slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Почём на Марсе яблоки?

Размышления

Илл.: NASA data visualized using JMARS

Я родился и рос в стране, первой в мире покорившей космос. Это было едва ли не самой большой нашей гордостью: пускай в магазинах очереди, пускай без блата мало чего хорошего «достанешь», но в космосе мы — первые. Одной из моих любимых песен в школьные годы была «Звёзды встретятся с Землёю расцветающей, и на Марсе будут яблони цвести». Не стало единой страны. И что осталось от гордости моего детства? Как сейчас с ней обстоят дела? И, главное — есть ли свет в конце тоннеля?

Если бы гениальный Сергей Павлович Королёв пожил подольше, мы смогли бы выиграть и лунную гонку со Штатами. В худшем случае — Гагарин, Титов и Леонов полетели бы вторыми.

Затем начались чувствительные неудачи, частично из-за хрущёвской штурмовщины запусков к знаменательным датам, погиб маршал ВВС Неделин и множество людей вместе с ним, фактически, провалился штурм Марса в
60–70-е годы из-за технологического отставания СССР в сфере электроники (аукнулось неприятие «буржуазной кибернетики» в предыдущие годы), достигли частичного успеха лишь пять аппаратов из 17: то из клапанов топливной системы текло горючее, то взрывалась третья ступень, то транзисторы выходили из строя, то солнечные батареи не раскрывались полностью. Академик Михаил Маров в эпоху гласности признавал, что наши космические аппараты имели рабочий ресурс в 3–5 раз меньше, чем американские (их «Викинг-1» и «Викинг-2» работали на поверхности Марса от 4 до 6 лет).

Более успешным было советское завоевание Венеры: станция «Венера-8» проработала на поверхности планеты, при давлении 90 атмосфер и температуре более +450 С, почти час, а ещё четыре аппарата даже вели фотосъёмку. Почти все данные о Венере, которые сейчас имеет человечество — из СССР.

Когда распалась страна, даже самым записным энтузиастам стало ясно: Байконур больше не наш, а аренда — дело ненадёжное: придёт там к власти прозападный «елбасы» (с казах. — «лидер нации», «глава государства»), и останемся мы без пилотируемой космонавтики.

Во всём мире считается: легче всего взлетать как можно ближе к экватору. А у нас после Байконура остался Плесецк, слегка южнее Архангельска. И ведь с него в 1977 году осуществили 70 пусков, даже флоридский мыс Канаверал в те годы за нами угнаться не мог. В двухтысячные годы на базе малоуспешного ельцинского космодрома Свободный в Амурской области начали строить космодром Восточный. Говорили и писали в те годы о нём — как о БАМе в 70-е: новый жизнеутверждающий, мобилизующий проект новой, демократической России. Рабочие и инженеры трудились там поистине героически, живя в вагончиках и сборных модулях, а заморозки в Приамурье — с октября по май. К ним — никаких претензий. Но из-за «проблем с финансированием» стройка затормозилась на 18 месяцев. К началу 2019 года космодром был построен лишь на четверть. Справедливости ради надо сказать, что до Дмитрия Рогозина «Роскосмосом» рулили ещё четверо, так что он один за всё не отвечает.

В середине двухтысячных наши рыночные руководители понадеялись на дорогую нефть и рассчитали по ней бюджет космической отрасли. За основу ракеты-носителя (для замены «Протона» и «Союза») на «Восточном» была принята ракета семейства «Ангара», которую планировали выпускать поточно, по 20 штук в год… С середины 90-х эта ракета, на которую было потрачено более 5 млрд долларов, взлетала лишь дважды, её одноразовый пуск приближается по стоимости к 100 млн долларов, что делает «Ангару» неконкурентоспособной в сравнении с Falcon-9 Илона Маска. Выпуск гораздо более удачных (и окупавшихся) «Протонов-М» свёрнут. А на подходе уже новые американские, европейские, китайские ракеты… Есть ли у наших шансы? Разве что создать нечто поистине новое, революционное — например, ядерный двигатель или метановую многоразовую ступень.

Сегодня отечественная космическая программа, кроме грусти, ничего не вызывает. После возвращения в состав России Крыма и конфликта на юго-востоке Украины западные космические «ворота» для нас закрылись. Уже во второй половине 2014 года американские фирмы Blue Origin и АТК Aerospace предложили космической промышленности США проекты своих двигателей, такие, как Castor 30, вместо российских РД-180, до сих пор используемых на первых ступенях ракет Atlas 5. Планируется и выпуск новых многоразовых «челноков», призванных обеспечить независимость американцев от российских «Союзов», на которые янки пересели после катастрофы шаттла «Колумбия». После введения Евросоюзом антироссийских санкций, с марта 2022 г. российский стартовый комплекс ракет «Союз» на французском космодроме Куру в Гвиане будет законсервирован. По словам Рогозина, навсегда. Рухнул и отечественный прожект космических запусков с южнокорейскими партнёрами Korea Space Launch Vehicle — корейцы разработали свою ракету-носитель самостоятельно…

И тут федеральную космическую программу урезали с двух триллионов рублей до полутора. На создание сверхтяжёлой ракеты не хватит, а без неё невозможна, например, лунная программа, сравнимая даже не с американской — с китайской. Китайцы ещё в 2013 году произвели мягкую посадку на спутник Земли, впервые с 1976 года, когда там садилась советская «Луна-24». По его пыльным тропинкам уже покатались два лунохода из Поднебесной. В мае 2020 г. КНР осуществила запуск тяжёлой ракеты CZ-5B с собственным многоразовым кораблём на борту…

А вот наше, отечественное «достижение»: зарплату рабочим на космодроме Восточный стали платить вовремя, раньше выдавали с задержкой в 3–4 месяца, а то и вовсе не платили. И немудрено, деньги шли на другое. Глава акционерного общества, строившего объекты первой очереди, предпочитал на них возводить особняк и покупать яхты. Предприятие, отвечавшее за ёмкости для ракетного топлива, по данным Следственного Комитета РФ, перечислило компании-подрядчику почти 1 млрд руб., но все объекты в отведённые сроки построены не были. Следователи СКР, возбудившие уголовное дело после проверки ФСБ, оценили причинённый ущерб более чем в 665 млн руб. Несколькими годами ранее большие тюремные срока получили ответственные за подряды на космодроме бизнесмены М. Гельман и Ю. и М. Хризманы (не дошедшие до Восточного суммы, которые фигурировали в приговорах, содержали девять нолей). До зарплат ли работягам тут?

В то время, когда американцы и китайцы исследуют Марс с помощью марсоходов и даже Арабские Эмираты посылают на Марс исследовательский комплекс, в минувшем 2022 году Россия провела всего 22 космических пуска, что на три меньше, чем в 2021 году. Это самый низкий показатель за всю историю российской космонавтики. По данным ряда информационных агентств, доля России в общемировом количестве пусков составила 12%, что также является историческим минимумом.

В прошлом году США запустили 85 ракет, а Китай — 62. Всего же в мире было осуществлено 179 пусков. Таким образом, Россия отстаёт от США почти в четыре раза, а от Китая — почти в три. Видимо, гельманов и хризманов у конкурентов не водится.

Думаю, вы согласитесь, что каждой отраслью должен «рулить» специалист именно в этой области. Вот я, например, журналист. Если меня пригласят руководить Роскосмосом, я не соглашусь ни за какие коврижки, поскольку ракеты и запуски видел только по телевизору. Я ведь этак могу и вред отрасли нанести. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник… Крылов неустаревающ.

Россия также проигрывает конкурентам по количеству спутников на орбите. По данным интернет-сайта Union of Concerned Scientists, на 1 января 2023 года на орбите находилось 3860 спутников, из которых 1616 принадлежали США, 1048 — Китаю, а лишь 176 — России. Сейчас, во время СВО, не обеспечивать связку высокоточного оружия и беспилотников со спутниковой группировкой, которой «сверху видно всё» — значит, обрекать армию на растущие потери. Против нас посредством НАТОвской техники ведут сетецентричную войну. Мы лишь начинаем овладевать её приёмами.

Помощник президента РФ Андрей Белоусов, по данным РБК, так прямо и сказал, что «Роскосмос», насчитывающий 220 тысяч сотрудников, не умеет зарабатывать деньги. Концерн на это ответил, что виноваты санкции стран Запада, ослабление рубля и выход на рынок пусковых услуг частных американских фирм, таких, как компания Илона Маска (в фирме которого 1300 человек, из них 550 инженеров), с демпинговыми ценами на полёты. Им помогает государство, указывает «Роскосмос». Ну что же, согласимся. А нашей космической отрасли когда начнут так же помогать, вместо того, чтобы урезать финансирование? И когда российские бизнесмены полюбят ракеты и спутники больше, чем яхты и особняки?

Александр ЯБЛОНСКИЙ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: