slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Вольф Мессинг, или Разоблачение бесцветной лжи

Вольф Мессинг умер в Москве в возрасте 75 лет. В то время историку Борису Соколову было 17. Вряд ли он был посетителем юбилейного вечера Мессинга в киноконцертном зале «Октябрь» в сентябре 1974 года, за два месяца до его кончины.

К чему эта преамбула? Борис Соколов — большой знаток творчества Михаила Булгакова, а, следовательно, большой дока в области разоблачения «чёрной магии», которою столь сокрушительно «разоблачил», обнажив московских красоток, некто «консультант Воланд». Естественно, взявшись однажды за жизнеописание Вольфа Мессинга для серии ЖЗЛ, Борис Соколов не мог не поддаться искусу разоблачить «телепата и мага» прошлого века, коим молва считала героя его книги.

Впрочем, сам Мессинг в одном из интервью секреты своей «эстрадной телепатии» объяснял предельно лапидарно. «…Это не чтение мыслей, а, если так можно выразиться, «чтение мускулов»… Когда человек напряжённо думает о чём-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются. …Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с индуктором. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки и т.д.».

Словом, ничего инфернального в выступлениях Мессинга не было. Так стоило ли заняться разоблачением его «чёрной магии»? Не будь Соколов «булгаковедом», прошёл бы он мимо личности Мессинга? Право не знаю. Соколов любит раскрывать «неизвестные страницы истории», которые в принципе давно известны в забытых нами периодических изданиях и малотиражных книжках.

Инструментарий Бориса Соколова и в данном жизнеописании легендарного «телепата и мага» достаточно прост. В основе разоблачений Мессинга лежат его же автобиографические мемуары «Я – телепат», далеко не апологетическая книга Шенфельда «Раввин с горы Кальвария» и чрезмерно разоблачительная книжка Н. Китаева «Криминалистический экстрасенс» Вольф Мессинг: правда и вымысел». Плюс «сеансы разоблачения чёрной магии» обильно цитируемые из романа «Мастер и Маргарита».

Какие же фантазии изобличил в мемуарах Вольфа Мессинга Борис Соколов?

Мессинг писал, что в 1915 году 16-летним встречался с Эйнштейном в его квартире в Вене, где его поразило обилие книг, и провёл телепатический сеанс с Эйнштейном и Фрейдом.

Однако доподлинно известно, что у Эйнштейна вообще не было квартиры в Вене, и с 1913 по 1925 годы он Вену не посещал. Кроме того, Эйнштейн всегда держал в своих квартирах лишь несколько справочников и оттиски наиболее важных статей.

Мессинг утверждал, что, когда немецкая армия оккупировала Польшу, его голова была оценена в 200 тыс. марок, так как он в одном из театров Варшавы предсказал гибель Гитлера, если он повернёт на восток. Его якобы схватили и посадили в полицейский участок, откуда он якобы сбежал, используя свои сверхъестественные способности. Однако никаких доказательств столь громких утверждений не известно.

Не стану пересказывать здесь всё «пересказанное» (процитированное на четверть или половину текста книги) Борисом Соколовым, тем более что в своих разоблачениях мемуариста Мессинга, наш историк сколь беспощаден, столь же и прав. Враки Мессинга очевидны. И его предсказания в отношении Гитлера, и его некая приближённость к Сталину — это почти Мюнхгаузен. Ну и всё прочее — «бабушкины сказки».

Даже его «патриотический жест» в годы Великой Отечественной, когда Мессинг отдал чуть ли не все свои сбережения на два истребителя. Поступок Мессинга, по его же признанию, был продиктован давлением на него «железных органов». Денег то жалко было!

Зато потом Мессинг получил благодарственную телеграмму Сталина, которая стала его «охранной грамотой» в послевоенные годы, когда всё те же «железа» раскрутили «дело Михоэлса». Такова правда о патриотическом бескорыстии телепата Мессинга.

Возможно, я субъективен в своих оценках книги Бориса Соколова, но само её появление в уважаемой серии ЖЗЛ вызвало у меня недоумение. Если Мессинг и в самом деле «замечательная личность», к чему столь безжалостное развенчание мифа?

А если он всего лишь шарлатан, коих мы с лихвой наблюдали в «эпоху царя Бориса», вспомните Кашпировского и Чумака, то даже на «замечательность со знаком минус», как скажем, Нечаев или Малюта Скуратов, герой книги Соколова не дотягивает. Так, местечковый Мюнхгаузен.

Капитан Врунгель и то куда живее и симпатичнее.

Загадки Тютчева

«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».

Право, не знаю, какую цель ставил перед собой Семён Экштут, создавая жизнеописание Федора Ивановича Тютчева, но после прочтения этой книги в малой серии ЖЗЛ, вынес твёрдое суждение: умом Тютчева не понять, как и аршином общим не измерить…

В конце 80-х годов в ЖЗЛ уже выходила книга о Тютчеве, написанная замечательным русским критиком и историком Вадимом Кожиновым. В 2009 году эта замечательная книга была переиздана, украсив серию ЖЗЛ на новом её этапе развития.

Возникает резонный вопрос, для чего понадобилось ещё одно жизнеописание поэта? Тем более что Семён Экштут о тютчевской поэзии пишет крайне мало. Его задача показать Федора Ивановича Тютчева, прежде всего даже не в контексте времени, хотя наш герой служил при трёх императорах сначала на дипломатическом поприще, а позднее в Комитете по цензуре при Министерстве иностранных дел, а скорее в контексте его отношений с многочисленными женщинами. Это и две его жены Элеонора и Эрнестина, и «последняя любовь поэта» Елена (Лёля) Денисьева, связь с которой Тютчев ни от кого не скрывал. Были и другие женщины, но «как мимолётное виденье», хотя некоторым он оставил «на память» детей.

Его не назовешь Казановой, хотя он был обласкан в петербургском свете. Ему покровительствовали дочери и жены сильных мира сего, от императора Николая I до шефа жандармского корпуса Бенкендорфа.

Он никогда не был в опале, а разные дипломатические прегрешения сходили ему с рук. Был ли он баловнем фортуны или скорее Венеры? Внешне невзрачный, он зачаровывал женщин, боготворивших его, даже при его беспокойном непостоянстве.

Он мог бы стать известным дипломатом, но не стал им. Он просто оставался пророком в своем Отечестве, понимая Россию не умом, но верой в её мессианское предназначение. До конца своих дней он сохранял ясность ума, несмотря на страшную горечь потери любимой Лели, роман с которой продолжался 14 лет.

Для нас он остался замечательным поэтом. Притом, что поэтическое наследие его не столь велико, можно сказать, что он был вторым после Пушкина.

И ещё он оставил множество «почему?» на своем жизненном пути. Впрочем, не он один. Но видать такова особенность любимцев русских муз.

Ремарк и его женщины

Этого жизнеописания много лет не доставало знаменитой серии «ЖЗЛ», хотя, казалось бы, такой читаемый писатель как Эрих Мария Ремарк просто необходим в биографической линейке литературного цеха, где уже прочно обосновались Хемингуэй и Джек Лондон, Джеймс Джойс и Марсель Пруст, Экзюпери и Гарсиа Маркес.

Поэтому выход на русском языке книги Вильгельма фон Штернбурга «Ремарк» с многозначительным подзаголовком «Как будто всё в последний раз» стал несомненным событием как для редакции «ЖЗЛ», так и для всех почитателей ремарковской прозы.

Он ворвался в мировую литературы с антивоенным романом «На Западном фронте без перемен», который отнюдь не был писательским дебютом. Современники писателя уже читали его раннюю прозу: «Приют грёз», «Гэм», «Станция на горизонте», с которой он был бы вскоре забыт как десятки других ныне безвестных литераторов Веймарской республики.

«На Западном фронте…» поставил Ремарка в первый ряд писателей «потерянного поколения» наряду с романами «Прощай, оружие» Хемингуэя, «Смерть героя» Олдингтона, «Огонь» Барбюса…

Головокружительный успех романа «На Западном фронте без перемен» в Европе и Америке сделал Ремарка знаменитым и …богатым. Следующие книги «Возвращение» и «Три товарища» лишь частично продолжили антивоенную тему, открывая возникающие на горизонте темы любви и одиночества.

Перефразируя известную песню «битлов», о нем можно сказать, что всё что ему было нужно — это любовь.

Его любовные романы были сколь восхитительны, столь и мучительны. Женщин в его жизни, особенно в Голливуде, было множество, но многолетняя всепоглощающая страсть была связана с первой женой Ютой Цамбоной, с которой он то расставался, то соединялся, потом был долгий роман с Марлен Дитрих, на смену которой пришла «муза многих» Натали Палей из императорского дома Романовых, и много позже голливудская знаменитость экс-жена Чарли Чаплина Полетт Годдар.

Был ли он счастлив с ними? Кто знает? Любовь писателя безоглядна и мучительна.

Можно с уверенностью утверждать, что Эрих Мария Ремарк — певец любви и одиночества.

Любовь была необходима как воздух, чтобы спасаться от одиночества. Но только пребывая в одиночестве и страдая от любовной недостаточности, он создавал свои пронзительные романы, которыми зачитывалось не только поколение «шестидесятников», (именно тогда в наш культурный обиход ворвалась проза Ремарка, составившая серьёзную конкуренцию Хемингуэю), но уже сегодня его книги вновь овладели душами их внуков и правнуков. Возможно последняя фраза прозвучит высокопарно, но именно в этой ВСЕвремённости романов Ремарка и заключается секрет феномена непреходящей читательской популярности писателя, который не забронзовел и не покрылся «патиной классика».

Потому что ВСЁ что нам нужно читателю вчера, сегодня и завтра — это любовь.

Виктор ПРИТУЛА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: