slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Путешествие со "Словом". От Диканьки до Тихого Дона

В московском издательстве «Алгоритм» задумали очень интересный проект «Литература с географией». Открылась новая книжная серия работой широко известного исследователя жизни и творчества Н. В. Гоголя Игоря Золотусского, который, кстати, является членом Общественного совета газеты «Слово». В книге «Гоголь в Диканьке» автор приглашает читателей совершить увлекательное путешествие по местам жизни великого писателя.

Это — Васильевка, Диканька, Сорочинцы на его родной Украине, а также Петербург, Рим, Москва… По своей натуре Гоголь был путником, любил дорогу, в частых поездках чувствуя себя как дома.

Две другие книги этой новой серии относятся к обширной Пушкиниане. Это «Пушкин в Москве» Арнольда Гессена и «Пушкин в Михайловском» Семёна Гейченко. Автор последней книги не менее легендарен, чем герой его произведения. Семён Степанович Гейченко и Пушкиногорье – понятия, связанные неразрывно. Именно этот фронтовик, переживший тяжёлое ранение, смог восстановить дворянские усадьбы, связанные с духом величайшего поэта. И книга у него получилась заповедной. Пропитанной Пушкиным насквозь.

Арнольд Гессен известен как один из уважаемых пушкинистов. Его книга «Набережная Мойки, 12» стала хрестоматийной в длинном списке Пушкинианы. «Пушкин в Москве» — дотошное исследование биографических штрихов поэта, связанных с Первопрестольной. Гессен сумел в своих пленительных эссе показать, что Москва — город, Пушкину не чуждый. Кроме того, что он здесь родился, он здесь и венчался, он здесь испытал с Натали минуты пленительного счастья. А сколько ещё в Москве пушкинского духа?

Кстати, известная «алгоритмовская» серия «Московский путеводитель», которую мне доводилось представлять на страницах «Слова», пополнилась интересными новинками. Книга Дмитрия Ястржембского «Солянка по-московски: дом, улица, кабак, аптека» — на самом деле своеобразная «солянка» из различных столичных любопытинок. Прогуливаясь по улицам и эпохам, автор замечает многое из того, вокруг чего мы в суете будней пробегаем мимо. И хотя на первом плане колоритные московские рестораны и трактиры с их разносолами, без внимания историка не остались планировка и застройка столицы. Последняя особенно актуальна в свете нынешней «дикой реконструкции». Пристально вглядываясь в приметы столичного быта, Дмитрий Ястржембский исследует «физиологию города» от Кремля до самых до окраин.

Книга Александра Боброва «Частушка московская: бытовая, плясовая, эротическая, озорная» заставит и улыбнуться, и рассмеяться до слез, и еще раз убедиться в особенной одарённости подчас анонимных сочинителей таких сверкающих разными гранями строк. Частушка – самобытный, виртуозный жанр русского фольклора, поэтический и этнографический феномен. Как и народные русские песни, самоцветные частушки – любовные, плясовые, бытовые, эротические, озорные – годами стекались в Москву со всех всей Руси. Поэт и собиратель этого неподражаемого жанра русского народного творчества Александр Бобров сделал отличный подарок москвичам.

В новой книге Владимира Муравьёва «История Москвы в пословицах и поговорках» прослеживается этимология создания этой «особенной системы нравоучения России», как отозвался о народных пословицах создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин. Так, за поговоркой «Шемякин суд» встают драматические события первой половины XV века – междоусобная война князей за московский престол; за пословицей «Делу время, а потехе час» вырисовывается образ царя Алексея Михайловича; пословица «У семи нянек дитя без глаза» рассказывает об одном из самых драматических эпизодов Смутного времени – Семибоярщине.

Многое из того, о чём написано в книге Вячеслава Родионова «Громкое дело Тихого Дона», автор видел собственными глазами, что-то ему рассказывали во время съемок, что-то уже теперь поведали оставшиеся в живых члены некогда многочисленной и очень дружной съёмочной группы фильма «Тихий Дон» режиссера-постановщика С. А. Герасимова. Такого по-семейному дружного съёмочного коллектива, по признанию многих, на Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького больше не было.

В заключение хотел сказать несколько слов ещё о двух книгах издательства «Алгоритм», посвященных жизни и творчеству Уильяма Шекспира. Прежде всего это шекспировская энциклопедия. Книга, по-своему для современного русского читателя уникальная. Хотя шекспировских энциклопедий как на родине драматурга, так и во всем мире издано немало, энциклопедия «Шекспир», составленная Вадимом Николаевым, не сводится только к творчеству Шекспира. Здесь представлен обзор творчества писателей-современников, театральная жизнь той эпохи, а также многое из того, что не только окружало поэта, но и то, что позволило Григорию Козинцеву сказать: «Наш современник Уильям Шекспир».

Вторая книга из «алгоритмовской» Шекспирианы – романтическая история Ольги Кувшинниковой «Шекспир и Смуглая леди. Порабощённый гений». Эта небольшая книга о большой страсти, которую драматург испытал к Мэри Фиттон — фрейлине двора её Величества королевы Елизаветы. Она была кокетливой и обворожительной, неискренней и вероломной. А он — безумно влюбленным Шекспиром, посвятившим ей лучшие сонеты, полные страстной любви и неистовой ненависти. Вокруг этой истории было много домыслов и гипотез. Ольга Кувшинникова предлагает свою версию. Насколько она достоверна? Судить мы не берёмся. Ведь вся жизнь поэта и актёра — сплошная мозаика легенд и версий. Так пусть будет ещё одна.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: