slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Путешествие в компании с Шерлоком Холмсом

  О знаменитом английском сыщике после смерти Артура Конан Дойла создано немало римейков. Иногда встречается что-то достойное внимания, например, роман Калеба Кара «Итальянский секретарь», но чаще всего это заурядные поделки. Американский прозаик Митч Каллин, чей роман «Пчёлы мистера Холмса» вышел недавно в издательстве «Иностранка», написал книгу о путешествии девяностопятилетнего Шерлока Холмса в Японию, где ещё не остыл пепел Хиросимы и Нагасаки.

 

 Это грустная история одного японского политика и поэта и его интимного друга — художника, который рисует ядерный апокалипсис. Это грустная история мальчика Роджера, который вместе с матерью-экономкой жил в поместье Холмса. Это грустная история миссис Келлер, которую Холмс случайно встретил и полюбил. Наконец, это грустная история самого мистера Холмса, который пережил Ватсона и своего брата Майкрофта, пережил своё время. Пережил свою любовь. Целая гирлянда грустных историй, в финале которых чаще всего смерть. Любителям детективных историй «Пчёлы мистера Холмса» явно не подойдут. Но поклонники творчества Харуки Мураками прочтут эту книгу с восторгом. Потому что Митчу Каллину удалось неведомым образом написать изумительный английский роман, насквозь пропитанный японской грустью.
  Марк Леви, известный нашему читателю как автор романтических историй, в которых люди общаются с ангелами и дьяволами, в которых сказка перетекает в явь, а реальность растворяется в буйной фантазии, неожиданно создал французский вариант «Молодой гвардии». Книга Марка Леви «Дети свободы» («Иностранка») навеяна рассказами отца писателя, который попал в ряды Сопротивления будучи юным человеком. Разумеется, роман предполагал творческую фантазию автора, но в этой книге нет ни ангелов, ни дьяволов, но есть неповторимая лирическая нота удивительного рассказчика, которым остаётся непревзойденный Марк Леви.
  В сентиментальное путешествие пускается на склоне лет чудаковатый герой романа Паскаля Мерсье «Ночной поезд на Лиссабон» преподаватель древних языков Раймунд Грегориус из Берна. Толчком к путешествию стали встреча на мосту с молодой португалкой и приобретение книги Амадеу Инасиу ди Алмейда Праду «Золотых слов мастер». Раймунд Грегориус направляется в Португалию, где встречает нескольких прекрасных людей, которые помогают ему понять многие житейские истины. Ведь старый профессор, живший до этой поездки в мире древних мёртвых языков, обретает наконец способность слышать и понимать живых людей с их печалями и радостями. Этот тонкий психологический роман вышел в издательстве «Мир книги» в крайне невыразительном оформлении. Обидно, что при отличном редакторском чутье художественное оформление в издательстве «Мир книги» оставляет желать лучшего. Хотелось бы заметить издателям, что книгу у нас тоже встречают «по обложке», а уж провожают по содержанию. Такая же, но ещё более тусклая обложка и у романа Игнасио Падильи «Тень без имени». Вот именно что тень. Самая что ни на есть бледная. В оригинале книга называлась «Амфитрион», но в «Мире книги» существует скверная привычка менять оригинальные авторские названия. Так, известный роман каталонского писателя Пиньоля «Холодная кожа» получил название «В пьянящей темноте». Темноты в книге хватало, но она не пьянила нисколько, хотя роман был выдающийся. Но при таком сером отношении к книгоизданию, можно загубить любое яркое произведение, сделать его тенью без имени. Игнасио Падилья написал удивительную книгу, в которой причудливо переплетаются мотивы одного из романов Милорада Павича «Последняя любовь в Константинополе» и знаменитого «Доктора Фаустуса» Томаса Манна. Пересказывать сюжетные линии книги – занятие бессмысленное. Поэтому не обращайте внимания на бездарное оформление книги «Тень без имени». Игнасио Падилья достоин того, чтобы его «Амфитрион» прочли в русском переводе даже при столь безобразных издательских метаморфозах. Роман современного китайского автора Цзян Жуна «Волчий тотем» — также несомненная редакторская удача «Мира книги» и столь же несомненный оформительский провал. Волки и люди. Люди, как волки. И волки, как люди. В этом романе нет яркого изображения «культурной революции», от которой, как можно догадываться, главный герой романа Чень Чжэнь решил скрыться на бескрайних степных просторах Внутренней Монголии. Здесь много разных пластов. Исторических, антропологических, мифологических. Человек и природа в книге связаны неразрывно. «Волчий тотем» — это своеобразный китайский «Робинзон Крузо», хотя и живёт его герой среди людей. Но он — китаец, они — монголы.
  Дебютный роман Сары Фокс «Бриллиант» (обложку этой книги обсуждать не стану) привлёк мое внимание неким сюжетным родством, именно родством, а не сходством с классикой жанра – романами Уилки Коллинза. Кто не читал знаменитый «Лунный камень»? Сара пошла дальше, чем старина Уилки. Её героиня юная Алиса Уиллоуби становится участницей спиритического сеанса с самой королевой Викторией... Обнаружив истинный дар Алисы, негодяй Грэгори Тилсбери желает завладеть волей и телом ясновидящей. Он одурманивает её наркотиками и соблазняет. Через некоторое время девушка с ужасом обнаруживает, что совратитель замышляет с её помощью похитить легендарный индийский бриллиант... Да, старина Уилки и думать не смел, что появится в туманном Альбионе такая вот Сара Фокс, которая ничтоже сумняшеся посягнет на его лавры.
  Джон Ирвинг — бесспорный классик современной англоязычной литературы. В романе «Мужчины не её жизни» он ввергает читателя в зеркальный лабиринт отражений: страхи из детских книжек некогда популярного писателя Теда Коула неожиданно обрастают плотью, и вот уже сказочный человекокрот превращается в реального маньяка-убийцу. И всё это для того, чтобы через сорок лет Рут Коул, дочь писателя, тоже писательница, собирая материал для романа, сделалась свидетельницей его жестокого преступления. Но всё же вышедший в издательстве «Эксмо» в серии «Интеллектуальный бестселлер» роман Джона Ирвинга «Мужчины не её жизни» — это никак не криминальная история или очередной ужастик. В первую очередь это книга о любви. Атмосфера сгущенной чувственности, любви без берегов и ограничений наполняет её страницы некой магнетической силой, превращая читателя в участника волшебного действа.
  Роман Чарльза Холдефера «Наёмник» издательство «Центрполиграф» опубликовало почти одновременно с западными издателями.
  Еще не отгремели новости о пытках заключенных в тайных тюрьмах «борцов за демократию» — американских спецслужб, как уже появились целые пласты научных и псевдонаучных статей политологов, социологов, антропологов всех мастей на эту тему. И вот дождались: первый роман, описывающий ужасы одной из таких тюрем. Главный герой – гражданский наёмник, специалист по арабскому языку и методике допросов с применением физического воздействия, или просто пыток. На одном из допросов у заключенного № 4141 не выдерживает сердце, и он погибает. Герой решает написать подробный рапорт об открывшихся обстоятельствах дела, в которых описывается возможность того, что погибший заключенный говорил не о разветвлённой террористической сети и о её лидере Зизу, а о звезде европейского футбола Зинедине Зидане. Рапорт «не радует» руководство, и вчерашний палач испытывает на себе «все прелести» «прогрессивных» методик допросов, доказывая правдивость мудрости: «насилие порождает еще большее насилие».
  Первый роман Джанет Глисон «Гренадилловая шкатулка» сразу же привлёк внимание любителей настоящих исторических детективов. Продажи превзошли все ожидания. Издательство «РИПОЛ-классик» учло это приятное обстоятельство и не замедлило выпустить новый исторический детектив Джанет Глисон «Чаша Бланшара». В новой книге автор рассказывает историю Агнес Мидоус — поварихи в доме знаменитых ювелиров Бланшаров на Фостер-лейн. Она блестяще готовит суп с мускатным орехом и апельсиновый пудинг, но приготовление обеда придется отложить. Кража серебряной чаши для охлаждения вина, изготовленной Бланшарами, положила начало цепи ужасных событий. По поручению хозяев девушка начинает свое расследование и медленно погружается в страшный мир лондонской преступности. Агнесс придется изобрести собственный рецепт, чтобы вывести преступников на чистую воду…
  Джанет Глисон, защитив диссертацию в области истории искусств и английского языка, несколько лет проработала в аукционных фирмах «Сотбис» и «Бонхэмз». Поэтому арт-детектив — её родная стихия.

политкоррекция
Анатомия насилия

 
  Всякая война, даже такая скоротечная, как та, что произошла в Южной Осетии, рано или поздно требует детального осмысления и рождает ворох политологической литературы. Две книги, вышедшие в издательстве «Европа» буквально по «горячим следам» боевых действий, призваны дать объективную картину случившегося и некий анализ военных операций. У России в этом конфликте недоброжелателей оказалось куда больше, чем у инициатора агрессии – грузинского руководства. Поэтому эти книги так важны именно здесь и сейчас.
  «День катастрофы — 888. Остановленный геноцид в Южной Осетии» — своеобразная «белая книга» этнических чисток в отношении осетин. Авторы книги осетинские и русские журналисты приводят голые факты. Перед нами разворачивается леденящая кровь картина повседневного выдавливания осетин не только из самой Грузии, где ещё в 1989 году проживали 164 тысяч осетин, но и из самой Южной Осетии. Книга Игоря Джадана «Пятидневная война. Россия принуждает к миру» даёт не только описание этого вооруженного конфликта, прослеживая его подробную хронологию. Автор пытается проанализировать решения политического и военного руководства противоборствующих сторон, а также реакцию мирового сообщества на события 8—12 августа.
  Ещё одна новинка издательства «Европа» — книга Алексея Турчина «Война и ещё 25 сценариев конца света» посвящена анализу глобальных рисков, с которыми сталкивается человечество. Автор специально фиксирует наше внимание на том факте, что научные наработки, которые накоплены учёным миром, способны в один прекрасный день выйти из-под контроля и уничтожить «этот лучший из миров». Книга алармистская, но весьма своевременная. Хотя учёные, собравшиеся в издательстве «Европа» за «круглым столом» к единому мнению относительно тревог автора за судьбу планеты так и не пришли. Воистину, сколько людей, столько и мнений.
  А теперь несколько слов о двух книгах, пройти мимо которых я не мог.
  Американский психолог Арлин Одергон в своей страстной книге «Отель «Война» поднимает тему психологической динамики вооруженных конфликтов. На примерах войн второй половины ХХ века и вооруженных конфликтов последних лет, в частности, войны в республиках бывшей Югославии автор книги пытается проследить истоки насилия, которые способны перерасти в широкомасштабную трагедию и принять форму геноцида. Эту замечательную книгу директор московского издательства «Энигма» Михаил Васин с трудом отыскал в море разного рода политико-психологической литературы на франкфуртской книжной ярмарке и справедливо посчитал необходимым издать её у нас. Конфликт в Южной Осетии – наглядный пример того, как амбициозные политики используют благородные качества человеческой души для разжигания межгрупповой ненависти. И чем лучше мы поймём, как это делается, тем надёжнее сможем противостоять политическим манипуляциям.
  Книга Игоря Ефимова «Грядущий Аттила» — своеобразная анатомия террора. Ефимов – писатель, выступает здесь, как философ и историк, который разворачивает перед читателями полномасштабную картину этого постыдного социально-политического явления на протяжении трёх тысячелетий существования человечества. Вышедшая в петербургском издательстве «Азбука», эта книга вызовет широкие споры. С точкой зрения автора на природу современного терроризма, явившегося продуктом цивилизационного конфликта можно и не соглашаться. Но в спорах, как известно, рождается истина. Вот почему книга Игоря Ефимова «Грядущий Аттила» достойна всяческого внимания. Она побуждает нас думать, а это прекрасное противодействие манипуляциям сознания, с которыми человечество сталкивается столь же часто, как и с проявлениями террора.

Виктор ПРИТУЛА.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: