни раз дороже итальянских икон XV—XVI веков. Так же, как смешат запредельные суммы, щедро отслюниваемые нашими денежными мешками за картины Пикассо, Матисса или за китчевые яичные игрушки Фаберже. Сколько было сказано и написано о собирательстве шедевров русского искусства на Западе г-ном Ростроповичем и г-жой Вишневской для последующего благотворительного возврата их в русские музеи. Мне довелось пару раз убеждать в Лондоне г-жу Вишневскую купить «Русскую мадонну на фоне собора Парижской Богоматери» Кузьмы Петрова-Водкина (35 тысяч фунтов) и «Рассею» Бориса Григорьева (60 тысяч фунтов). Первая попытка оказалась безуспешной, и дивный Петров-Водкин ушел в неизвестные руки; «Рассею» ждала лучшая участь. Певица её приобрела, и теперь в числе других, объявленных ранее потенциальными экспонатами родных государственных  музеев, лучшая работа Григорьева продана хозяйкой за несколько миллионов у.е. в Константиновский дворец, находящийся в ведении Президентской администрации.

Такое рыночное столпотворение потребовало огромного количества спешных экспертиз. Ведь без бумажки произведение искусства – «букашка», а с бумажкой — «шедевр». Настоящая экспертиза – процедура длительная, ответственная и не всегда приводящая к бесспорному результату. Опытных экспертов у нас не так уж и много, порядочных до недавнего времени было больше. А когда в ход пошли баснословные «барашки в бумажке», порядочных потеснили хваткие, желающие жить не хуже заказчиков экспертизы. Остались немногие опытные и порядочные, которые и за весь стабилизационный фонд страны фальшивку подлинником не назовут. Но если целых три тома «Россвязьохранкультуры» публикуют сотни сертифицированных подделок, пора бить тревогу. Вот уже и г-н Авен в газете «Коммерсантъ» называет конкретные фамилии экспертов, за деньги выдающих фальшивые бумажки-сертификаты. Одна из названных банкиром персон – г-жа Джафарова, прошла школу бывшего руководителя художественного комбината им. Е. Вучетича, а потом заместителя г-на Швыдкого на посту министра культуры некоего г-на Хорошилова и входит в актив российских подельников «Фонда Гуггенхайма», помогающих его руководителям господам Нику Ильину и Томасу Кренцу «регулировать» художественную жизнь России. Так что меня возмущение г-на Авена не удивило. 

Уважаемый мною чиновник «Россвязьохранкультуры», один из руководителей проекта «Подделки произведений живописи» — очень своевременного и нужного издания – В.В.Петраков в предисловии пишет: «Господа  коллекционеры и инвесторы в искусство! Берите пример с П.М.Третьякова, К.Т. Солдатенкова, С.И. Мамонтова и других русских меценатов-коллекционеров. Они покупали и собирали современных им авторов. Этим они поддерживали художников, творивших практически у них на глазах. Никаких сомнений в подлинности. Великолепный вкус и добрая память в истории искусства!»

Дорогой Виктор Васильевич, ну где нам взять такую песню? Уж не Абрамович же с Ваксельбергом и прочими «олигархами» заменят сегодня Павла Михайловича, ценившего каждый трудом заработанный рубль, чтобы заплатить Сурикову или Нестерову. Про музыкантов-меценатов я выше всё сказал, другие купцы — того же поля ягода.

А каких современных  художников станут покупать владельцы незаконно приобретенных замков, яхт, самолетов и футбольных клубов? Может, Лену Романову, Виктора Иванова, Олега Филатчева, Игоря Обросова или Тамару Юфу? Вот на певца коммунальных нужников Кабакова или Гришу Брускина да на Стенберга с Янкилевским они, пожалуй, раскошелятся. Этих экспертировать не надо. Отвалил Потанин миллион зеленых за малевичский квадрат, да и подарил Пиотровскому, чтобы украсил тот им императорские покои Эрмитажа. Молчит Швыдкой, молчит «Россвязьохранкультура»; Пиотровский — одному брат по крови, другим — орешек не по зубам. Жалуется, что денег на охранные системы не хватает, а взять у Потанина деньги вместо Малевича искусствоведческое образование, видимо, не позволяет.

Каталоги подделок выходят один за другим. Экспертов всё чаще уличают в сознательных или случайных ошибках при оформлении сертификатов. Швыдкой тут же запрещает их деятельность в рамках научно-экспертных отделов государственных музеев и реставрационных центров. Бразды правления берёт в свои руки бывший комсомольский чиновник г-н Вилков, к искусству имеющий случайное отношение. И вот он уже экзаменует вновь испеченных экспертов, выдавая им дипломы, позволяющие вершить любые эксперименты с произведениями искусства. Это не идёт ни в какие ворота! У нас, слава Богу, есть ещё музейные и реставрационные специалисты, способные приостановить беспредел и на антикварном рынке, и в области научной экспертизы.

Нужно принимать срочные меры в государственном масштабе, иначе доиграемся не до покупки картин у избранных современных художников, а до распродажи музейных фондов страны.

Савва Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: