slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Им не жить друг без друга

О неразлучной связи информации с политикой рассказал сенатор Алексей Пушков

Алексей Пушков

Если в ХХ веке информация обслуживала политику, то в ХХI информация это и есть политика. С этого тезиса председатель Комиссии СовФеда по информполитике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков начал разговор об информационном устройстве современного мира. Информация сегодня диктует политику. Никаких судьбоносных решений без соответствующей информподготовки не принимается. Вспомните, как трубили США перед вторжением в Ирак, что у Саддама Хусейна было химическое оружие, и эта фальшивка стала информационно психологической основой американской агрессии. То же самое с Украиной.

Поймали сами себя

Цель Запада — нанести стратегическое поражение РФ, он сегодня наступающая сторона. Ему удалось консолидироваться, и выстроить прочную платформу для своих информационных атак. Подключить сюда помимо евроатлантического сообщества Японию, Австралию, Новую Зеландию и других. Мировые СМИ накачиваются набором антироссийских установок, которые сплочённо транслируют публике. И даже в странах, симпатизирующих России, к примеру — в той же Индии.

Тем не менее, поголовно всех склонить к изоляции России за эти полтора года не вышло. Не удалось навязать видение происходящего на Украине как конфликта между свободой и диктатурой. Это нужно США, чтобы придать правомочность оголтелым нападкам на Россию, якобы подавляющую украинскую независимость. Но найти идейную, нравственно-моралистическую обоснованность антироссийской политике не получается. Когда американцев спрашивают: вы бомбили Югославию, напали на Ирак, уничтожили Ливию и устроили необъявленную войну в Сирии, а теперь негодуете, что российская СВО неприемлема — как это? Ответ: «там было одно, а тут совсем иное» — не работает. Они оказались в ловушке собственного военного стандарта. Потому что всегда считали, что за счёт финансовой мощи, гигантской информационной машины сумеют перекрыть попрание международного права, что выделят Украину в «особый случай». Но схема дала сбой. Бумеранг возвращается обратно — к инициаторам пяти войн за последнюю четверть века. Американский нарратив сам себя пожирает и опровергает. И при общем недружественном, точнее враждебном нам контексте около 15–20 процентов западной общественности не разделяет американские подходы. Запад исчерпал свой ресурс приоритетного информационного влияния.

«Я бы сказал, что происходит кризис западно-политической модели управления миром, — делает вывод Алексей Пушков. — Мне это очевидно. Если президент Бразилии во всеуслышание говорит, почему мы должны торговать в долларах, а президент Кении заявляет, что нам нужна новая финансовая архитектура, а не та, что подчинена интересам МВФ. Если Индия — третья в мире страна по ВВП и Индонезия — седьмая — ведут переговоры о переходе на национальную валюту при двусторонней торговле. Их население в 5 раз превосходит население США. При этом я не утверждаю, что Запад рухнет и отправится в тартарары. Мы вышли в противостоянии с ним на некое плато. И многое сейчас будет зависеть уже не от каких-то отдельных шагов, а от устойчивости политики с обеих сторон в рамках формулы: «западные финансы против российских ресурсов».

Лёд взамен холода

Рассматривать июльский саммит НАТО как отказ Украине во включении в НАТО — это очень узкий подход. Встречи в Вильнюсе продемонстрировали, что альянс сплочён в стремлении выдержать и выиграть соперничество с новыми центрами силы в лице России, Китая и тех, кто с ними заодно. Было ясно сказано: если формируется российско-китайский тандем, то Запад не будет уклоняться от схватки и принимает вызов. Он взял долгосрочный курс на противодействие всем, кто способен поставить под сомнение западную гегемонию. Фактически объявлена эпоха новой холодной войны, только в гораздо более жёстких формах, чем в
50–80-х годах. «То время по сравнению с нынешним было куда приятнее. Случались кризисы, но шло взаимодействие, заключались договора, Хрущёв встречался с Эйзенхауэром, с Кеннеди. А происходящее сегодня я бы назвал не холодной войной против нас, а ледяной, — говорит сенатор. — И, похоже, развернуть Запад в сторону прежних отношений с Россией вряд ли кому удастся. Даже если Трамп придёт к власти, в лучшем случае он скорректирует ситуацию, но не более. Потому что в США налажена система сдерживания президентов, желающих пойти слишком далеко. Джон Кеннеди не хотел начинать войну во Вьетнаме, и мы знаем, что случилось в Далласе в ноябре 63-го…»

У них очень продуманная, хорошо организованная система навязывания своей воли и ценностей. В частности, через воспитание прозападных элит. Чего нет у нас. В Советском Союзе это делалось. Один Университет Патриса Лумумбы чего стоил, сколько иностранцев закончило его, многие женились на русских, и их дети говорят по-русски. На заграницу велось радиовещание на языках мира, но его закрыли, посчитав ненужным, а теперь выясняется, как архи важно это было. И как пригодилось бы это сейчас в той же Африке, где Интернет не особо распространён, а радио слушают все. Запрос на альтернативную информацию в мире огромен. И мы должны дать её, придумать инструменты, чтобы усилить наше присутствие за рубежом. Вряд ли тамошняя молодёжь хватается по утрам за отрабатывающую свой паёк мейнстримную прессу, она сидит в соцсетях. Так почему бы не создать российскую англоязычную соцсеть? И доносить свои взгляды через неё.

Долой трэшистов!

Алексей Пушков уже не первый год призывает к законодательным мерам по зачистке треш-стрима (Это прямой эфир, ведущий которого совершает опасные и унизительные действия над собой или другими людьми ради денежного вознаграждения от зрителей — Ред.). Этот феномен, подобно гидре ползущий по Интернету на миллионы людей, требует безотлагательного вмешательства. Ведь, если мы создаём зону вседозволенности в электронной паутине, то почему такое не разрешено в жизни? Это становится фактором воспитания общества, и не только молодых людей. Даже правоохранительные органы относились к данной предосудительной практике с прохладцей, считая хулиганством и чем-то несерьёзным. А треш-стримеры — это крайне серьёзно и чрезвычайно опасно! Пора поставить их вне закона.

Озабочен сенатор и крайне плачевным состоянием наших печатных СМИ. Цифра ни к коем разе не должна раздавить газеты и журналы, которым живётся всё тяжелее, и они попросту исчезают из киосков и почтовых ящиков. Типографские услуги подорожали, цена на подписку и доставку ежегодно растёт. Труднее всего региональным СМИ. А это один из важнейших способов донесения информации и сохранения граждан в информационном поле за пределами крупных городов. И мы не можем идти по пути разрушения единого информационного пространства РФ. Пренебрежительно снобистское отношение к ним недопустимо. Проводить опрос в Telegram «Читаете ли вы региональные СМИ?», равносильно тому, как где-нибудь в челябинской провинции задать вопрос о Telegram — там мало кому известно, что это за птица. У нас огромные территории, которые надо объединять, и региональная пресса выполняет эту задачу. Ей, как и всем печатным изданиям необходимо помочь. Конкретные предложения, как это сделать, внёс Союз журналистов Москвы: повысить субсидии на социально значимые проекты в печатных СМИ, установить на 5 лет нулевую ставку НДС и налога на имущество редакций и типографий, наложить мораторий на повышение тарифов на подписку и доставку и отменить экологический сбор за утилизацию макулатуры. Печать — важнейшее средство общения между государством и народом. Потому тема печатных СМИ требует к себе особого внимания.

Татьяна КОВАЛЁВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: