slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«О нравственной литературе…»

Наследие

Джон Гарднер

«Чем столетие интересней для историка,

тем для современника печальней».

Николай Глазков.

Сегодня я часто провожу время в домашней библиотеке. Это занятие поднимает в памяти, порой, важнейшие события, оказавшие огромное влияние на развитие истории нашей жизни. Держу в руках маленькую, красиво изданную в серии «Библиотека иностранной литературы» книжечку, читаю слова, украсившие её страницы — «О нравственной литературе». О, как взволнованно забилось моё сердце!

Ну, конечно! Это же моя первая серьёзная работа в литературе — перевод прекрасной книги замечательного американского писателя Джона ГАРДНЕРА «Искусство жить». Чем же примечательна, чем особенно дорога мне эта книга? Она вышла вслед за теоретической работой Джона Гарднера, которую он назвал «О нравственной литературе». Книгой «Искусство жить» автор в художественной форме проиллюстрировал свою теоретическую работу «О нравственной литературе», вышедшую в свет в 1978 году. Лёгкая, изящная, загадочная, полная лирического настроения, книжка «Искусство жить» оказалась великолепным сборником эссе высокого художественного вкуса.

В начале 80-х годов ХХ века эта книга произвела сильное впечатление на читающую публику. В одной из новелл этой книги, которую автор назвал «Ужасы в библиотеке», Гарднер предсказал свою смерть: «Я умру в автомобильной катастрофе». И…? Так и случилось — наша книжка участвовала в церемонии прощания в Америке с великолепным художником слова, преподавателем античности в Гарвардском университете, замечательным писателем Джоном Гарднером.

Тогда много говорили о значении его теоретической работы «О нравственной литературе», но, к сожалению, глубины понимания значения для общественного развития этот выдающийся труд писателя всё же не получил. Именно поэтому сегодня я считаю необходимым вернуться к осмыслению этого мудрого труда, пульсирующая, неравнодушная, требовательная мысль которого выражена предельно эмоционально, наполнена острым чувством беспокойства за будущее мировой культуры.

Действительно! В этой теоретической работе Гарднер выражает своё неприятие творчества ряда видных, широко известных американских писателей, которые, по его мнению, должны нести ответственность за развал нравственных норм в современной американской литературе. Гарднер вложил недюжинную силу страсти в эту книгу, чтобы отчётливее и резче внедрить в сознание людей созидательную идею. Идею о том, что искусство содержательно, что цель творчества состоит в возвышении человека, в утверждении таких нестареющих и неподверженных старению истин, как справедливость, честь, нравственность, идеалы. Отстаивая «старомодный взгляд» на сущность и назначение искусства, Гарднер утверждает, что искусство — это ценности, противостоящие распаду, потому что оно «стремится продвинуть жизнь к лучшему, а не принизить её». Писатель убеждён, что «несравненная воспитательная способность искусства» должна стать силой, объединяющей людей, сокрушающей барьеры предрассудков и невежества».

В своём творчестве Джон Гарднер, создавший такие романы, как «Никелевая гора», «Осенний свет», «Диалоги с Солнечным», а также в последней своей замечательной книжке «Искусство жить», выступил как верный приверженец и последователь традиций лучших представителей американской и мировой литературы — Томаса Манна, Ромена Роллана, Теодора Драйзера, Германа Гессе. Более того, Джон Гарднер известен как единомышленник и почитатель гения Льва Толстого. Американский писатель хорошо знал и высоко ценил творчество Ф. Достоевского, А. Чехова, знал и любил русскую литературу современности, не говоря уже о том, что как ученый был пропагандистом классических традиций Античности. Мы не станем здесь повторять резкие выпады Джона Гарднера против разрушителей гуманистических начал искусства. Нам важно сегодня обратить внимание общества на то, как прав был писатель, не пожелавший мириться с тенденциями распада, уничтожения наивысших достижений культуры мира. Гарднер одним из первых забил тревогу, озаботился судьбой культуры человечества!

И как же он оказался прав! Мы даже не могли представить себе в 1978 году, когда вышла в свет работа «О нравственной литературе», что вся наша планета Земля, будет содрогаться от наглой бессовестности в демонстрации повального бескультурья, кичиться им?! Что катастрофическое падение литературного вкуса перекинется на важнейшие сферы общественной жизни. Общество попало в рабскую зависимость от глупости и низости человеческих поступков. Всё это теперь происходит! На наших глазах происходит убийственное падение театральной культуры, процветает теория «постдрамы», призывающая к отказу от литературной основы в театре, к любованию извращениями, к надругательству над классикой. Этим заражена и Америка, и Европа, и даже Россия. Вот о чём предупреждал общество американский писатель Джон Гарднер. Хотим ли мы жить во власти пошлости и мрака? Ведь задаём же мы себе эти трудные вопросы! Ведь приходят же в наш мир светлые радужные мечты и надежда? Приходят!

Они рождаются в душах людей, не склонных к низости и разврату, их привносят в мир художники, рождённые верой в искусство нравственной созидательной силы. Джон Гарднер закончил свою работу «О нравственной литературе!» замечательной мыслью: «Да спасёт нас в трудные времена нравственная литература!» Читая эти строки, душа человека светлеет.

Увлечение Джона Гарднера Русским гением — не случайность. Личность Льва Николаевича Толстого неотделима от его искусства. Гарднер хорошо понимал, что эпическая поэзия, мастером которой явился миру Лев Толстой, рождается из органической связи таланта художника со своим народом. Это дало писателю возможность создать цельный эпический мир. «Война и мир» Толстого - это эпос нового времени. И определяет движение толстовского эпоса — история.

Начало ХХ-го века ознаменовалось сильнейшим влиянием личности и творчества великого русского писателя на ход мировой истории. С повышенным вниманием интеллектуальное общество мира следило за жизнью великого гуманиста-художника. Лев Толстой завещал нам ненависть к войне и деспотизму, жизнелюбие, искренность, нераздельность правды жизни и правды искусства.

Сегодня чёрный туман накрыл нашу планету, и порой кажется, утопил живую её жизнь. Но это совсем не значит, что Жизнь нравственного человека исчезла. Современником Гарднера в России был писатель Валентин Распутин, страстный борец с наступавшим мраком. Одна из последних его книг под названием «В поисках берега» — свидетельство этому. Огромный пласт его публицистических работ — глубоко продуманный ответ писателя наступающему распаду.

Книга «В поисках берега» — тщательно подобранное собрание ярчайших публицистических работ Распутина, явившееся итогом нелёгких раздумий писателя о судьбе России. Сокровенные, взволнованные, тревожные, и всё же живущие надеждой размышления о самых больных проблемах нашего общества, о духовности России, которую мы обязаны сохранить. Эта книга убеждает читателя, что и в самые трудные времена жизни России Валентин Распутин не позволил себе потерять надежду, работал на победу сил добра и созидания. В книгу помещена работа писателя под названием: «Мой манифест».

Рыцарь родной, великой русской литературы, сам утверждавший её традиции и нравственный авторитет всей своей созидательной творческой жизнью, Валентин Распутин тяжело страдал от наступившего в конце ХХ века спада влияния русской литературы на общественную жизнь планеты.

 Какую важнейшую для него мысль стремился утвердить Распутин в сознании читателя, создавая «Мой манифест»? Да, вот она:

«Можно ли русский народ назвать народом духовным?.. Если вы назовёте другой, более духовный народ, — значит нельзя. Русский человек занят духом, то есть стал вместилищем духа, но по многосемейности своей по-разному; отсюда все его подвиги высшего и низшего порядков. Россия — страна братьев Карамазовых, издавна и до сих пор. Ни с кого в мире, я думаю, душа не требует так сурово, как с русского человека…

Отсюда, из духовного склонения Руси, и особая роль в ней литературы. Литература всегда была у нас больше, чем искусство, и являлась тем, что не измышляется, а снимается в неприкосновенности посвящёнными с лица народной судьбы».

Этим Манифестом Валентин Распутин раскрывал как дар народу своему, как веру в родную словесность, её важнейшее назначение, которое ей надлежит проявить. «Литература не может умереть раньше России, — писал он, — ибо, повторю, была не украшением её, которое можно сорвать, а выговаривающейся духовной судьбой…

Наступила пора для русского писателя вновь стать эхом народным и не бывавшее выразить с небывалой силой, в которой будут и боль, и любовь, и прозрение, и обновлённый в страданиях человек…Человек, умеющий показать, как стоять за Россию, и способный собрать ополчение в её защиту… Литература может многое, это не раз доказывалось отечественной судьбой… Но у национальной литературы нет, и не может быть другого выбора, как до конца служить той земле, которой она была взращена».

Вера в землю свою в писателе неисчерпаема. Она не просто питает нравственные силы его и разум, она мудро направляет его в выборе темы разговора с читателем туда, где хранит русская история свои богатства. Так появляется исследование Валентина Распутина, трудоёмкая работа о том, чем славна Россия в веках, изучение судеб её подвижников, например, преподобного Сергия Радонежского. На основании этих исследований писатель делает вывод: «При нравственной разрухе народ ближе всего к своей гибели, в нём точно надламывается спинной хребет и теряется опорный остов. Исцеление в таких случаях подобно чуду, в котором участвуют и земные и небесные силы... Поруганная и пленённая Русь, чтобы подняться нуждалась не в количественном, а в качественном присутствии в себе, в воинстве, поднятом святыми её идеалами».

Вывод для современного читателя путеводный! И к таким глубочайшим исследованиям обращается Распутин не однажды.

Работа «Смысл давнего прошлого. Религиозный раскол в России», и обширное исследование «Что дальше братья-славяне?» И острейшая статья «Из огня да в полымя. Интеллигенция и патриотизм». Всё направлено к тому, чтобы утвердилась в читателе мысль: «Ой, не броские это слова — «Великая, духовно богатая Россия!» Нет, это огромная планета людей, наполненная богатейшей духовной историей, прошедшая обширнейший путь тяжелейших преодолений, чтобы оставить своему народу величайшее духовное наследие!»

Как человек благородный, умеющий брать на себя самую тяжёлую ношу, Валентин Распутин призывает: пришла пора защищать Россию! Пора вступиться за неё, оградить её жизнь от нахрапистых и безразличных к судьбе народа политиканствующих себялюбцев, и он делает это.

«Вспомним Иоанна Златоуста, — заключает свой труд писатель. — Творить милостыню — дело более великое, чем чудеса». Не чудес следует ждать от России, которые бы всех утешили и ублаготворили, неоткуда их взять ей, и великим даром само по себе надо считать, что она ещё жива; как и она не может рассчитывать на скорое исцелительное чудо от нас. Но больше всего нуждается она в нашем милосердии, в том, чтобы по крупице и по капле принесли мы ей свою преданность, веру, любовь, труды, чистоту помыслов и чистоту жизни, разделили бы между собой её страдания, поклонились за мученичество, встали крепкой защитой против бессей, истязающих её плоть и дух…Чтобы как дыхание приняли мы её в душу, заговорили её словом, согласились на единые перемоги… Не соль посыпать на раны её, не проклинать и не взыскивать за бедствия и нищенство, не продолжать их разорами нужно России, а это, это, это…»

Во имя чего мы обращаемся сегодня к глубинным мыслям писателя? Да, это же зов того бесценного наследства, которое завещано нам, потомкам.

Всей жизнью своей Валентин Распутин служил идее вызывать в душах соотечественников прилив гордости за Русь великую, вдохновляющий пример достоинства земляка и носителя славы великих светочей русской национальной культуры. Сегодня Россия встала на свою защиту. Отстоять свои права ей мешает сговор умалишенного Запада во главе с Америкой.

Великий русский писатель Валентин Распутин. Он остался в памяти народа — прекрасным человеком, рыцарем без страха и упрёка. Он воплощал в жизни заветы героев Древней Руси — не раз выходил на смертный бой за правду жизни, вооружённый кличем Святослава : «Иду на вы!» Он явился примером огромного мужества и достоинства русского человека.

Сегодня, когда мир впал в уныние, когда «правят бал» на планете Земля люди ничтожные, своекорыстные, мелочные и глупые, обществу необходимо обратиться к наследию создателей нравственной литературы, ибо нельзя не верить, что наследники великой культуры и литературы бессильны, где бы они ни жили — в Америке или России. И Европе, столько веков державшей уровень высочайшей мировой культуры, пора вернуться к своим достойным достижениям.

Повторим мысль мудрого писателя Джона Гарднера: «Да спасёт нас в трудные времена нравственная литература!» Эпиграфом к одной из новел в книге «Искусство жить» Гарднер поставил библейскую мудрость: «Я пришёл от Бога и хочу к нему вернуться».

Воистину мысль необходимая нам сегодня.

Галина ОРЕХАНОВА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: