Комментариев пока нет
История на перепутье
Владимир Мединский
Россия — на грозном историческом перепутье. Это ясно хотя бы потому, что власть никогда так явно не проявляла тревогу в связи с историческими знаниями, толкованиями, искажениями.
Президент России Владимир Путин во дворце Стрельни обсудил с Совбезом проблему искажения истории извне. Почему только извне? — не ясно! СМИ подхватили слова президента: «…Мы знаем, что в последние годы история очень часто используется в современной политике как средство достижения определённых политических целей в отношении нашей страны. Причём делается это зачастую весьма недобросовестным способом. А это, конечно, уже касается сегодняшней текущей политики и отношения к этому со стороны официальных властей, нашей страны».
Страшно озаботилась историческими штудиями и совещанием в Стрельне программа «Живой гвоздь», которая пытается заменить закрытое радио «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова. Сам Алексей поступил на исторический факультет МГПИ, а в 1978 году устроился учителем истории в советскую школу № 875, где проработал больше 19 лет. Так что дидактику и умение вдалбливать — усвоил. Потом они с Дымарским в псевдоисторическом журнале «Дилетант» много чего намутили. Так, вот «Живой гвоздь» сразу пригласил в прямой эфир на «Особое мнение» не отечественного историка, а зарубежного развенчателя, каким выступает Илья Будрайтскис, политический теоретик, культуролог, приглашенный исследователь Университета Беркли. Он стал утверждать, что после начала СВО и уничтожения остатков всякой публичной политики в России «историческая политика» — как оправдание настоящего прошлым — в России окончательно превратилась в политику, а «непрерывная история» Российского государства объявлена фундаментом безальтернативной официальной идеологии. Будрайтскис настойчиво продвигал в эфире мыль, что для президента Путина история — это территория, что хороши все правители, которую эту территорию расширяли. Но это неверное упрощение. Тогда самым любимым политиком Путина должен стать Сталин (кто ещё ТАК расширил территорию?), но у нас полно политиков, медийных личностей, СМИ, которые проклинают Сталина, но пользуются благосклонным отношением администрации президента. Более того, существует на деньги Патриархии (читай, и государства) целый телеканал канал «Спас», который сделал своим главным содержанием не христианскую любовь, не утверждение единства общества и непрерывности истории, а постоянное развенчание Ленина-Сталина и компрометацию всего советского прошлого.
Конечно, многие помнят и цитируют фильм «Брат-2», где герой Сергей Багрова поднимается по пожарной лестнице мстить американскому хищнику и повторяет запавшие ему в душу строчки, которые услышал от сынишки российского хищника-олигарха: «Речка, небо голубое — / Это всё моё родное. / Это Родина моя, / Всех люблю на свете я!»
Так вот, нынешние теледеятели, ученики Познера-Сванидзе-Толстого, который Пётр, любить всё своё родное не хотят, они стараются любить не всех, а выборочно, кого выгодно в данный политический момент. Это относится и к истории Родины: целые периоды готовы выкинуть, ошельмовать, заклеймить.
Гендиректор канала «Спас» Борис Корчевников учился в школе при Ельцине, заканчивал журфак МГУ в 2003 году, уже при правлении Путина, но судит о «безбожном и проклятом советском прошлом» беспрерывно. Он признаётся в своём усиливающемся недуге, но с глупейшими постами, занимая высокую должность, выступает постоянно. Как смолчать при зароке: не нападать на больного? Борис почти не слышит, но ведь видит, помнит картины 90-х, может читать умные книги и статьи более позднего времени. Почему же несёт подобную чушь? «На экране жизнь была одна, а на улицах другая». Ну, так обычно всегда, во всех странах.
Но генеральный директор телеканала «Спас», не скрывающий своей тяги к царской России, которую он и другие неофиты — потеряли, не обретя — снова в своём Телеграм-канале выдал «правду» о «клятом совке», который, мол, к 80-м годам зашёл в тупик по всем направлениям в своём развитии. Оказался «в тупике экономическом, политическом и, что самое страшное, смысловом». Ну, поскольку нынешняя жизнь по Конституции без идеологии особым смыслом тоже не наполнена, Корчевников элементарно рисует ужасти, которые насмотрелся в фильме «Пацаны». Жизнь в СССР, по мнению Корчевникова, была для простых людей ужасной, а улицы советских городов превращались в опасные гетто, где надо было учиться выживать. Он с 90-ми, которые вернулись стрельбой в самом центре возле офиса «Вайлдберриз» в Москве не спутал? Для пущей убедительности ужасной жизни в СССР, гендиректор приводит непонятно откуда взятые цифры статистики по числу самоубийств и изнасилований, по потреблению алкоголя и по абортам — всё это, по мнению телеведущего, свидетельствует, как он пишет в своём Телеграм, «о глубочайшем тупике, в который завел страну лживый красный проект».
Пусть переключит свой «Спас» и посмотрит другие каналы, бытовуху в трёп-шоу с продажей детей на органы, с убийствами и предательствами самых близких, с попранием всех норм христианской морали – таких, что при «красном проекте» и не снилось. А вообще, они там историю в МГУ проходили? Ну, ладно, Ленин — чудовище, потому что преследовал церковь, а как быть с любимцем нынешних правителей Петром, который упразднил Патриархию, ввёл жесточайший контроль через Синод и запретил монахам в кельях иметь бумагу и перья?! Набожная немка Екатерина совершила госпереворот, умертвила соперников, творила с фаворитами незнамо что, а также — ещё 260 лет назад, в 1764 году, императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации земель, которые принадлежали монастырям. Они, как и крестьяне, были переданы в государственную казну. А монастырям было выделено скудное содержание — но далеко не всем. Почему «Спас» и Корчевников её не проклинает?
Но главное: что знает отпрыск театральной семьи о 80-х, когда сам он родился в 1982 году? Мать — Ирина Корчевникова, моя ровесница, была преуспевающим деятелем советской культуры, заслуженным работником РФ, аж с 1973 года работала в МХТ им. Чехова, была помощником советского актёра и режиссёра Олега Ефремова, потом директором музея МХАТа. Думаю, после спектаклей и поздних банкетов до конца 80-х не боялась поздно возвращаться домой! Корчевников рос без отца, но как-то в детском саду и в младших классах тяготы жизни в СССР, думаю, не ощущал. Потом начитался прессы 90-х и насмотрелся телевидения Березовского-Гусинского?
* * *
Итак, президент Владимир Путин обсудил с Совбезом проблему искажения истории извне. Почему только извне? — я уже удивлялся. «А это, конечно, уже касается сегодняшней текущей политики и отношения к этому со стороны официальных властей, нашей страны. Поэтому предлагаю сегодня пообсуждать эту тему. У нас два докладчика. Предлагаю прежде всего предоставить слово Мединскому Владимиру Ростиславовичу… Пожалуйста, прошу Вас».
Что сказал помощник президента и писатель Мединский — на сайте Кремля не сообщается. Но мы можем судить о его позиции по всем открытым выступлениям. У него два главных нарратива, как модно выражаться:
Никого из тех, кто стоит в мировой политике за «переписыванием истории», не интересует история. Всех интересуют передел собственности, границ, финансовые претензии и — как сверхзадача — выдавливание России из большой политики. В общем, у всех свои интересы, и никакая правда — Западу не нужна.
События, происходящие в данный момент на Украине, являются результатом искажения истории: «Вот на Украине, нельзя не упомянуть события, которые каждого из нас волнуют очень сильно, мы видим успехи их «исторического просвещения». Видим на протяжении поколений промывание мозгов альтернативной историей, в которой Россия — это не брат, а враг», — не раз заявлял он в интервью и на семинарах.
Поверим уроженцу городка Смела на черте осёдлости в Черкасской области, который вовремя отвалил в Москву, в МГИМО, а потом и вовсе в США на службу в ООН, где был секретарем комсомольской организации. Но тогда вопрос: зачем это обсуждать на самом высоком уровне? Выходит, сколько ни упрекай Запад в недобросовестности, в фальсификации истории с фактами и аргументами в руках — он плюёт на историческую правду. Да, и есть ли такая, если пример Украины показывает, что можно внушить и навязать любую ложь?
Но мне недосуг обращаться к зарубежным искажениям истории — доморощенных горе-историков хватает. И сдаётся мне, что малообразованных людей — прибавится, потому что сам же Мединский только что на встрече с молодёжью в Мурманске сказал: «Я полагаю, что и классическое пяти-шестилетнее образование в ближайшее десятилетие уйдет в прошлое. Образование будет спрессованным по времени, оно будет более специализированным, оно будет рассчитано на ближайшее обозримое время, <…> ближайшие десять лет, а потом через десять надо будет переучиваться», — сказал он на встрече с региональным активом РВИО и молодёжью в рамках проекта «Арктический диалог».
Не знаю, как всё будут спрессовывать (министерство образование — молчит, будущее высшего образования с профессионалами и обществом — не обсуждает, хотя нас давно выгнали из Болонской системы!), но пока к нам на кафедру журналистики приходят семнадцатилетние выпускники школ, которые выбрали вроде бы гуманитарную сферу, но уровень — убивает. По литературе и истории, чего ни коснись – не знают, не имеют целостной картины — так, клочки из подготовки к ЕГЭ.
Поэтому сторонникам спрессованного обучения и непрерывного переучивания хочу напомнить прописную истину: совершенствовать и перестраивать можно только на прочном фундаменте. Его — попросту нет. Но Мединский добавил, что, по его мнению, тот, кто в 22 года будет выходить на работу, окажется уже неконкурентоспособным, потому что его ровесники продвинутся дальше в карьере. По его словам, ничего нового в этом нет, и это не феномен XXI века. В качестве примера Мединский привел поэта Михаила Лермонтова, который, по словам помощника президента, учился два года. При этом в то время «самых умных учили три» года, добавил он.
С чего он это взял? Во-первых, необычайно одарённый Лермонтов получил благодаря усилиям бабушки блестящее домашнее образование со знаем языков, поэтому в 1828 году он поступил сразу на 4-й курс Благородного пансиона при Московском университете (это вроде колледжей сегодняшних, только несравненно выше!). А ведь кто-то все пять-шесть лет корпел. С 1830 года он учился на нравственно-политическом (замечательный профиль!), затем на словесном отделении Московского университета. Но действительно — через два года, прав формалист Мединский, летом 1832 года поэт ушёл из университета и переехал в Санкт-Петербург. В том же году он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закончил в 1834 году в звании корнета. Был до того начитан и образован, что стал душой и главным автором рукописных юнкерских журналов, создал в те годы произведения, которые входят в Собрание сочинений. Так что, даже если отбросить саму гениальность Лермонтова, он учился в престижных заведениях как раз шесть (!) лет.
Сейчас этот вброс обсуждается в новых медиа (ТВ почему-то обходит стороной), но намерения такие есть, чувствуется, потому что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поддержал спорное высказывание Мединского. Дочка самого Пескова самодовольно заявляет: ««Моя жизнь лет до 20 была настоящим молодёжным сериалом. Я училась в пансионе в Москве, в международном интернате во Франции, отучилась год в МГУ, уехала в Парижскую Школу Бизнеса, стажировалась в Европарламенте, в Louis Vuitton, подрабатывала продавцом-консультантом в Zadig&Voltaire по выходным, поступила в МГИМО», — поведала она в микроблоге. Да, Лиза успела поучиться в интернате в Нормандии, в престижной школе в Париже, в Институте стран Азии и Африки в Москве, сейчас – в магистратуре МГИМО. То есть много-много лет получает престижное образование за безумные деньги, ведь это очень дорого: не просто учиться во Франции, но и снимать квартиру в центре Парижа. Ну, а для быдла подойдёт и «спрессованное образование».
* * *
Хочу напомнить, сразу после выборов и инаугурации президент Владимир Путин подписал указ об утверждении основ государственной политики РФ в области исторического просвещения. Я тогда оживился и подумал: давно пора не просто издать указ, а начать выстраивать государственную умную политику в сфере исторического просвещения. То, что он — важен и своевременен — доказал поднявшийся вой. «Независимая газета» олигарха Ремчукова тут же опубликовала статью-караул: «Путин вводит монополию власти на историю». Иван Родин — завотделом политики запаниковал: «Тот факт, что это одно из первых решений нового президентского срока, говорит о многом. Содержание документа ещё более наглядно показывает серьезность намерений власти установить на историю своего рода собственную монополию. Взять хотя бы самое первое определение – что представляет собой это историческое просвещение. А это «регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний»…
А он — Родин хотел, чтобы историю Родины диктовали НКО и агенты влияния из СМИ, финансируемых ЦРУ и Госдепом? Или авторы «НГ», которые вслед за редактором твердят: «Если процитировать официальный текст, то это будет звучать так: «Формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине»…
А что плохого в любви к Родине, Ремчуков и Ко?
Ну, а на либеральных сайтах такая вонючая пена начала взбухать! Заголосили: «В указе, который Владимир Путин подписал 8 мая, на второй день после инаугурации на пятый президентский срок, Россия называется «великой страной с многовековой историей», буквально – «государством-цивилизацией».
А что тут не так? Об этом твердили все русские мыслители, начиная с самого убедительного — Николая Данилевского, с его недооценённого труда «Россия и Европа». Или борзописцы хотят создать коллективный труд «Россия и Ж-па»?
«То, что указ об историческом просвещении был подписан сразу после очередной инаугурации Путина, неслучайно», — умничает российско-израильский историк Константин Пахалюк. Этот украинский гибридный писака всё-таки — российский или израильский?
— Стремление взять историю под еще больший контроль государства мы наблюдаем уже давно. Власти пытаются внедрить мысль, что у России тысячелетняя история, особый путь, — говорит Пахалюк, работавший в РВИО, у Мединского (!).
А что тут не так? Разве не у нас стоит с 1862 года в Новгороде памятник 1000-летию России? Или нет у великой страны особого пути? Только у Франции, например, с её дутым тщеславием и постоянными крахами?
Но что из всего этого, из всех вопиющих примеров и горячих полемик следует? Историческое толкование, историческое просвещение и патриотическое воспитание являются ареной яростной когнитивной войны — то есть сражения знаний, смыслов, идей, легенд, преданий. Всего того, что ярче всего запечатлено в литературе, в драматургии и киносценариях. Где забота обо всём этом? От «Истории Пугачёвского бунта» и «Войны и мира» до «Тихого Дона» и фронтовой литературы – мы имеем лучший – самый яркий и объективный учебник истории. Какой там Институт РАН!
Преподавание истории — забота школы и вызов, а толкование истории, массовое продвижение нужных и важных для государства идей, параллелей, личностей — чья забота? Неужели министерства цифрового развития с его департаментом книгоиздательской деятельности, где просто НЕТ ни специалистов, ни патриотов России, как показала жизнь.
Правительством в сентябре принята важная Стратегия культурной политики до 2030 года. Главный пункт, отмеченный всеми СМИ и прозвучавший в телерепортажах — его Величество Госзаказ! «Формирование государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение общероссийской гражданской идентичности, противодействие социокультурным угрозам и экстремизму».
Хоть тут литература на первом месте. Но кто будет осуществлять, контролировать этот госзаказ. Ну, не департамент же минцифры, который продолжил порочную практику Роспечати и давно скомпрометировал свою деятельность и всю издательскую политику: например, 11 обласканных авторов лично В. Григорьевым и премиальной редакцией Е. Шубиной стали иноагентами, релокантами, объявлены экстремистами и получили презрение народа в других, более русских выражениях. Кто будет осуществлять «контроль качества выполнения этого государственного заказа», как сказано в Стратегии? – лично В. Григорьев со своей тусовкой или всё-таки привлечём профессиональный творческий союз, доказавший делом свою патриотическую, государственническую позицию?
Множество вопросов на историческом перекрёстке!
Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий