slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Красавицы и чудовища

Сергей Глушко, Наташа Королёва

Долгие годы я думаю о двух тревожных тенденциях нашего времени. В своё время был довольно популярен мультипликационный фильм с таким же названием. Его замысел отчасти восходит ко многим странствующим сюжетам, в том числе, и к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», услышанной по его свидетельству, от ключницы Пелагеи. Впрочем, наш разговор, собственно, не об этом. Или не совсем об этом. Думается, эти размышления актуальны и в связи со СВО.

Человек, внимательно наблюдающий за окружающей действительностью, наверняка обратит внимание на то, что в последние десятилетия наши мамочки и бабушки с маниакальным упорством называют маленьких девочек: «Наша принцесса». Они, вероятно, исходят из сказочного представления о жизни принцессы. По их наивному мнению, существование такой девушки состоят исключительно из приятных, карамельно-пряничных моментов: они бесконечно наряжаются в платья с кринолинами, развлекаются, участвуют в балах и пирах, примеривают порфиру и прочие атрибуты венценосного обихода и терпеливо ожидают своего принца на белом коне. Картинка и в самом деле завлекательная, заманчивая. Но насколько она соответствует правде жизни?

Прежде всего задумаемся о том, кто же такая принцесса? Это — дочь короля и королевы. Называя так свою дочурку, родители тем самым незаконно присваивают самим себе этот высочайший титул. Но тут заключается только одна сторона лжи.

Родители самозваных «принцесс» не отдают себе отчёта, в чём же состоит образ жизни настоящих высочеств. Детские годы, понятно, протекают в атмосфере изнеженности, баловства и сибаритства. Но не только. Каждая принцесса находится под строжайшим наблюдением нянюшек и бонн: с самых юных лет ей прививают строгие правила этикета и изысканные манеры. Она не имеет права ковырять в носу или чесать там, где чешется, как бы этого ни хотелось, особенно на людях.

Разумеется, само положение подразумевает раннее всестороннее обучение. В этом легко убедиться хотя бы по другой сказке — «Двенадцать месяцев». Какой бы взбалмошной по характеру она ни была, ей приходится брать уроки. Разве можно представить себе малограмотную и необразованную принцессу? Но кроме школьного курса наук принцесса должна обучиться музыке и танцам, это, как говорится, обязательная программа.

Когда же принцесса взрослеет, на её плечи ложатся более серьёзные обязанности: она должна присутствовать на приёмах, участвовать в переговорах с зарубежными дипломатами и гостями, вести ту или иную сферу дворцовой жизни, заниматься благотворительностью. Вспомним, что в годы Первой мировой войны дочери Николая II, царевны, то есть, те же принцессы, регулярно посещали госпиталя, где утирали слёзы раненым солдатам и ухаживали за ними.

Вряд ли нынешние мамочки пожелали бы своим обожаемым дочкам такой участи. Но они об этом даже не задумываются. Тем более такие семьи обычно лишены патриотического чувства.

Но пойдём дальше: ожидание принца на белом коне приносит не только счастливые результаты, неслучайно на эту тему существует множество не совсем невинных анекдотов. Правда состоит в том, что у принцессы фактически нет выбора спутника жизни. Только в мультике принцесса осмеливается убежать с безродным Трубадуром, в реальности же всё не так.

Её женихом и мужем становится не тот, кто ей мил, а на кого укажут её родители, часто руководствуясь государственными, династийными и геополитическими интересами. Её мужа избранником не назовёшь: кого подберут, за того и выходи. В замужестве же ей предстоит рожать, рожать и рожать, ибо любой монарший дом заинтересован в расширении фамилии, а значит, и сфер влияния.

Образ жизни таких дам не назовёшь безопасным. В политическом процессе возможны любые пертурбации, и вот четверо упомянутых сестёр становятся жертвами безжалостного расстрела в екатеринбургском доме Ипатьева… Другой пример — трагическая судьба британской принцессы Дианы. Мне рассказывали, как рыдали русские горничные в отеле, узнав о смерти Дианы. Со швабрами в руках они искренне соболезновали той, которая купалась в роскоши, а погибла по легкомысленности. Обо всём этом следовало бы задуматься тем, кто называет своих девочек принцессами.

Особенностями «придворного» воспитания можно было бы пренебречь, если бы не одно «но». Девочки, вырастающие в условиях обожания и преклонения, прощаясь с детством, неожиданно обнаруживали, что они — обычные граждане, вернее гражданки, которым надлежит самостоятельно учиться и работать. А они к этому не приучены. Принцев на всех не хватает. А хочется! Надежды на безоблачную жизнь разбиваются вдребезги.

Вот откуда идут завышенные требования к потенциальному супругу. Вот почему по улицам больших городов сегодня бродят толпы одиноких женщин, а, следовательно, и мужчин. Ведь им с начала 90-х годов в голову внедрена жёсткая эстрадная доктрина: «Чтоб не пил, не курил, чтоб цветы всегда дарил, мне зарплату отдавал, тёщу мамой называл, был к футболу равнодушен и в компании не скучен, а к тому же чтобы он и красив был и умён!..» С футболом тут, пожалуй, перебор, а в целом — типичный набор хотелок для фальшивой принцессы.

И тут вспоминается другая песня того же переломного периода. В 1991 году зазвучал хит Игоря Николаева «Маленькая страна». Исполнявшая его киевская кокетка Наташа Королёва явно примеривала на себя корону: это видно по клипам, хотя она там и стилизована под венок. Слова, сочинённые Ильёй Резником, заставляют задуматься, а потом многое объясняют. Да это ведь те же мечты о титуле принцессы! Но только троны больших монархий прочно заняты, а поэтому надо подыскать другую страну — маленькую: «Есть за горами, за морями / Маленькая страна. / Там звери с добрыми глазами, / Там жизнь любви полна… / Мне час свиданья предназначен / В звёздной моей стране. / Там ждёт меня красивый мальчик / На золотом коне». Что ж, антитеза ясна: большая, старательно разваливаемая держава и — маленькая, уютная страна, где всё так замечательно. Говоря проще, надо валить из этого ужаса туда, «где всегда тепло и ясно».

Не дождавшись принца, такая дама переключает внимание на другие объекты по принципу «красавица — чудовище». Противоположности сближаются, и вот, как в школе, отличницу властно тянет к хулигану. Есть в нём что-то притягательное. И вот на смену спокойному и благообразному Николаеву, с которым хорошо, но скучно; в объектив певицы попадает брутальный Тарзан, с кем не соскучишься. Вот какой конь нужен ищущей «красавице»!

В те годы подобные разрывы и схождения («скрещенья рук, скрещенья ног») были не редкостью. Достаточно вспомнить скандальный союз шоумена Никиты Джигурды и фигуристки Марины Анисиной. Не только же бурная сексуальная тяга стала причиной этому сближению! Ясно, что спортсменка, вырвавшись из-под опеки строгих тренеров, пустилась во все тяжкие и нашла противоположность благообразному миру фигурного катания в лице настоящего чудовища, которое, по словам Радищева «обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй». Впрочем, в случае с Джигурдой надо добавить: не только «лаяй», но и «рычай», ибо зверский облик артиста способен навести ужас на любую аудиторию. Но ведь сколько женских сердец, настоящих красавиц это чудовище привлекло именно дикостью своего поведения, которая обильно демонстрировалась в эфире многочисленных ток-шоу.

Но в чём же привлекательность имиджа чудовища, почему он зачастую переигрывает своего тихого и мирного соперника? Кажется, вопрос лежит на поверхности. Добрый, скромный, положительный герой для читателя и зрителя, особенно, молодого, — скучен. Да, он хороший и что? А вот злодей – непредсказуем, ветрен, взрывчат, короче говоря — «крут». Да, как партнёр он ненадёжен, но, может, красавицу эти качества как раз и интригуют: «ты меня обними, а потом обмани» (в конце концов, мазохизма ведь никто не отменял). А ещё в основе таких чувств лежит наивная надежда, что она сумеет перевоспитать, обуздать этого норовистого коня, сделать из него принца. Разве женщинам было неизвестно, скольких до них обольстил и бросил Дон Жуан? Они были в курсе, но слепо верили, что вот с ними-то всё будет наоборот: ретивый скакун остепенится, встанет в колею и покорно потянет лямку привычного быта.

Иногда, глядя на обстановку на Украине, я думаю: почему экстремистам так легко удаётся вербовать в свои ряды молодые, неискушённые души? Не только же массированная идеологическая обработка тому причиной?! Просто на «старую закваску» искорёженного воспитания ложатся новые «заманухи» — факельные шествия, зигования, громкие экспрессивные выкрики и речёвки, обещания близкой победы, которые завораживают, привлекают нынешнюю молодёжь. Ещё бы — это «круто»! Для таких — благопристойные увещевания не действуют, они им скучны. Киевские недоросли в спецлагерях получают в руки боевое оружие, и верят, что дома их будут ждать доступные страстные красавицы. Так будущие чудовища и впитывают в нежном возрасте стремление бить «москалей» и резать «русню»…

Сергей КАЗНАЧЕЕВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: