Комментариев пока нет
«А также в области балета…»
Илзе Лиепа
«Танец в природе русских, мы — прирождённые танцоры, как итальянцы — прирождённые певцы».
Анна Павлова.
В свой дважды юбилейный год народная артистка России Илзе Лиепа работала с особой энергией и вдохновением
Один проект плотно примыкал к другому: после участия в великолепном «Бале сказок» в Петербурге с лучшими номерами из «Конька-Горбунка», «Золушки», «Щелкунчика», «Жар-птицы» Илзе полетела в Тюмень на гала-концерт молодёжных коллективов. До этого был феерический вечер, посвящённый любимейшему гению русской музыки Рахманинову: под звуки оркестра и пианистов-виртуозов она читала письма Сергея Васильевича, его жены и современников. А свой день рождения 22 ноября отметила в Сургуте спектаклем «Мой отец – Марис Лиепа» по собственному сценарию, включившему отрывки из книги Мариса Эдуардовича «Я хочу танцевать сто лет» и кадры исторических спектаклей, увидев которые забыть нельзя. В феврале спектакль пройдёт на сцене театра Немировича-Данченко, где выдающийся танцовщик начинал свою московскую карьеру.
Илзе много ездит по российским городам с мастер-классами для детей и педагогов, рассказывает о тех, кто принёс нам балетную славу, о красоте и одухотворённости русской хореографии: от Мариуса Петипа до великого Юрия Григоровича, создавшего блистательные спектакли «Иван Грозный», «Легенда о любви», «Спартак», «Золотой век», где мы продемонстрировали миру такую мощь русского и советского балета, что превзойти её по сей день не удаётся ни французам, ни американцам, никому. Это наша национальная гордость, как Пушкин, Достоевский, Чайковский, Рахманинов…
Западные санкции не ввергли Илзе в растерянность: «Я и моя команда восприняли меры блокады России как прекрасный шанс осмыслить отечественную культуру, историю и восхититься. Обернуть взор на себя, нашу молодёжь, задуматься, как преступно не заниматься ею». Почему наши дети должны танцевать под текст, непонятный ни им, ни родителям? На лабораторно-образовательные конкурсы, придуманные Илзе — «Весна священная» и «Русский балет навсегда», нельзя попасть с англоязычной композицией. Соло и дуэты начинающие хореографы тоже показывают исключительно на русскую музыку. Среди главных критериев отбора на премию, учреждённую её благотворительным фондом — нравственно-эстетическое содержание номеров.
«Мы смотрим разные коллективы от классических до народных и эстрадных. Тут нет мелочей, важно всё — от атмосферы репетиций до костюмов и музыкального фона. И меня не покидает мысль, будет ли пространство, которое предлагает ребёнку наставник созидательным или разрушающим», —
говорит Илзе. К ежегодному финальному концерту конкурсного марафона пишется сценарий. Начали с эпосов России и «Сказа про то, как Матвей Огненное лихо одолел», где герой — с виду похожий на Емелю недотёпа пошёл сражаться с чудищем, преодолел множество преград и победил. Полюбилось в регионах и представление «Князь Владимир»: весь прошлый сезон его с успехом давали в оперном театре Самары.
Про достоинство и разгрузку вагонов
Ситуацию с лишением её литовского гражданства комментирует сдержанно: «Я не могу сейчас не говорить о том, что люблю свою страну и поддерживаю своего Президента, и если за это Литва лишает меня гражданства, что тут скажешь? На прибалтийской афише до 2014 года много русских имён. И мы разве не считали своими Ивара Калныньша или принявшую православие с именем Елизавета Вию Артмане. Мой отец — латыш, а литовское гражданство я получила в период сотрудничества с замечательным танцовщиком Пятрасом Скирмантасом. Теперь мы на разных берегах, но проклятий друг другу не посылаем. Чего, по-моему, не делает в адрес чужой стороны ни один россиянин. В этом наша сила и достоинство».
Вспоминает Грузию. Попав туда в юности, удивлялась, как проснувшись и в течение дня, домашние там без смущения говорят друг другу о любви: «Не то, чтобы в нашей семье не было нежности, но такое обилие тёплых слов близким и незнакомцам поражало. Думаю, эту традицию нам стоит перенять. Не скупиться на добрые слова, произнося их только в дни рождения».
По убеждению Илзе, каждая девочка должна заниматься балетом, это гармонизирует душу и тело и защитит от окружающей агрессии. Детям некуда от неё спрятаться. Реклама, смартфоны, отовсюду доносится не Моцарт. Где взять заразительные примеры света и добра? Хорошее надо насаждать и прививать. Для этого 20 лет назад вместе с Марией Субботовской — первооткрывателем в России студий пилатес — Илзе основала Русскую национальную балетную школу, где по индивидуальной программе занимаются дети от 2-х до 14 лет. «Наша школа наполнена удивительными практиками с акцентом на программе здоровья. На родине и у зарубежных друзей мы собрали лучшие упражнения для стопы, спины, позвоночника, эффективные для человека любого возраста, особенно подростка. Они помогают уберечься от травм».
Илзе знает, что такое сломанные пальцы и лодыжки. Однажды на гастролях в Лондоне танцевала с переломанным мизинцем в течение семи дней — утром прогон для прессы, вечером выход перед наводящей бинокли публикой. Тейпировала специальным пластырем ногу, делала укол и вперёд. Те гастроли уже во времена антироссийских настроений прошли на «ура». В семье Мариса Лиепы наставляли: старайся, трудись, терпи! Заплачешь: «не могу!», тебе мгновенно: у нас нет «не могу», есть «не хочу»! Этим истинам она учит дочь и воспитанников школы. Без характера, воли в балете пропадёшь. Часто цитирует Анну Павлову: чтобы достичь успеха, ежедневно, делая одно и то же дело, делай его как можно лучше — так маленькими шажками, приблизишься к совершенству.
На вопрос о сериале «Балет» улыбается: не смотрела. Хорошее кино на эту тему снять трудно. Мечтала бы о появлении фильма, который достоин её профессии, но через это надо пройти. Тогда не будешь искать около балетные сплетни и склоки. Отец, выходивший в роли Красса больше 130 раз, сравнивал это с Олимпийскими играми. «Он возился со мной и братом, преподавал в училище, жизнь шла своим чередом, но внутри кипела титаническая работа, чтобы довести себя до пика формы. Никто ведь за тобой не следит как за спортсменами, не выстраивает диету, не готовит твою мышечную систему, чтобы к показу спектакля она достигла кульминации с блестящим результатом. Балетный человек разгружает по вагону в день, и всюду сам, — говорит Илзе. — Издевается над собой, изнуряет растяжками, сложнейшей гимнастикой и нагрузками в классе. Балет – это преодоление, драма, но и высокая романтика. Иначе бы не было такой красоты».
Скоро у неё поездка в Китай. Повезут пронизанный русским духом спектакль «Рахманинов навсегда» и грандиозную выставку «Первая позиция», где мультимедийные технологии перемешаны с подлинными балетными артефактами. Десант обещает быть мажорно ярким.
Татьяна КОВАЛЁВА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий