Комментариев пока нет
Что угодно для души
А.И. Нотин
Как во времена великих испытаний выбрать верную систему координат, где найти точку опоры и отыскать гумус для возделывания внутреннего мира? Об этом наш разговор с историком и дипломатом Александром Нотиным.
— Удивительно, Александр Иванович, вы — человек советской эпохи стали ярым проповедником православия…
— До нулевых я жил обычно, как все советские люди. Закончил в 1975-м МГИМО с арабским, английским и французским, защитил диссертацию по Ближнему Востоку, около 6-ти лет проработал в Дамаске, а вернувшись из Сирии, занялся бизнесом и параллельно был экономическим советником вице-мэра Москвы В.П. Шанцева. В общем попробовал разного, прошёл даже школу спецназа ВДВ. И вдруг случилось событие, в корне всё изменившее. Это была встреча с патриархом Алексием II. Он сказал тогда: храмов построено достаточно, пора строить души. Я не сразу понял, что это значит, но поставленную задачу воспринял как личную.
— Вы были крещены, когда встретились с Патриархом?
— Я «крещён аще некрещёный» в 2005 году — так крестят тех, о ком точно неизвестно, крестили ли его в младенчестве, поскольку моих родителей уже к тому времени не было. С этого момента моя жизнь обрела иное измерение. Подстёгиваемый словами Патриарха о постройке души, я рьяно взялся за это строительство, начав с себя, а в 2006-м родилась некоммерческая организация «Переправа» — православное сообщество, помогающее тем, кто не определился со своим духовным выбором.
— Этот выбор чрезвычайно труден. Как не ошибиться?
— Сегодня мы все оказались на переправе — переходе в новое цивилизационное состояние. Река истории меняет русло. Когда это осознаешь, картина мира принимает подлинные очертания. Идёт война духовная: мирового сатанизма с мировым православием, которое сейчас практически всё сконцентрировалось в России. Именно здесь будут сформированы и уже формируются силы, которые удержат мир от самоуничтожения. Здесь тот самый удерживающий центр, о котором в Священном Писании сказано, что конец мира наступит, когда «удерживающий будет отнят от среды». Нам кажется, что против нас коллективный Запад – 50 или больше стран. Суть не в этом. Битва идёт на гораздо более глубинном уровне. И столкновение с сатанизмом происходит в разных формах. В православии есть концептуальный постулат: Дух творит себе формы. Форм может быть миллион и у них один дух. К примеру, есть тысячи зависимостей — от тяжких до внешне безобидных, что я наблюдаю в онлайн семинарах с центрами по реабилитации алкозависимых, наркозависимых, игрозависимых. Чтобы пресечь такую тягу, нужно повышать свой дух. Просить, не стыдясь никаких просьб, помощи Божией. Мы же дети Его, и можем общаться с Господом, находясь в земном бренном теле в любых самых кошмарных условиях. Феофан Затворник видел назначение человека в богообщении — всегдашнем и непрерывном. А Серафим Саровский говорил: цель жизни христианской — стяжание Духа Святого. Для этого нужно привести свой дух в надлежащее состояние: освежить, обновить, отремонтировать и настроить как приёмник-передатчик, чтобы работал. Сам человек этого сделать не сможет, надо просить Бога, чтобы Он помог.
— Господь не на все просьбы откликается. Вот я прошу, чтобы Он вразумил наших правителей и остановил братоубийственную бойню на Украине, и, думаю, сотни тысяч таких молитв ежедневно обращены к Небу…
— Не мы туда вошли, а они пришли сюда. Появись, мы где-нибудь в районе Мексики и начни под знаменем демократии снабжать тамошних повстанцев дальнобойным оружием, страшно подумать, какой бы вой поднялся. Господь врачует скорбями – через скорби мы входим в Царствие Небесное. Это лекарство, которым лечится и отдельный человек, и целая нация. Русский этнос сейчас переживает период глубочайшей внутренней трансформации. Попуская такие катаклизмы как революции, войны, которые замешаны людьми, а не посланы с неба, Господь вразумляет нас, помогает протрезветь. Ведь сегодня нет никого, кто не знает о происходящем. Каждый пробудился и определил себя, на чьей он стороне, где его совесть. Это уже шаг к преображению. По наивности нам кажется, что всё должно быть по правилам, по справедливости. А что сами делаем для этого? Чем можем похвастаться? У нас далеко не всё в порядке в любой сфере, включая духовную.
— И как выправлять ситуацию?
— Действовать. Нравственные ориентиры внутри нас — это наша совесть. Она может дремать, быть парализована, но смысл в том и состоит, чтобы разбудить высшие духовные силы, которыми наделил Господь. Русский человек в этом плане генетически талантлив. На сайте «Переправы» http://pereprava.org/, pereprava-tv.ru есть циклы «Жизнь внутреннего человека», «Христианское миропонимание», «Гимнастика для души» и другие мои беседы, записанные в прямом эфире. Когда обращаешь взор не на то, кто-с кем, куда, зачем, а внутрь себя, душа мгновенно откликается и так благодарна, что это сразу чувствуешь. Господь вложил в наши души потрясающие способности. Но думаем ли мы предметно о душе своей? Что знаем о ней? Почему кормим, ублажаем, тренируем тело и забываем о душе — внутреннем человеке, который будет главным итогом нашего земного пути. Мы же не пьём воду из грязной лужи и не едим отбросы. Наоборот трепетно выбираем пищу для желудка. Если долго не ухаживать за телом, превратишься в чудище!
И душу нужно развивать, лечить, когда болеет, очищать. Вот где настоящая цена жизни. А не в том, сколько денег на счету или на какую ветку власти ты забрался. На склоне лет один из величайших учителей церкви Иоанн Златоуст сказал: «Вот стар я уже, но до сих пор не знаю, что такое душа». Никто не знает. Тело однажды уйдёт в землю, а душа. разлучившись с ним, выпорхнет и в каком виде она будет — здоровой, крепкой, красивой или как бомж — зависит только от тебя самого.
— Когда-то Гоголь, Достоевский, Толстой и простой люд шли за обретением душевного равновесия к старцам в Оптину пустынь, слывшую «духовной санаторией», костром, у которого грелась вся Россия. Где сегодня отогреть наши души? Чем питать их?
— Островков благочестия, освещающих российское пространство подобно Оптиной, множество. Это целый «архипелаг верных», как я его называю. А главная пища для души — слово божие. Господь сказал: «Я хлеб живой, сходящий с небес». Причащаясь к крови и телу Христову, мы становимся частью Его, а Он входит в нас. С первых шагов в Церкви я начал много читать, сейчас не могу — зрение подсело, но слушаю Евангелие — одно за другим или целиком, где любимое — от Иоанна. Любимых святых отцов десятки — каждый должен найти своего. Кому-то понравятся древние подвижники: преподобные Макарий Великий, Ефрем Сирин или Исаак Сирин, другой предпочтёт святителя Иоанна Златоуста или из наших русских — Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Феофана Затворника, который лично мне очень близок, и я бы порекомендовал тому, кто хочет серьёзно в себе разобраться его труд «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». Из современных авторов – знаменитый хирург Лука Войно-Ясенецкий или игумен Никон Воробьёв — духовный отец Алексея Ильича Осипова — профессора, в лекциях которого даны ответы на самые важные вопросы. Была бы охота окунуться в этот океан великих мыслей. Они откроются и будут открываться ещё и ещё, если обдумывать их глубину насыщая себя полезным знанием, а не мусором из телевизора, соцсетей, беллетристики, где сейчас издают столько вредоносной белиберды — диву даёшься.
— Предпочитаете классику?
— Классика — это совершенно иной уровень таланта и духа. Гоголь открыл мне разницу между умом, разумом и мудростью, Достоевский показал широту русского характера, хотя я не фанат Фёдора Михайловича. Наверное, у меня более лёгкое устроение ума, мне импонируют О. Генри, Марк Твен, Ильф и Петров, Омар Хайям. Опять же вкусы разнятся, потому что каждая душа уникальна. Если отпечатки пальцев не повторяются, что говорить о таинственной безбрежной душе.
— Как, по-вашему, нет ли в таком подавляющем неприятии России нашей собственной вины? Не может же так быть, вот мы хорошие, правильные, а они – плохие вот и ненавидят нас…
— Человек верующий не будет считать себя хорошим. Только Господь видит душу человека и может её каким-то образом оценивать. Сами мы не вправе этого делать. А почему так относятся к русским? Русские они же православные. Как писал Достоевский: русский без православия он и не человек. И Россия — место особое, удерживающее остатки вселенского христианства, образующее Ковчег планетарного спасения. В других местах христианские течения быстро высыхают. Потому все враждебные силы ополчились на нас.
— И что будет дальше?
— Господь склеивает русский мир из трёх частей: Белоруссии, Украины и Великороссии. Склейка идёт тяжело, но мы укрепим свои границы достаточно скоро. Запад отскочит, потому что гниёт и разлагается быстрее. А у нас начнётся вторая фаза — внутреннее преображение России. Вместо нынешней ухудшенной версии так называемого капитализма, нам нужна собственная модель развития. И она появится. Наблюдая, как в лучшую — ту, которая угодна Богу сторону меняются люди, я смотрю вперёд оптимистически. Те, с кем нам не по пути, сбежали: олигархи, вице-премьеры, крупные чиновники, артисты. По воле божественного скальпеля гной вытек без крови, насилия, чёрных воронков - не как в 1917-м. Тихо укатили, и в стране стало легче дышать. Господь в отличие от человека делает хирургическую работу идеально. Моя только что изданная книжка так и называется «Божественная хирургия СВО». Россия — это рождающийся на наших глазах ковчег всеобщего спасения. И все мы тому свидетели.
Беседовала
Татьяна КОВАЛЁВА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий