slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Пётр Вельяминов: жизнь и судьба

Родился будущий знаменитый актёр 7 декабря 1926 года в Москве, в семье потомственного военного из древнего боярского рода,  ведущего свою историю с XI века. По мужской линии в роду Вельяминовых все, включая отца актёра, были военными, участниками всех крупных сражений в российской истории.

 

ПОТОМОК
ЗНАМЕНИТОГО РОДА

 
  Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 году во главе трехтысячной дружины пришёл служить Ярославу Мудрому. Вельяминовыми были командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован в порт Вельяминовский) и иркутский генерал-губернатор времён восстания декабристов. Их имена увековечены в Георгиевском зале Московского Кремля, а портреты занимают достойное место в Эрмитаже в Галерее героев Отечественной войны 1812 года.
  Ещё один представитель прославленного рода, Николай Александрович Вельяминов, – известный военный хирург, в 1909–1913 годах возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую войну был назначен начальником санитарной службы русской армии. Дед, Петр Ерофеевич Вельяминов (1866–1914), имел звание генерал-майора русской армии. Отец Петра Вельяминова до революции окончил Петербургский кадетский корпус, потом Павловское юнкерское военное училище в Санкт-Петербурге, служил в лейб-гвардии Кексгольмском полку.
  Когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на строительство Беломорканала. Мальчик не мог понять произошедшего и не верил, что его отец преступник. Если кто-нибудь из товарищей по дворовым играм называл его «белым», Петя лез в драку.
  Освободили отца в 1936 году. За несколько лет общения с ним (вновь Сергея Петровича арестуют в 1944-м) Петр научился отстаивать своё мнение. На таких молодых людей у органов было чутьё, и дальнейшие события оказались столь же предсказуемы, сколь и неотвратимы.
 

ГУЛАГ
И НАЧАЛО ПРОФЕССИИ

 
  31 марта 1943 года Петра Вельяминова – 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, – арестовали. Процедура ареста прошла в «лучших традициях» НКВД: в одном трамвае с ним ехал невзрачный человек в форме железнодорожника, который вежливо предложил юноше выйти и пересесть в машину. Память об этом моменте запечатлела часы на Манежной площади, показывавшие ровно без двадцати двенадцать...
  Петра привезли на Лубянку. Здесь его остригли, переодели. На первом допросе следователь обрушился на молодого человека с шокирующими, нелепыми обвинениями, сопровождавшимися криком и рукоприкладством. Петр понял, что вернуться домой ему доведётся нескоро, и ночью в тюремной камере не смог сдержать слез.
  По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» Петр Вельяминов был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осуждённых его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, поставлявший рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под бараки.
  Репрессии в отношении родителей Вельяминова в Москве продолжались. В канун Нового 1944 года с фронта приехал отец и застал перевёрнутую после обыска квартиру. Мать арестовали днём раньше. Самого Сергея Петровича арест ждал на четвёртый день пребывания в Москве. Ему предстояло провести в лагерях ещё 10 лет.
  Петра, ничего не знавшего о судьбе родителей, переслали на Урал, на строительство гидролизного завода. Его определили в бригаду малолеток-уголовников, занимавшуюся изготовлением ящиков для снарядов. Среди других ремесел, которые он волей-неволей освоит за годы исправработ, – кочегар, сантехник, плотник.
  В лагерных условиях у Вельяминова, на протяжении всего 1944 года не получавшего никакой поддержки из дома, быстро развилась дистрофия, он страдал пеллагрой. Дело дошло до помещения в центральный лазарет, где ему стали вводить внутривенно физраствор. Петру казалось, что он обречён.
  Сегодня, оглядываясь назад, Петр Сергеевич считает, что выжил он благодаря характеру и какому-то внутреннему протесту. К тому же в самые тяжёлые дни рядом с ним находились добрые люди, которые помогали ему остаться в живых. Случай то был или вмешательство судьбы, но его узнала и помогла буквально встать на ноги начальница лазарета, с дочерью которой он учился в московской школе.
  Вот как он сам вспоминал об этом:  «Я — счастливый человек, потому что тяжёлая ситуация не сломила меня. До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал. Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел — весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил. Я работал на лесосплаве, бригадиром плотников, нормировщиком. Нормировщик Кармазин, который «держал» в лагере весь механический завод, говорил мне: «Ну, чего ты пойдёшь в этот джаз? Песенки петь «До свиданья, мама, не горюй»? Занимайся этой профессией, и ты будешь сыт и пьян». Но я ушёл в оркестр, который сопровождал заключённых на работу, играл на барабане. Музыкальное образование имелось — четыре года музыкальной школы по классу скрипки».
  На самодеятельном концерте, приуроченном к одному из государственных праздников, Петр прочитал отрывок из «Евгения Онегина», который помнил ещё со школы. Выступление понравилось, и вскоре к Петру подошёл Виктор Пржездецкий – руководитель джазового ансамбля и одновременно небольшого театрального коллектива, состоявшего из бывших заключённых. Он попросил Вельяминова что-нибудь прочесть (Петр выбрал «Стихи о советском паспорте») и с ходу предложил одну из главных ролей в инсценировке своего эссе.
  С этой постановкой, имевшей большой успех, Петр «гастролировал» в 12 лагпунктах. Так в культурно-воспитательной части ГУЛАГа началась его театральная карьера. Следующей удачей стала роль в спектакле по пьесе Симонова «Русский вопрос», где Вельяминов сыграл сенатора Макферсона. Сценическое мастерство начинающего актёра оценили не только зрители, но и руководство колонии, от щедрот «скинувшее» ему и художественному руководителю по 193 рабочих дня. Другим участникам труппы – в 2 раза меньше. Петр чувствовал настоящий успех, даже несмотря на то, что прямо на премьере у него лопнули по швам штаны...
  Неожиданным ударом стало пришедшее от бабушки письмо, в котором она рассказывала обо всем, что произошло дома за это время. Узнав, что арестовали маму, Петр испытал настоящий шок – он вскрыл себе вены. Жить не хотелось. Квалифицировав действия молодого заключённого как саботаж, ему собирались дать второй срок, однако врач-эстонец из сострадания написал в заключении, что порезы Петр нанес себе случайно.
 
  Вскоре Петра Вельяминова перебросили на строительство Куйбышевской ГЭС. Из джаза его уволили как отбывающего наказание по политической статье. Но жизнь продолжалась, и в апреле 1952 года – ровно 9 лет и 9 дней спустя – он был выпущен на свободу. Произошло это, как вспоминает актёр, весьма тривиально: он просто подал на вахте документы и через минуту оказался по другую сторону колючей проволоки.
  Незадолго до освобождения товарищ по зоне дал Петру адрес своего брата, к которому и направился бывший политзаключённый. Тот оказался радушным хозяином – застолье по случаю освобождения продолжалось 2 дня. Затем Вельяминов поехал на родину, в Москву, хотя по действовавшему тогда паспортному режиму это ему запрещалось.
  Нахождение в столице грозило новым арестом, и через 3 дня Петру Вельяминову пришлось уехать в Абакан, где он занялся полюбившимся делом – устроился в Абаканский русский театр драмы имени М.Ю.  Лермонтова. В свой первый сезон он с успехом сыграл роли комиссара Романа Кошкина в «Любови Яровой» К. Тренёва и Петра Бессеменова в «Мещанах» М. Горького.
  Позже последовало приглашение в Тюменский областной драматический театр (1955), работа в театрах Дзержинска, Чебоксар, Перми, Свердловска, Иванова, а с 1970-х годов – Москвы и Ленинграда («Современник», 1972; Театр-студия киноактера, 1974); всего в его актёрской судьбе будет 12 театров в 12 городах.
  В 1956 году реабилитировали отца по первому делу. Навестить своего «невыездного» сына из Москвы приехал беззубый старик, в котором ничего не осталось от былой офицерской выправки. (Впоследствии С.П. Вельяминова реабилитируют и по второму делу, его восстановят в звании подполковника. Жена Татьяна Ермиловна выхлопочет для мужа военную пенсию, и вместе они проживут ещё 19 лет.)
 

ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ
В ПОЛДЕНЬ

  Без преувеличения триумфом стало для актёра его появление на телеэкране в роли Захара Большакова в фильме «Тени исчезают в полдень». История этого успеха началась в декабре 1969 года со встречи Вельяминова – тогда уже ведущего актёра Свердловского театра – с режиссёрами В. Краснопольским и В. Усковым в антракте одного из спектаклей. Петр Сергеевич принял предложение сняться в новом фильме и в конце апреля приехал в Москву на кинопробы (к тому времени судимость с него уже была снята).
  Кинопробы как таковые не проводились, просто был снят крупный план актёра. Договорились, что в мае Вельяминова вызовут на съёмки телеграммой. Но её долго не было, и он решил уже было поставить крест на планах сняться в картине. В этот момент и доставили телеграмму, где говорилось о его утверждении на роль Захара Большакова. Съёмки начались 1 июля. Органичность Вельяминова в образе председателя колхоза была очевидна уже в ходе работы над фильмом. Актёр с улыбкой вспоминает такой эпизод: на съёмках одной из последующих картин к нему подошла женщина и совершенно серьёзно спросила, давно ли он ушёл из колхоза...
  С выходом фильма на экраны на актёра обрушился шквал писем. Приходили конверты с адресом «Москва. Кремль. Председателю колхоза Захару Большакову», а то и вовсе – «Захару Большакову», и почтовым служащим не составляло особого труда доставить такие послания адресату. Страна была уверена в том, что Вельяминов — настоящий сибиряк: мудрый, надёжный, справедливый...
  В продолжение блистательного дебюта на экране (а это 40 с лишним лет!) Пётр Вельяминов создал целую галерею ярких, как правило, добрых, сильных духом, бескорыстных героев, снявшись в  более чем  120 фильмах. Многие из них по праву входят в золотой фонд отечественного кинематографа: «Командир «Счастливой Щуки» (1972), «Вечный зов» (1973–1983), «Сладкая женщина» (1976), «Пираты ХХ века» (1979), «Сувенир для прокурора» (1989) и др. Неважно, эпизодическая ли роль доставалась актёру или он проживал на экране долгую человеческую жизнь, – играл Вельяминов исключительно глубоко, без фальши.
  Мог он, кстати, сыграть и Женю Лукашина в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!». Рязанов и Брагинский высоко оценили работу Вельяминова в роли Новосельцева в спектакле «Сослуживцы» и пригласили его на кинопробы. Однако всё серьёзно взвесив, Эльдар Рязанов отказался от этой идеи. В своём письме актёру он объяснял, что для исполнения роли Лукашина нужна инфантильность – малознакомое Петру Вельяминову качество.
  На протяжении многих лет Петр Сергеевич играл в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н.П. Акимова, где был занят в спектакле «Мужчины в её жизни», работал в известном театре антрепризы «Приют комедианта». С удовлетворением признавался, что актёрская судьба никогда не обделяла его интересными ролями. Мечтал попробовать себя в пьесах Шекспира, Чехова, Островского. Находил время и для преподавательской деятельности в качестве заведующего кафедрой театрального факультета в Балтийском институте экологии, политики и права.
  В 1990–2000-х годах П.С. Вельяминов  продолжал радовать поклонников своего таланта работой в известных телесериалах «Зимняя вишня» (1995), «Бандитский Петербург» (2000), «Время любить» (2002), «Агент национальной безопасности», съёмками в фильмах «Воровка» (1995), «Ермак» (1996), «Между светом и тенью луны» (совместная работа российских и мексиканских кинематографистов, 2001), «Казароза» (2006) и др.
  Петр Сергеевич Вельяминов – народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии СССР, народный артист Чувашской Республики. Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).
  У Петра Вельяминова осталось трое детей от двух браков, все они пошли по отцовским стопам и выбрали актёрскую профессию.
  Скончался 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: